Среда, 23 октября 2024

Редакция

Возвращение домой

19 августа в музее военной истории Молвотицкой школы состоялась траурная церемония передачи останков бойца Красной армии Якова Егоровича ЕФРЕМОВА, обнаруженных поисковиками, родственникам погибшего.

Находка «Находки»

Весной этого года поисковики демянского отряда «Находка» Александра Морзунова в очередной раз работали в приграничной полосе двух районов, у бывшей деревни Кулотино, погибшей в войну. В последние годы этот топоним приобрёл печальную известность за счёт обнаруженных в ходе Вахт Памяти многочисленных жертв жестоких боёв 1942 года на южной оконечности Демянского котла. За несколько лет в районе урочища подняты останки нескольких сот погибших в тех боях защитников Отечества — страшная цена за овладение небольшой деревушкой.

На этот раз морзуновцы подняли останки 60 бойцов. Они лежали на горушке на ограниченной площади в несколько соток, в своих стрелковых ячейках. Вероятно, целое подразделение накрыло плотным миномётным огнём противника. Поисковики обнаружили два смертных медальона. Криминалистам удалось расшифровать плохо сохранившееся содержимое капсул. Один погибший оказался Николаем Ивановичем Бурковым, второй — Яковом Егоровичем Ефремовым. Останки 59 погибших были торжественно захоронены на воинском кладбище в деревне Поля, проводить в последний путь отца приехал из Казахстана его сын, уже пожилой Борис Николаевич.

А когда о находке поисковиков узнали в Удмуртской Республике, откуда родом Яков Ефремов, было принято решение о перезахоронении защитника Отечества на его родине, в столице республики Ижевске. На переписку и прочие бюрократические процедуры ушло несколько месяцев. И вот 19 августа в Молвотицы прибыли представители городской власти и родственники погибшего, чтобы сопроводить своего героя в этой последней для него поездке.

Бой первый —бой последний

Участники церемонии. В первом ряду — родственники погибшего, супруги Ульяна и Николай Лавриеня34‑летний Яков Егорович Ефремов, отец семейства, к тому времени успевший обзавестись четырьмя детишками, был призван в действующую армию Кезским райвоенкоматом Удмуртской АССР 29 августа 1941 года. В середине апреля 1942‑го 235‑я стрелковая дивизия, в которой он служил, директивой Ставки ВГК была передана в распоряжение Северо-Западного фронта, вскоре высадилась на железнодорожных станциях Осташков и Чёрный двор и пешим ходом прибыла на южную оконечность Демянского котла, в котором «варилась» 16‑я немецкая полевая армия. Первое боевое задание — овладеть деревней Кулотино с перспективой перехода в наступление в направлении на Демянск.

Первые неудачные бои за деревню велись с 19 по 24 мая. За несколько дней наши горекомандиры в бесплодных атаках положили один за другим три полка. Потери были столь значительными, что дивизия, по сути, перестала существовать. По официальным данным, только в первом бою 801‑й полк, первым пошедший в наступление, потерял 300 человек убитыми и 625 ранеными. Огромные потери объясняются перебоями в доставке боеприпасов, отсутствием огневой (артиллерийской) поддержки, плохой разведкой, отсутствием у командного состава тактических навыков, невладением информацией о глубине обороны и силе противника, что приводило к действиям вслепую, напролом. В этих «боях местного значения» сложил голову и рядовой Яков Ефремов. И пролежал на месте, где его застала смерть, до 2019 года. Родственники считали Якова пропавшим без вести, как и сообщалось в похоронке. Только через 77 лет выяснилось, что боец погиб в бою: установить истину помог смертный медальон.

Ушедшим в бессмертие посвящается

Молвотицы, 19 августа. К полудню всё готово для церемонии передачи праха солдата его землякам. На месте глава района, его заместитель, военком, культработники, марёвские и молвотицкие школьники, экскурсоводы музея во главе с директором школы Юлией Гавриловой. Подтягиваются местные жители.

