Она — воспитатель 1 квалификационной категории детского сада п. Пола: души не чает в своих почемучках, непоседах, фантазёрах из подготовительной группы и довольна, что судьба привела её сюда.
Семейная профессия
Впервые с Ольгой Большаковой познакомилась два года назад, на районном конкурсе профессионального мастерства педагогов. Его участники демонстрировали видеопрезентации о себе, делились «педагогическими находками», проявляли смекалку и творчество в блиц-турнире «Интерактивная доска в учебно-воспитательном процессе», писали мотивационное эссе «Я — педагог». «Мне подвернулась фортуна — работа в детском саду, и интерес к ней возрастает с каждым днем...», — написала она.
— Ольга Алексеевна, Ваше мнение не изменилось?
— Конечно, нет. Всегда мечтала быть учителем: это у нас семейное. Мама преподавала физику в Полавской школе, сестра — руководит дошкольным образовательным учреждением. В детстве я подражала маме, играла в школу с куклами, а после окончания НовГУ им. Ярослава Мудрого работала учителем физики и информатики в той же школе, затем устроилась воспитателем в детский сад.
Сначала чувствовала себя неуверенно, но с каждым годом накапливала опыт, знания. И вот уже на следующий год первый выпуск: мои воспитанники станут первоклассниками. Даже не представляю, как мы будем прощаться! За эти годы они стали «моими». Приближается время расставания: только стоит об этом подумать, а на глазах уже появляются слезы.
Воспитателем быть ответственно. Ведь дети — как книги с чистыми страницами: чему их научат в детском саду, в семье, такими и станут в будущем. Они ещё маленькие, а потому очень искренние, открытые, любознательные, доверчивые. Хочется создать для них такую атмосферу в группе, чтобы они с удовольствием и только с хорошим настроением приходили в свой первый коллектив. Встречаю их каждое утро с улыбкой, вместе со вторым воспитателем Галиной Михайловной Андреевой заботимся, чтобы они были накормлены и интересно поиграли, узнали много нового и были готовы к школе: ведь наша группа подготовительная.
Весь образовательный процесс организую в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, хотя и проходит он только в игровой форме. Осваиваем счет до 20, а в пределах десятка учимся вычитать и складывать. Наши воспитанники должны знать звуки, буквы, соединять в слога. Развиваем навыки мелкой моторики рук: чтобы правильно держали авторучку, умели пользоваться ножницами и многое другое. В помощь нам и многофункциональная интерактивная доска.
Но не менее важно научить детей жить в коллективе: дружить, помогать, заботиться, уважать, делиться, не обижать и мириться. Ведь от этих качеств зависит, какими взрослыми людьми они станут.
Главное — пауза
— Какие же приемы и секреты для этого используете?
— В нашей группе 12 мальчиков и 5 девочек, что обязывает мужскую половину быть джентльменами. Например, когда выходим из детского сада на уличную прогулку, ребята обязательно пропустят вперед своих подружек. В группе много игрушек, но бывает, что кто-то один возьмет именно ту, о которой мечтают двое других. Мы по этому поводу не ссоримся: каждый знает, что надо немного подождать, когда товарищ наиграется, ведь весь день он не может интересоваться одним предметом. Приносят дети и «домашние» игрушки, но только те, которыми они желают поделиться с друзьями, не жалко, если испортят, а не для того, чтобы просто похвастаться.
Случаются в «мужском» коллективе и размолвки. Тогда предлагаю им взять паузу: сесть вместе, успокоиться, выдохнуть всю обиду и спокойно объяснить, из-за чего произошел конфликт. Уже потом вместе стараемся разобраться, как его можно было избежать или разрешить другим способом. Такой же «секрет» применяю и для гиперактивных, чересчур энергичных воспитанников. Если они очень расшалились, предлагаю успокоиться, тихо посидеть и сменить занятие — порисовать, поиграть в настольную игру. Я с ними всегда могу договориться.
— Ольга Алексеевна, очень часто детсадовцы плохо кушают или не любят время «тихого часа».
— У нас таких проблем нет, да и готовят наши повара вкусно. Ну, а если кто-то не любит кашу, что дают на завтрак, то в детский сад утром приходят уже подкрепившимися дома. Порой предлагаю ребенку хотя бы попробовать еду. Для этого делю порцию на четыре части: одну из них он пробует, а затем съедает всё уже без убеждения, потому что оказалось-то очень вкусно.
Засыпают мои воспитанники тоже без проблем. Во‑первых, у них очень насыщенный день с обязательными прогулками, если позволяют погодные условия. Кстати, игры на свежем воздухе, «путешествия в лес», так мы называем участок у Полавской школы, где много зеленых насаждений, дети просто обожают. Каждый день начинается с вопроса: «Мы сегодня пойдем гулять?» и радуются, если получают положительный ответ. В прошлом году участвовали в интересном проекте «Достопримечательности поселка Пола»: ходили по улицам, побывали на железнодорожной станции, у памятных знаков, связанных с Великой Отечественной войной. В общем, посетили все интересные места, о которых дети знали или не знали.
Во‑вторых, на территории детсада обустроены замечательные игровые площадки. Здесь есть всё — различные качели, горки, домики, песочницы, большинство из которых сделаны руками родителей. Сейчас они благоустраивают для нас спортивную площадку: установили турник, планируется лесенка, канат. Так что в ближайшем будущем на свежем воздухе будем заниматься настоящим спортом: тренировать руки подтягиванием, осваивать канат, ходить по бревну-перекладине.
В‑третьих, для спокойного сна созданы все условия. Когда детвора уляжется в кроватки, читаем им сказку или включаем аудиозапись. Хорошо они засыпают и под спокойную красивую мелодию. После полноценного и здорового сна они вновь готовы играть, петь, танцевать, учиться и мастерить.
— Ольга Алексеевна, у Вас хорошие отношения с родителями и полное взаимопонимание?
— Конечно. Они информированы обо всем, чем дети занимаются в течение дня. Более того, если на занятиях изучаем новую тему, затем повторяем, то дома прошу закреплять полученные знания. Всю информацию размещаю в сети Интернет «ВКонтакте», в специально созданной группе, а также раздаю родителям распечатки-памятки, на что надо обратить внимание. И обязательно с каждым из них разговариваем, общаемся утром и вечером, когда ребенка приводят в детсад и забирают домой.
У нас активные, творческие и отзывчивые родители. Если объявляется конкурс декоративно-прикладного творчества, то стоит им только предложить какую-то идею, они сразу берутся за работу. Их стараниями преобразилось помещение группы. Они помогают в проведении детсадовских и районных мероприятий. В этом году на районном фестивале-конкурсе «Театральная шкатулка» дети заняли первое место, а декорации и костюмы к разыгранной сказке помогали делать родители.
Они даже могут провести интересный и познавательный мастер-класс — научить детей мастерить поделки из соленого теста, а также выступить в роли участников квест-игры. В общем, у родителей всегда могу найти поддержку и понимание.
Быть интересной детям
— Говорят, учитель 24 часа в сутки остается учителем. Можно ли то же сказать про воспитателя: берете работу на дом?
— Без этого нельзя. Я бы сказала, что воспитатель — это не профессия, а образ жизни. Даже за пределами детсада постоянно думаешь о работе. Каждую свободную минуту обращаюсь к «замечательному другу и волшебному помощнику» Интернету, чтобы написать самый интересный сценарий для праздника. В любой момент, даже ночью, может прийти самая оригинальная и такая долгожданная идея, а потому даже дома всегда под рукой листок бумаги и авторучка.
Недавно прочитала интересную статью, в которой называется несколько примет, по которым можно определить, что человек работает в дошкольном образовательном учреждении. Он несет из дома все, что там кажется ненужным, но обязательно может пригодиться в детском саду: баночки, игрушки, ленточки, разные тряпочки... Причем не только свои, но и собирает все это у родных, знакомых, друзей. И это действительно так.
И еще, в нашей работе задействованы все члены семьи. Если надо что-то подрисовать, покрасить — просим детей; подремонтировать, подколотить — мужскую половину. И причем в первую очередь думаю о том, чтобы благоустроить группу, а уже потом — свою квартиру.
Работая в детском саду, с каждым годом убеждаюсь, что по-другому и не может быть. Детский сад — это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, куда спешу с интересными идеями и хорошим настроением.
— В чем для Вас выражаются трудности и радости профессии?
— У меня много поводов для радости и столько же для грусти. Радость — это любая удача детей, их здоровье, хорошее настроение, замечательный праздник, к которому готовились все вместе. Они порой задают такие вопросы, что и ответ найдешь не сразу, но зато это повод улыбнуться и удивиться их любознательности. Например, однажды меня спросили: «Вчера смотрел на кошачьи следы на земле и хотел понять: кто прошел — кот или кошка? Как можно отличить?». Если же детишки поссорились, упали на прогулке — их слезы, грусть, синяки и мои тоже.
Уверена, что трудности, большие и маленькие, есть в каждой профессии. Главное — стараться их преодолевать, не бояться просить помощи у других. Поэтому мне очень нравится одно высказывание, которому старюсь следовать по жизни: «Кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет оправдания».
— Ольга Алексеевна, каким должен быть воспитатель, которому будет легко с детьми, а детям с ним интересно?
— Без искренности к детям, понимания их проблем, а ведь взрослым кажется, что у малышей их не может быть, работать в этой профессии трудно, да просто и невозможно. Педагог без любви к ребенку — все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, художник без чувства цвета. Современный воспитатель — это творческая личность, вместе с детьми мы живем в мире сказок и фантазий. Я должна быть интересна детям — уметь петь, танцевать, читать стихи, рассказывать сказки, мастерить и многое другое. Быть терпеливой и доброй, найти ответы на сто невероятных и внезапных «почему?», а еще — уметь владеть компьютером и осваивать инновационные технологии.
Мне хочется, чтобы детсадовский период жизни моих будущих первоклассников оставил у них только самые светлые, радостные и теплые воспоминания, о которых будут напоминать веселые мероприятия и праздники, снятые на фото и видео. В нашей группе сложился творческий тандем: моя напарница Галина Михайловна — замечательный кинооператор, а я выступаю в качестве сценариста, режиссера, монтажера. У нас получаются замечательные фильмы, и собралась солидная фильмотека. Почетное место в ней займет сюжет о предстоящем выпускном бале: подготовка сценария к нему уже началась. Повзрослев, наши дети посмотрят видеосюжеты о себе, вспомнят, «как это было», и улыбнутся.
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора