Разразившийся в ночь на 9 августа сильнейший ливень, продолжавшийся до середины следующего дня, нанёс серьёзный ущерб инфраструктуре южных районов Новгородчины, включая Марёвский.
А два дня спустя, 11 августа, в Марёве прошло, с участием губернатора области Андрея Никитина, внеочередное заседание областной комиссии по ликвидации последствий ЧС.
Бунт природы
Пока учёные мужи спорят, что грозит землянам — глобальное потепление или глобальное похолодание, приводя противоречивые доводы в пользу своей позиции, в природе и правда происходит что-то неладное, непривычное: сорокапятиградусная жара в умеренном европейском климате, ливни в засушливых местах, сильнейшие наводнения - паводки, вроде происходящие в последнее время в Иркутской области. Природа бунтует, климат меняется. Но в Иркутской области — большие сибирские реки. Казалось бы, подобная стихия не должна угрожать Марёвскому району: наши мелкие речушки летом можно вброд перейти. Но не стоит забывать, что Марёвский район расположен на отрогах Валдайской возвышенности, на высоте 100–200 метров над уровнем моря, и наши речушки — настоящие горные и ведут себя соответственно.
Стихия нагрянула неожиданно даже для специалистов. По информации, доложенной впоследствии на заседании областной комиссии по ЧС руководителем Новгородского гидрометцентра Валерием Прокопенко, циклон держал курс на Москву, по неожиданно «довернул» к северу и вылился на южные и восточные районы Новгородской области — Марёвский, Демянский, Валдайский и Окуловский. Больше всего досталось Марёвскому, где за один день выпала полуторамесячная норма осадков. И наши горные речки, не выдержав напора стихии, взбунтовались, вышли из берегов...
Потоп местного значения
Ливень рухнул на Марёво вечером 9 августа. Вода низвергалась с неба непрекращающимся сплошным потоком. Надежды на непродолжительный дождь природа развеяла — ливень шумел всю ночь, не прекратился и утром следующего дня. Стихия захватила всю территорию района. Вследствие значительной площади водосбора за счёт малых ручьёв и речушек русла Марёвки, Щеберихи, Каменки, Белки быстро переполнились, вода стала растекаться по низменным местам.
К полудню 9 августа вода подошла вплотную к границам стадиона райцентра, а к вечеру весь стадион оказался под водой, из которой сиротливо выглядывали трибуны для зрителей. (Подобное наводнение в Марёве отмечалось лет двадцать назад, в конце девяностых).
К полудню началось подтопление огородов и жилых домов на расположенных в непосредственной близости от Марёвки улице Заречной и в переулке Советском. У дома Дмитриевых, где трубы водостока проложены не совсем верно, вода пошла к дому, хозяевам пришлось вооружиться лопатами и прорывать водоотводный «канал». (Аналогично поступали и другие домовладельцы в райцентре — там, где это могло помочь).
Вода нескончаемым потоком шла вдоль улицы Заречной по направлению домовладения Храмовых. Пешее сообщение между микрорайоном льнозавода и центром села было перерезано — пешеходный мостик оказался под водой. Несколько домов (в частности, Музлановых, Рыжовых, Зайцевых, Осиповых и других) и надворных построек уже были полностью в окружении, теплицы в огородах стояли «по колено» в воде.
Уже когда дождь прекратился, вода продолжала прибывать. На улице Заречной она шла через подвалы домов, не задерживаясь. Пришлось спасать автомобили.
На чрезвычайном заседании районной комиссии по ликвидации ЧС был объявлен режим повышенной опасности и сформирован соответствующий штаб. Главой района Сергеем Горкиным с «подручными» постоянно вёлся мониторинг ситуации. Сообщения с мест приходили одно тревожнее другого. Затопило подвалы домов на двух улицах райцентра, нескольких домов в Молвотицах, огороды и бани в Быкове. («Благодаря» конструкциям старого моста в этой деревне на Каменке образовался большой затор). Размыты участки дорог Молвотицы — Заселье, Шинково — Афаносово и других. Снесло лёгкие деревянные мосты на речке Белке между Новой Руссой и Дубровкой, на Каменке между Сидоровом и Павловым, в районе Бели‑2, жители деревень оказались отрезанными от «Большой земли».
(По прикидкам, в пик паводка вода поднялась, считая от дна русла рек, на 2,5 метра).
К вечеру 9 августа в нескольких километрах от Демянска, в районе бывшего кирпичного завода, поток воды из двух разлившихся речушек на несколько часов перекрыл движение по региональной автодороге. Только около девяти вечера движение было возобновлено. (Справедливости ради заметим, что уже к полудню субботы, 10 августа, последствия стихии здесь уже были ликвидированы дорожниками, проведена подсыпка дорожного полотна).
На участке дороги Молвотицы — Горное вблизи села разлившаяся Щебериха перекрыла движение автотранспорта. Даже спустя сутки, во второй половине субботы, водители миновали участок с опаской, рискуя набрать воды в салон.