С утра командир «Находки» Александр Морзунов и глава Молвотицкого поселения Николай Никитин вместе с племянницей Якова Ефремова Ульяной Евгеньевной Лавриеня, её мужем Николаем Михайловичем и представителем администрации Ижевска Верой Васильевной Решетниковой побывали у Кулотина на месте тех памятных боёв. Жители Удмуртии, где войны не было, воочию убедились, что такое оккупация, бои — следы окопов и воронок от разрывов снарядов, которыми изобилуют наши леса, красноречивее любых слов. Плюс цифры потерь.

Траурная церемония открылась рассказом ведущих Татьяны Кольцовой и Анастасии Беликовой о боях мая 1942 года, в которых погиб и красноармеец Яков Ефремов.

Слово — главе района.

— Здесь, на марёвской земле, исполнил свой воинский долг боец Красной армии Яков Егорович Ефремов. Он отдал свою жизнь за то, чтобы мы жили, за наше будущее, за нашу Родину, за свою семью, — сказал Сергей Горкин. — Сейчас многие в мировом сообществе по-разному относятся к истории войны, но нам с вами нужно знать самое главное: нужно знать, помнить, бережно хранить из поколения в поколение то, что происходило на нашей земле. Это наш с вами долг. Сегодня останки бойца поедут на родину. 77 лет он находился здесь, на нашей земле. Хочу поклониться Якову Егоровичу за тот подвиг солдата, который он исполнил. От всех марёвцев, от жителей нашего района. Вечная память.

Выступает командир «Находки».

— Когда солдат с винтовкой идёт в атаку и знает, что в любой момент может быть убит, у него остаётся одна надежда: что о его гибели сообщат родным. И, может, каким-то образом родные придут на его могилку. Он ведь за них сражался. То, что сейчас происходит здесь — возвращение родным их деда, — это то, что в своё время не доделала наша страна, — говорит Александр Морзунов. — То, что сегодня происходит, — это ответ на многие измышления по поводу истории этой войны: кто победил, как, какими силами... Это и ответ на вопрос, который часто задают поисковикам: а зачем вы это делаете? Они же всё равно в земле лежат. Зачем — могут ответить родственники, приехавшие сюда.

Что сказать Якову Егоровичу в дорогу? Мы, поисковики, давно уже думаем, что мы там, в лесу, не одни. Мы вместе с ними. Наверное, это и есть самое главное, о чём стоит говорить и ради чего стоит погибать: чтобы мы всегда были вместе: страна, семья, близкие. И те неравнодушные люди, которые пришли сегодня сюда, которым не всё равно, как закончилась война, не всё равно, кто отдал за них жизнь, не всё равно, где будут похоронены останки этого человека.

Военком Леонид Польский в своём выступлении отдал должное поисковикам, благодаря бескорыстию которых восстанавливаются имена погибших за Родину:

Поисковики-командиры— Вот уже 30 лет поисковые отряды работают на марёвской, молвотицкой земле, хоронят с воинскими почестями солдат, которые здесь погибли. Около 10 лет работает отряд «Северо-Западный фронт», возглавляет его Александр Алексеевич Тихомиров. Около 15 лет работает на марёвской земле Александр Петрович Морзунов — поисковый отряд «Находка». На каждую Вахту Памяти приезжают к нам поисковики со всех уголков страны: поисковики отрядов «Кречет», «Сокол» и других. Это люди с неравнодушным сердцем, их объединяют понятия «память» и «благородство».

Леонид Польский поблагодарил администрацию Ижевска за то неравнодушие, которое они проявили к своему земляку.

— Более сильных эмоций, чем те, что испытала сегодня, посетив места боёв и место гибели моего дяди, я не испытывала никогда, — призналась племянница Якова Ефремова Ульяна Евгеньевна Лавриеня. — То, что происходит сегодня, нельзя назвать иначе, как промысел божий.

