Шестнадцать лет коллектив Уторгошского льнозавода выращивает лён, чтобы зимой предприятие работало.
Заводчане — люди гордые, в хорошем смысле слова. А если по Фолкнеру, то «высокие». Высота определяется как порядочность, независимость, терпеливость и настойчивость. Они сохранили в приснопамятные перестроечные годы своё предприятие, на котором трудились, аж с 1936 года, десятки уторгошан. Работали в три смены и выпускали нужную государству продукцию. А когда совхозы и колхозы развалились, рабочие льнозавода сами стали сеять для себя лён-долгунец, сырьё для переработки.
Денёк, когда мы приехали в Уторгош, выдался погожим. На льняном поле у деревни Пески кипела работа. Пётр Белов порциеобразователем укладывал тресту, здесь же со своей техникой работал бывалый механизатор Михаил Тимахович, а молодой Александр Матвеев собирал разостланные людьми ленты вылежавшегося льна в рулоны.
На тот период лён был вытереблен на всей площади в 944 гектара, более чем с 200 гектаров — вывезен на склад. И вот осень вступила в свои права и начала поливать землю холодным дождём, да таким, что крестьянам и в поля не въехать.
— Дала бы она нам, осень-то, ещё дней десять хорошей погоды, всё бы и убрали, — говорит директор завода Галина РУЖЕНОВИЧ. — Треста нынче неплохая, и семян мы взяли уже около 90 тонн и ещё возьмём. Всё вывезем и будем готовиться к переработке...
Возле трактора с плугом суетился Анатолий Богданов. Сейчас он уже начал поднимать зябь. Анатолий Валентинович всю жизнь на земле трудится, технику знает, как свои пять пальцев, на таких — вся надежда. Рядом о чём-то с ним беседовал Валерий Руженович, опора всего предприятия. Директорша признаётся, что завод на нём держится: он и инженер, и механик, и вообще хозяин всего производства.
Здесь уделяют большое внимание соблюдению агротехнических требований возделывания льна: подготовке почвы, подбору сортов, качеству и срокам сева, защите растений, сокращению затрат ручного труда на уборке льнотресты. Есть у завода и льноуборочные комбайны, и оборачиватели, и порциеобразователи льнотресты, рулонные пресс-подборщики. Процесс заготовки механизирован почти полностью. Это вам не раньше, когда: «Вслед за жнейкою вязала снопы девка молода...».
Между прочим, льноводы и картофель выращивают. Нынче, как сказала Галина Алексеевна, собрали небывалый урожай клубней, девать некуда. Женщины сейчас уже всю картошку перебрали и настраиваются на работу в цехах. Условия на производстве хоть и привычные, но тяжёлые. Завод-старикан давным-давно нуждается не только в ремонте, но и в замене всего оборудования.
Когда в начале двухтысячных годов пришёл на предприятие инвестор из Санкт-Петербурга, купили технику для выращивания и уборки тресты. У предприятия есть тракторы МТЗ-82, льнокомбайны, плуги, культиваторы, пресс-подборщики, погрузчики, короче, необходимые машины и агрегаты. Заводу всегда будут нужны и трактористы, и слесари, и сварщики, и электрики. Только вот с рабочими профессиями сейчас проблематично. Сейчас в почёте «эффективные менеджеры», а земле нужны настоящие хозяева, сильные и крепкие люди — земля-то никуда не денется, мы уйдём, а она будет жить всегда.
Льнозавод в Уторгоши — сегодня единственное на Новгородчине предприятие, занимающееся переработкой льнотресты. Не помню, сколько раз наша газета писала о том, что заводчан ждут большие перемены, что вот-вот уже питерские хозяева начнут строить современное предприятие, на котором будет установлено оборудование ведущих мировых компаний. И проект был заказан, и государственная поддержка обещана, и даже определённые цифры названы — завод, мол, будет выпускать свыше 4000 тон льноволокна, в разы больше, чем наш ветеран. Да что-то незаладилось... И уторгошане, как «высокие люди» у Фолкнера, привычно трудятся на своей земле, надеясь если только на помощь небесного диспетчера. Они не прольют на эту землю ни капли горечи из своей чаши и потому вызывают неподдельное восхищение.
Настя БЕРГ
Фото автора