Администрации района не оставалось ничего другого, как объявлять режим чрезвычайной ситуации. Что и было сделано в субботу решением комиссии по ликвидации последствий ЧС. А на следующий день, 11 августа, в Марёве прошло под председательством губернатора области Андрея Никитина оперативное заседание областной комиссии по ликвидации последствий ЧС.
«Разбор полётов». Поможем чем можем
Утром этого дня сотрудники областного управления МЧС на территории бывшего аэродрома подготовили всю необходимую базу для работы комиссии: действовал связной командный пункт на базе автомобиля, рядом стоял штабной шатёр. На аэродроме нёс дежурство наряд пожарной части. Вертолёт с губернатором, совершавшим облёт территорий пострадавших районов, приземлился в Марёве в 14 часов. Через несколько минут началась работа областной комиссии по ликвидации последствий ЧС с участием в том числе глав всех четырёх районов, пострадавших от паводка. Профильные министры областного правительства и другие руководители участвовали в заседании в режиме видеоконференции.
— В ходе заседания по ликвидации последствий неблагоприятных гидроклиматических явлений рассмотрим вопросы, касающиеся восстановления объектов, оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате неблагоприятных погодных условий, — кратко очертил круг тем для обсуждения Андрей Никитин.
Затем предоставил слово руководителю Новгородского гидрометцентра — каких капризов погоды ожидать в ближайшее время? Информация — неутешительная: по прогнозам синоптиков, Марёво и смежные районы 13 августа вновь окажутся под ударом стихии, ожидаются ливни почти такой же интенсивности, как 9 августа.
Исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС по Новгородской области Николай Тимофеев отметил, что ситуация в регионе стабилизировалась. В 7 населённых пунктах Демянского, Марёвского, Валдайского и Холмского районов подтопленными остаются 79 приусадебных участков, размыто 15 участков дорог. Отсутствует проезд к 15 населённым пунктам с 68 проживающими в них. Сотрудники МЧС заняты устранением последствий стихии на местах подтопления, работает соответствующий штаб. На наиболее сложных участках работают 3 мобильные группы. Организовано взаимодействие с Новгородавтодором. К ликвидации последствий ЧС привлечено более 100 человек, в том числе от дорожной службы — более 40, десятки единиц техники. На 11 августа повсеместно отмечается спад воды.
Министр дорожного хозяйства и транспорта Станислав Шульцев по предложению губернатора доложил о ситуации с состоянием и восстановлением автомобильных дорог. По состоянию на 11 августа фиксируются разрушения на 15 участках региональных дорог в границах нескольких районов, в том числе в Марёвском — 4 участка региональной дороги, проезд обеспечен на 3. К следующему дню планировалось закончить работы и на четвёртом — в районе переправы у Горяева. На дорогах местного значения разрушено 3 моста, восстановят их после схода воды.
— Сумма ущерба на предварительное восстановление дорог составила 12 миллионов рублей, для капитального восстановления размытых участков дорог и искусственных сооружений потребуется порядка 150 миллионов, — сделал вывод министр.
Губернатор уточнил: речь идёт о сумме, потребной на все дороги, включая муниципальные? И получил утвердительный ответ.
Слово — главам пострадавших районов — Марёвского, Демянского, Валдайского. Окуловского, «вживую» участвовавших в заседании комиссии. Первым держал ответ глава Марёвского Сергей Горкин.
— В результате прохождения по территории Марёвского района неблагоприятных погодных явлений произошло разрушение нескольких участков дорог, — доложил глава. — Разрушены 3 моста, соединяющих Сидорово — Павлово, Новую Руссу — Дубровку, Бель I — Бель II. В результате разрушений изолировано 15 населённых пунктов с общим количеством проживающих 99 человек.
Из-за подтопления подстанции в переулке Советском 9 августа на несколько часов была отключена электроэнергия на двух улицах. ...По данным на 12 часов 10 августа, всего на территории района подтоплено 43 придомовые территории, 20 домов, в которых проживают 160 человек, в том числе 14 детей. ...Для ликвидации последствий стихии созданы оперативный штаб и рабочая группа по оценке нанесённого ущерба... Заканчиваются работы по восстановлению дороги Шинково — Афаносово. В Павлове и Дубровке имеется пешеходное сообщение, помощи не требуется. В Бели эвакуирован больной с инсультом, налажена временная переправа. Работает комиссия по оценке ущерба. Необходимости в эвакуации пострадавших не возникло. Сил и средств, работающих в районе, достаточно. Требуется восстановление трёх мостов.
Губернатор поинтересовался, есть ли у пострадавших доступ к медицинским услугам, обеспечены ли они продовольствием, водой. Получив утвердительный ответ — «скорая» наготове, воды и продуктов достаточно, губернатор порекомендовал и дальше держать ситуацию под контролем. На вопрос, когда на территории района будут восстановлены все дороги и водные переправы, ответил Станислав Шульцев: через две недели.
Представители профильных министерств доложили о предпринимаемых действиях по оказанию помощи пострадавшим, включая материальную.
После того как о ситуации, сложившейся на подведомственных территориях, доложили главы других районов, губернатор в качестве выводов с заседания озвучил план дальнейших действий.