Поясним: в огромном лесном массиве удалось найти останки солдата и смертный медальон, назвавший его имя. А ведь за всё время работы отряда было найдено всего пятнадцать читаемых медальонов. Что это, если не промысел божий?

Ульяна Евгеньевна, писатель-прозаик, поведала марёвцам историю поисков погибшего родственника, семье которого многим обязана. На основании справки о его службе в 801‑м стрелковом полку обнаружила в архивах место его гибели. Более того, в одном из её военных рассказов на похожий сюжет, написанном в апреле этого года, фигурировала деревня Кулотино, где поисковики обнаружили погибших солдат. А в июле ей сообщили, что у урочища Кулотино в Марёвском районе найдены два бойца, имена которых удалось установить: Николай Бурков и Яков Ефремов. Невероятно...

— Хочу обнять родного нам теперь человека — Александра Петровича Морзунова, обнять каждого бойца его поисковой группы, — продолжила племянница погибшего. — Когда из уст Игоря Чехонина я услышала: «наш Яков Егорович» — по-родному, по-доброму — «наш», поняла, что все мы «наши», не имеем права забывать тех солдатиков, которые там лежат. Наша задача — передавать нашим детям эту память, эту боль. И уже наши дети будут идти в колонне Бессмертного полка и нести таблички с их именами, фотографии наших павших бойцов. И внуки, и правнуки наши должны это делать.

Завтра со всех уголков России представители нашей семьи поедут в Ижевск, чтобы там проводить в последний путь родного человека. Пусть на родной земле успокоится наш Яков Егорович.

Ульяна Евгеньевна сердечно поблагодарила всех причастных к тому, что в этот день происходило в Молвотицах: и губернатора области Андрея Никитина, и главу района Сергея Горкина, и его заместителя Наталью Голубеву, и каждого так или иначе причастного к этому событию; школьников, стоящих в почётном карауле, и земляков из Ижевска, организовавших доставку останков героя на родину...

— Говорят, у бога нет других рук, кроме наших, — сказала Ульяна Евгеньевна. — Так вот, я теперь знаю, как выглядят руки бога здесь, на этой земле.
— Наверное, не было бы победы в войне, если бы не было таких боёв, — считает Николай Лавриеня, депутат городского округа Щёлково. — Именно в таких боях был развеян миф о непобедимости фашистов, рассчитывавших на молниеносную победу.

Далее он горячо поблагодарил поисковиков за работу и сделал вывод, что все погибшие не могут быть подняты малыми силами добровольцев‑общественников, что рано или поздно государство должно найти на это ресурсы. Тогда появится возможность вернуть солдата в каждую семью.

Вера Решетникова призналась, что увиденное ими на молвотицкой земле потрясло: у людей, проживающих на не оккупированных в войну территориях, другой менталитет. Но в Удмуртии, в глубоком тылу, было более 20 госпиталей, в столице республики есть мемориал, где захоронены умершие от ран воины. Власти республики в лице её главы Александра Бренчалова свято чтут память погибших за Отечество и с готовностью идут навстречу, когда появляется возможность увековечить подвиг того или иного солдата. Как в данном случае. И, естественно, представитель исполнительной власти поблагодарила марёвцев, заметив, что они поступают согласно девизу «Это надо не павшим, это надо живым».

Девятиклассник Дмитрий Павловский с чувством прочёл «Монолог убитого солдата». Хореографическая группа из марёвских школьниц исполнила танец на мотив песни «Журавли», перевоплотившись в белых журавлей, в которых, по легенде, превращаются солдаты, «с кровавых не пришедшие полей». И вызвала слёзы на глазах участников траурной церемонии.

Минута молчания — в память обо всех погибших в войну.

Александр Морзунов передаёт родственникам Якова Ефремова «урну с прахом» защитника Отечества, сделанную в форме миниатюрного гроба. Яков Егорович едет на Родину, где 22 августа на воинском мемориале Северного кладбища Ижевска его проводят в последний путь с отданием последних воинских почестей.

Анатолий КАСАТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА