Шахматы, многофункциональные ноутбуки-планшеты, видеокамеры, квадрокоптеры, шлемы виртуальной реальности, 3D-принтеры — всё это неотъемлемые вещи школ будущего. Бургинская средняя школа такой стала уже в этом учебном году. Что, как и почему, мы узнали 24 сентября, когда там открылась первая в нашем районе «Точка роста».
Одна из целей указа Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» — сделать так, чтобы Россия вошла в число ведущих стран мира по качеству образования. Для этого был разработан проект «Современная школа», а в его рамках — создание образовательных центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в сельских школах. В Новгородской области такие образовательные центры открылись только в 10 школах из 191.
Директор Бургинской средней школы Татьяна Елизарова и руководитель центра «Точка роста» Елена Андреева летних каникул нынче не видели: ремонт кабинетов, поставки, размещение, оснащение, но дело того стоило. Предметы «технология», «информатика» и «основы безопасности жизнедеятельности» бургинские школьники теперь станут изучать, используя ультрасовременное оборудование, а после уроков смогут пойти на занятия цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профилей, учиться играть в шахматы, создавать свой собственный медиапродукт. Татьяна Ивановна поблагодарила за поддержку министерство образования области, комитет образования района и строителей, сделавших достойный ремонт. Поздравили школу с новым этапом развития первый заместитель главы администрации района Александр Зайцев и председатель комитета образования Ида Ермолаева.
Учитель физики и технологии Дмитрий Никитин в кабинете на втором этаже показал гостям портативные ноутбуки со стилусами (это такие специальные палочки) для управления сенсорным экраном: удобно заниматься на уроке информатики и очень удобно для проектной деятельности. Для работы с графикой (ребята будут изучать промышленный дизайн) такие ноутбуки, легко превращающиеся в планшеты, — незаменимый инструмент. Придумали школьники какой-то новый объект или устройство, у них есть возможность его визуализировать — распечатать на 3D-принтере. Гостям показали чехол для сотового телефона, стаканчик под карандаши, брелок, явившиеся на свет таким способом. Воочию увидеть результаты интеллектуального труда можно будет, применяя технологию виртуальной реальности, — с помощью шлема. Он же поможет школьникам «побывать» на Луне, Северном полюсе, в другом малодоступном месте или на экскурсии в самых знаменитых музеях мира.
Современный мир трудно представить без систем навигации, карт, устройств ориентирования. Разобраться во всём помогут квадрокоптеры. Дмитрий Сергеевич дал школьникам задание раскрасить картинки, чтобы можно было наглядно показать, что такое «дополненная реальность», и не смог отказать гостям в просьбе продемонстрировать в деле маленький учебный квадрокоптер с видеокамерой.
В актовом зале, пока дети на уроке, взрослые азартно наблюдали, как крохотный летательный аппарат выполняет команды, посланные ему со смартфона. (И тут же ему придумали сугубо хозяйственное применение: осмотр крыш на предмет обнаружения протечек, для директоров школ это ежегодная головная боль). Квадрокоптер даёт видеосъёмку и фотографии высокой чёткости и с высоким разрешением. Школьники смогут делать карты местности, 3D-модели различных объектов.
Для занятий робототехникой в школе появились конструкторы Lego. Они предназначены для прототипирования различных устройств, а ученикам 7 класса помогут изучать механику: из маленьких деталек можно собрать даже двигатель внутреннего сгорания. Количество моделей стремится к бесконечности, ведь педагоги по всей стране выкладывают в Сеть всё новые и новые идеи. Не забыты и традиционные технологии. Прообраз будущей модели ребята могут создать и из обычных материалов: для развития технологических навыков есть всё новенькое и всё необходимое, с электронной начинкой.
Все «Точки роста» в стране оформлены по единому стандарту. Точно так же, с использованием белого, красного, серого и чёрного цветов на стенах и в мебели на первом этаже Бургинской школы разместился коворкинг — единое пространство для разных видов деятельности. Можно посмотреть, как другие играют в шахматы и самому к ним присоединиться; вслушаться в обсуждение проекта, разработанного некой группой и, может быть, предложить свою идею. В этом же кабинете есть все условия для занятий ОБЖ. Директор первой школы Евгений Студенцов и Александр Зайцев сами попробовали на программируемых манекенах провести сердечно-лёгочную реанимацию и оказать помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути — получилось. На вооружении педагога по ОБЖ есть весьма впечатляющие латексные наборы-имитаторы ранений, аптечки, бандажи. Школьникам такие навыки в жизни уж точно не помешают.
Для медиазоны поступило пока ещё не всё оборудование, но вскоре там появятся интерактивная панель, видео- и аудиотехника для проектной деятельности. «Проектная деятельность» для Бургинской школы — понятие привычное и вполне в духе времени. Александр Зайцев поделился проблемой, с которой сегодня сталкиваются управленцы, выросшие в другое время и в другой образовательной среде. Им проще решать уже возникшие проблемы, чем предвидеть и предупреждать само их появление. Наши читатели наверняка уже заметили, что слово «проект» сейчас звучит постоянно и всё больше проникает в повседневную жизнь: проект «Дорога к дому», проект ППМИ, проект «Комфортная среда», проект реконструкции парка и т. п. Они требуют деятельного участия самых обычных людей, но в обществе такой привычки нет, и это надо как-то менять. «Точки роста» призваны проектное управление и методы генерации идей из чего-то заоблачного превратить в норму хотя бы для подрастающего поколения. Но не только: Москва задумала, что материально-техническая база образовательных центров станет прекрасной площадкой для проектной деятельности детей и взрослых.
Увиденное в Бурге произвело сильное впечатление. «Точки роста» созданы, чтобы «повысить качество подготовки школьников, развить у них современные технологические и гуманитарные навыки и уменьшить разрыв между городскими и сельскими школами». К сегодняшней вишерской реальности этот принцип тоже применим, но только завидовать сельской школе пока будут школы городские. Верится, что белой завистью: сейчас в Бурге формируется план, предусматривающий проведение мастер-классов для учителей, показательных уроков для детей из других школ района и совместных мероприятий. Педагоги, которые прошли летом обучение на базе новгородского технопарка «Кванториум», помогут коллегам познакомиться с новой техникой и новыми методиками, а ребятам — погрузиться в такой желанный и пока непривычный школьный мир.
«Точки роста» должны появиться и в других наших школах — этот проект рассчитан на шесть лет и на малые города.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора