В нашем районе трудится немало педагогов, пришедших в профессию по призванию и по-настоящему влюблённых в неё. Среди них — воспитатель детского сада № 25 Ольга Калугина.
Выбор в пользу педагогики она сделала ещё в школьные годы. Признаётся, что определиться с профессией помогли частые занятия с маленькими племянниками.
Воспитателей в первой половине 80‑х годов в стране не хватало, поэтому в Новгороде на базе общеобразовательных школ были открыты годичные курсы, которые ещё назывались педклассами. После окончания курсов Ольга Юрьевна вернулась в родной город, устроилась на работу в детский сад завода «Эллипс» (сейчас в этом здании расположен детсад № 8). Сделать первые шаги в педагогике молодому воспитателю помогали опытные коллеги Елена Перекрёстова, Галина Фёдорова, а также заведующая детским садом Любовь Суворова. В группе Ольги Юрьевны было двадцать восемь ребятишек, поэтому забот хватало. Двенадцать лет она отдала этому учреждению. Трудилась бы в нём и дальше, но в результате реорганизации детсада попала под сокращение, пришлось искать работу.
К счастью, вскоре она вновь трудоустроилась. Любовь Суворова, возглавлявшая в тот момент (1996 год) детский сад № 25, не забыла о бывшей коллеге — предложила ей место физрука. Поскольку все вакансии воспитателей были заняты, Ольга Юрьевна согласилась и несколько месяцев проводила с дошколятами соревнования, спортивные праздники. Затем она перешла на освободившее место воспитателя и до сих пор неизменно трудится в этом качестве и в этом учреждении. Сейчас общий педагогический стаж Ольги Юрьевны составляет 35 лет!
19 сентября мы вместе с заведующей детским садом № 25 Мариной Ефимовой побывали в группе Ольги Калугиной.
Здесь каждый уголок оформлен со вкусом и знанием дела, трудно остановить взгляд на чём-то одном, хочется рассмотреть всё и сразу.
— Ольга Юрьевна — замечательная рукодельница, — рассказала заведующая, — и это её качество очень пригодилось в детском саду. Возможности у учреждения в плане оформления игровых зон, мест для проведения занятий ограничены. Поэтому вся эта красота создана руками воспитателя.
Одним из оригинальных решений в группе является стеллаж-подставка, на котором располагаются радующие глаз комнатные цветы. Стеллаж органично делит помещение на две зоны — игровую и для занятий и принятия пищи.
— Детки очень энергичные, не роняют цветы во время подвижных игр? — спросил я Ольгу Юрьевну. Она ответила:
— Во‑первых, мы тщательно контролируем все процессы, происходящие в группе, во‑вторых, цветы на этом месте находятся уже два десятилетия, и никаких проблем не возникало.
В группе много игрушек, в том числе и кукол. Все они облачены в вязаные платьица, кофточки и другие самодельные элементы одежды. Занимается этим воспитатель. На вопрос, использует ли она своё мастерство в семье, Ольга Юрьевна пояснила:
— Раньше я дома шила разные вещи, сейчас только вяжу. Вяжу всё: одежду, изготавливаю вязаные игрушки. Использую в основном спицы. Стараюсь сделать приятное родным, близким. У меня есть взрослый сын Алексей, в этом году в первый класс пошла любимая внучка Кира.
Осмотрев красивое панно, стоящий в игровой зоне теремок, полки с забавными игрушками, цветами, я поинтересовался насчёт участия родителей в жизни группы.
— С родителями у нас сложились доверительные отношения, — рассказала она. — Откликаются на просьбы, помогают в проведении ремонта помещений группы, приводят в порядок и изготавливают новые элементы для нашей уличной площадки, стараются создать детям комфортные условия во время пребывания в садике.
С течением времени в нашей стране требования к работникам дошкольных учреждений возрастали, появлялись новые образовательные программы, методики воспитания детей. Все эти тонкости Ольга Юрьевна изучила во время учёбы в Боровичском педагогическом колледже.
На данный момент она имеет высшую квалификационную категорию. Для этого потребовались не только огромный опыт работы с детьми, соответствующее образование, но и разработка новых методических, развивающих приёмов при общении с воспитанниками. В частности, одна из инициатив Ольги Юрьевны носит название «Экспериментирование в детском саду» — она предполагает использование природных материалов: льда, снега и многих других, наблюдение за процессами, которые происходят вокруг нас. С помощью этой методики дети узнают много нового о мире, учатся размышлять, делать выводы. Часто дошкольники участвуют в различных районных конкурсах, выставках поделок, посещают Детскую школу искусств, районную библиотеку, где в ходе познавательных мероприятий становятся умнее, взрослее. Одним из важных показателей эффективной и высокопрофессиональной работы педагога является то, что её воспитанники уверенно чувствуют себя в школе.
Несмотря на большой жизненный опыт Ольга Юрьевна — удивительно скромный человек, не любит выставлять напоказ свои достижения, заслуги. Для неё главное — дарить счастье и радость окружающим людям, прежде всего дошкольникам, которых она любит всей душой.
Сергей ОВЧИННИКОВ