Дмитрий Александрович Герасимов, геоботаник и болотовед, работал на территории Новгородской области в 1920‑е годы. О жизни и деятельности учёного нашему изданию рассказывает специалист государственного заповедника «Рдейский» Вера Завьялова, которая постоянно сотрудничает с «Зарёй».
— Изучением Полистово‑Ловатского болотного массива занимались исследователи, чьи имена заповедная наука хранит до сих пор. На основе их монографий пишут учебники и создают компьютерные программы для геоботаников и строителей. Но за сухими строками научных статей скрываются человеческие судьбы, часто трагические. Не всегда мы в полной мере осознаём, какие умы, какие выдающиеся люди трудились здесь, в наших краях. Они ходили по той же земле, что и мы с вами, они изучали, оберегали и сохраняли нашу природу, чтобы и мы могли продолжить их дело и чтобы население могло посещать наши удивительные болота и леса.
Из купцов Лепёшкиных
— Сегодня я хочу рассказать о Дмитрии Александровиче Герасимове. Его исследования легли в основу последующих работ по инвентаризации и описанию болот Северо-Запада нашей родины и, конечно, в основу торфоразработок. Между тем, о нём как о человеке известно немного.
Дмитрий Александрович являлся потомком старого рода московских купцов Лепёшкиных. Родители его, Анна Афиногеновна и Александр Герасимович, были образованными людьми. Отец увлекался геологией, ботаникой, географией, зоологией, астрономией и писал замечательные стихи. Трое из девяти детей Герасимовых под влиянием отца связали свою жизнь с наукой: Петр стал одним из ведущих палеонтологов России, Борис — энтомологом, автором книг и статей о насекомых, Дмитрий — геоботаником.
Дмитрий Герасимов был высокообразованным человеком — окончил Московский университет в 1916 году и с 1918 года занял должность ботаника Главного управления торфяной промышленности. Занимался детальным изучением болот средней полосы России, Урала и Сибири: историей развития болот, геохронологией торфяных залежей и донных осадков озер и многим другим. Выходили статьи и полевые отчеты о его многочисленных экспедициях.
Сотрудникам Рдейского заповедника не удалось узнать, в связи с чем было возбуждено уголовное дело, но мы точно знаем, что 22 августа 1937 года Д.А. Герасимов был арестован, а 21 сентября 1938 «осужден по статье 58, п. 7–11 на 10 лет заключения в ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) и 5 лет поражения в правах». Известные места отбывания срока — Соль-Илецк Оренбургской области, Карельская АССР, Беломорский район Архангелькой области.
Умер Дмитрий Александрович в 1942 году на строительстве трассы Москва — Мурманск, и где находится его могила, неизвестно. Реабилитирован учёный был уже посмертно, в 1958 году. Одна из немногих фотографий Герасимова бережно хранилась в семейном архиве его близкого друга, Ивонны Донатовны Богдановской-Гиенэф, посвятившей ему свой труд «Закономерности формирования сфагновых болот верхового типа на примере Полистово‑Ловатского массива» (1969).
Детей у Герасимова не было. Можно считать, что наследниками его стали все современные болотоведы и геоботаники. И немного — мы с вами, — поделилась Вера Николаевна.
Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото из открытых источников Интернета