Непросто при годовом бюджете в 17 миллионов решать проблемы целого поселения. Однако если не сидеть сложа руки, многое получается. В этом мы убедились, пообщавшись с главой Грузинского поселения Светланой Цветковой.
— Светлана Борисовна, Грузинское поселение единственное из сельских поселений в районе участвует в программе «Формирование комфортной городской среды». Что удалось отремонтировать за эти годы? И насколько активны люди?
— Да, у нас есть населённый пункт, насчитывающий свыше тысячи человек, — Краснофарфорный. Составлена программа на пять лет. Мы предлагаем, какие дворы нужно отремонтировать, а жители могут согласиться или отказаться: программа подразумевает обязательное финансовое участие граждан. Деньги можно собирать в течение года.
Третий год мы работаем по этой программе. В 2017 году отремонтировали двор у многоквартирного дома № 9 на ул. Октябрьская и начали работы в парке. В 2018 году условия программы изменились, и денег на общественную территорию нам уже не дали — их получили только крупные города. Но профинансировали ремонт придомовой территории. Мы сделали ещё один двор: на Октябрьской, 8.
В этом году начали ремонтировать придомовую территорию у многоквартирного дома № 10 на Октябрьской. Работы осуществляет ООО «ЛЕГИОНСТРОЙ» — организация уже работала на территории поселения и хорошо себя зарекомендовала. Ремонт идёт полным ходом: сняли старое покрытие, установили поребрики.
Денег выделяется всё меньше, мы вынуждены увеличивать софинансирование, чтобы это не отразилось на качестве выполняемых работ.
— Когда начнётся ремонт дорог? Почему процесс затягивается?
— Мы трижды объявляли аукцион. В первый раз никто не заявился (на это есть объективные причины, связанные с логистикой и чисто финансовые). На второй аукцион вышли две организации, но они допустили ошибки в оформлении конкурсной документации. И мы вынуждены были провести третий аукцион, на который заявилась новгородская организация «Автоспецстроймеханика», с ней и заключён контракт. Согласно документу до 1 октября работы должны быть завершены.
— Каков объём финансирования и что планируете сделать?
— Из дорожного фонда мы получим два миллиона триста тысяч, и столько же даёт правительство области на реализацию областной программы «Дорога к дому». Обязательное условие — дорога должна вести к социально значимому объекту. Такие остались в трёх населённых пунктах: Краснофарфорном, Оскуе и Грузине.
В Оскуе мы в 2016 году заасфальтировали улицу Тони Михеевой, где расположены школа, ФАП и детский сад. В Краснофарфорном в прошлом году отремонтировали Первомайскую и Октябрьскую. Таким образом, социально значимые объекты остались только в селе Грузино, где и решено было сделать две улицы: Гречишникова и Школьную. 22 года отстоял асфальт на ул. Гречишникова. От планов ремонтировать картами мы отказались, посоветовались со специалистами и пришли к выводу, что нужно полностью заменить старый асфальт — около девятисот метров. И так же будем ремонтировать большую часть дороги на ул. Школьная.
Общая сумма составила пять миллионов сто тысяч. Очень надеемся, что уложимся в сроки и сделаем всё качественно.
— Удалось ли уйти от практики, когда деньги на дороги выделялись исходя из числа жителей?
— Мы давно говорили о том, что такое распределение средств неправильное. Отток жителей продолжается, а дороги остаются. И они жизненно необходимы. По ним нужно возить хлеб, по ним едут пожарные машины и скорые, мы сами добираемся по ним. Наконец нас услышала Ассоциация муниципальных образований: вот уже несколько лет средства на ремонт дорог область выделяет в соответствии с количеством километров. Мы занялись паспортизацией дорог. В итоге получился большой километраж, и финансируют нас практически на ту же сумму, что и город Чудово. Деньги, выделяемые из дорожного фонда, — целевые. Мы сами составляем планы ремонта исходя из необходимости, востребованности, целесообразности.
— Как контролируете подрядчика?
— Наученные горьким опытом, мы нанимаем независимую организацию дорожного контроля и сопровождения дорожных работ (г. Тосно). Они контролируют выполнение работ на каждом этапе, представляют нам подробный отчёт по каждой дороге.
— Свои дороги вы стараетесь привести в порядок. А что с теми, которые находятся в областном подчинении?
— Серьёзную обеспокоенность вызывает дорога Переход — Мелехово — Березеево, где много лет не было серьёзного ремонта (подсыпанные пару лет назад ямы не в счёт). И ремонт картами ситуации не спасёт: в идеале там нужно, как в Грузине, снимать старое и укладывать новое покрытие. Но таких планов у Новгородавтодора пока нет.
Дорога на Рогачи, капитально отремонтированная несколько лет назад, требует внимания со стороны обслуживающей организации. Есть у жителей и администрации поселения серьёзные нарекания в адрес местных лесозаготовителей, захламляющих обочины и разбивающих дорогу.
Есть проблемы и с дорогой в д. Мелеховская — она единственная, по которой можно добраться до трёх воинских захоронений. К нам круглый год приезжают родственники погибших, и зачастую они просто не могут туда попасть.
— В этом году вам не удалось получить поддержку в рамках ППМИ. Но вы нашли выход...
— Да, мы участвовали в отборочном туре, но, к сожалению, нужного количества баллов не набрали, хотя соблюли все условия. Было организовано анкетирование среди населения, в числе лидеров оказалось предложение жителей села Оскуй о ремонте дорожного покрытия участка улицы Большая Набережная. Люди готовы были внести необходимые 30 тысяч, мы увеличили софинансирование с 80 тысяч до 240, составили смету. Всё представили вовремя. Не получилось. Конечно, расстроились. Подумали и решили: создадим в Оскуе ТОС. И создали. Это пятый ТОС в нашем поселении. В следующем году гарантированно профинансируем ремонт дороги в рамках поддержки территориального общественного самоуправления.
— Непросто работать с бюджетом в 17 миллионов... Тем не менее работа с людьми, ваша личная заинтересованность и неравнодушие приносят свои плоды. Положительный пример — деревня Велья, где жители одними из первых создали ТОС.
— Постоянных жителей в деревне немного, но дачники очень активные. Люди по своей инициативе построили часовню, облагородили воинское захоронение, сделали беседку... Деньги выделяются каждый год, но суммы небольшие и только на один ТОС в поселении. В этот раз мы решили поддержать жителей Вельи. На выделенные деньги они уже отремонтировали дороги.
В нашем поселении пять ТОСов: в Велье, Щетине, Облучье, Краснофарфорном и теперь ещё в Оскуе.
Мы пытаемся участвовать во всех программах. Хотя, как вы верно заметили, всё непросто. Сложно работать с людьми. Зачастую сталкиваемся с непониманием, недоверием: почему мы должны, почему с нас требуют последние деньги? Отчасти я с ними согласна: не все имеют возможность поучаствовать. Но так рассчитана программа. Пытаемся убеждать. Слышат. Вторая проблема связана с тем, что любая программа подразумевает софинансирование администрации поселения. А нам никто денег в бюджет дополнительно не даёт. Наш годовой бюджет — чуть больше 17 миллионов, из них 4 — это целевые средства на ремонт дорог. Вот и посчитайте, что нам остаётся на всё остальное.
Сложно, но просто ничего не бывает.
Светлана ЩЁГОЛЕВА
Фото автора