Первое — не позднее 12 августа во всех районах провести заседания комиссии по ликвидации последствий ЧС. В районах, не пострадавших от стихии, — в целях профилактики. Проверить все средства временного размещения граждан. («На всякий случай, чтобы потом не бегать и не махать руками», — заметил губернатор).
Самый пострадавший — Марёвский район, сделал вывод Андрей Никитин. Поэтому профильным министерствам надо обратить на эту территорию повышенное внимание и оказать всестороннюю помощь, держать ситуацию на контроле, уделяя особое внимание людям, социально не защищённым. Этим вопросом должна озаботиться и районная администрация, лучше знающая обстановку на местах.
Далее. В соответствии с постановлением правительства Новгородской области сформированы резервные фонды — областной и районные, которые необходимо задействовать для оказания материальной помощи пострадавшим на основе подсчитанных данных о нанесённом им ущербе. Прежде всего, это касается, понятно, малообеспеченных граждан, «попавших в эту непростую ситуацию». (В резервном фонде бюджета Марёвского района — всего 50 тыс. рублей).
Губернатор дал поручение областным руководителям «проработать вопросы поддержки муниципальных бюджетов в части восстановления муниципальных дорог». Там, где это необходимо. Кто-то из присутствующих в качестве дополнительных страховочных мер на случай паводка предложил обследовать с помощью беспилотных летательных аппаратов русла рек — чтобы определить, куда идёт вода, где есть препятствия и т. д. На что губернатор справедливо заметил, что подобные действия — в полномочиях только федеральной власти. (Да и вряд ли это что-то изменит — противопоставить стихии нам нечего). Было ещё предложено провести обследование гидротехнических сооружений — мостов на предмет возможных дефектов, но это накладно, поскольку занимаются обследованием спецорганизации, с которыми необходимо заключать контракты. В то же время ничто не мешает на местном уровне ликвидировать на реках заторы и сооружённые бобрами «плотины».
— Следующее заседание областной комиссии по ликвидации последствий ЧС проведём 16 августа независимо от того, как будут развиваться погодные условия, — предложил Андрей Никитин. — Заодно и посмотрим, как идут работы по восстановлению.
Своими глазами
По завершении работы комиссии губернатор посетил несколько объектов, наиболее пострадавших от паводка. Но первым делом — люди. Поэтому не случайно «мониторинг ущерба» начался со встречи с жильцами домов, наиболее пострадавших от потопа. В переулке Советском три дома — Фёдоровых, Коньшиных и Шуваловых. Вода в них поднималась выше пола. На момент прихода губернатора здесь работали сотрудники МЧС, с помощью специального оборудования подсушивавшие жилые помещения. Судя по ответам марёвцев, паводок они восприняли как неизбежное зло, без паники. Надеются, что с помощью властей будет компенсирован нанесённый домохозяйствам ущерб, приведены в порядок придомовые территории. Зоя Фёдорова благодарила главу района Сергея Горкина за внимание к пострадавшим и поддержку, хотя бы и моральную.
Следующий объект — мост по дороге на Горяево. Точнее, плотина — сооружение из железобетона, в своё время задуманное и построенное по инициативе главы района Вячеслава Голубева при содействии тогдашнего начальника «Новгородавтодора» Петра Виллевальдта, — для создания искусственного водоёма. Но благое дело завершилось неудачей: водоёма не получилось, зато из-за изменения русла реки Марёва едва ли не ежегодно обходит гидросооружение с двух сторон, подмывая берега. Так произошло и на этот раз, восстановление подъездов к мосту потребует силы и средства.
Напоследок
Последний для посещения объект — стадион райцентра. Вода уже ушла, но на «реконструируемом» футбольном поле — «остаточные» лужи и грязное месиво. Губернатор пообещал марёвцам помощь и в восстановлении этого объекта.
И ещё. Многих из приехавших в Марёво в этот день горожан, и не только журналистов, интересовали почему-то два вопроса: насколько стойко марёвцы перенесли удар стихии, не паниковали ли и кто виноват — нельзя ли было предпринять какие-то действия для ослабления удара стихии — оканавливание территорий, например? Что на это ответить? На первый вопрос — паники не было. Кто-то и вовсе не заметил паводка, а кого он коснулся — восприняли удар стихии как неизбежное зло, вооружившись подручными средствами и постаравшись по возможности смягчить последствия стихии. Хотя шансов на это было мало. Второй вопрос и вовсе нельзя воспринимать всерьёз. Всегда мы стараемся найти «крайних». Никакие канавы не помогут, против стихии у нас нет приёма — как против лома. Средств, чтобы построить в гидроопасных местах дамбы, как в Питере, например, у нас нет. Остаётся смиренно подсчитать сумму ущерба и по возможности компенсировать. Стихия есть стихия.
Кстати, и Андрей Никитин дал понять журналистам, что в экстремальной ситуации наши люди и власти в лице тех же глав районов вели себя достойно, делали всё необходимое для минимизации последствий ЧС. И конечно, глава губернии дал понять, что областная власть не оставит пострадавших наедине с их проблемами, заявив: «Всем пострадавшим будет оказана необходимая помощь».
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора и из открытых источников