Среда, 23 октября 2024

Редакция

И к гадалке не ходи

«...Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»

Выражение из Евангелия, может, здесь и не совсем к месту, потому что в мирских делах так всё запутано, что не всякий разберётся. У нас в миру нынче важнейшую христианскую заповедь надо бы перефразировать примерно так: «Не всякому стучащему отворяй, не каждому просящему давай, а незнакомцев вообще близко к дому не подпускай». Потому что ищущий всё равно обрящет, но пусть не в вашем шкафу.

Выходцы из Донецкой области в последнее время проживали в Московской и Калужской областях и даже получили российское гражданство. И вот в конце нынешнего мая, под видом покупки дома у нас или в соседней Псковской области, «путешественники» остановились у крайнего дома уторгошской деревни Пески. Остановка, по их показаниям, случилась по причине того, что они увидели во дворе избы курочек и подумали, что хозяйка, возможно, продаст им домашних яиц, кушать захотелось, а до Псковщины ещё далеко. А потом дело вышло так.

— В упомянутом доме на конце деревни проживает со своей внучкой пожилая женщина, — рассказывает старший следователь следственного отделения МО МВД России «Шимский» Алексей НАЗАРОВ. — В тот день девочка находилась в школе на занятиях, а бабушка-пенсионерка отдыхала, лёжа на диване. И вдруг она услышала возле входной двери какой-то шум, вышла в коридор и увидела, что там уже стоят три цыганки: две — пожилые и одна — молодая. Краем глаза заметила, что на улице есть ещё люди, только не разглядела, сколько их. Женщина, которая была старше всех, попросила продать им куриных яиц. Хозяйка согласилась и пошла в кладовку, которая расположена слева от входной двери. Собирала яйца минут пять, вышла из кладовки и передала неожиданным покупательницам два десятка. Старая незнакомка заплатила за яйца 200 рублей. После этого одна из молодых девушек попросила кусочек бумажки, чтобы положить в босоножки, сказала, что ноги натёрла. Хозяйка вернулась в кладовку и принесла оттуда газету. На том бы всё и кончилось: женщины ушли — она видела, как все сели в машину и поехали в сторону Уторгоши. Но каким-то внутренним чутьём пенсионерка заподозрила неладное. Она прошла в переднюю комнату и решила проверить, на месте ли деньги, что лежали в бельевом стеллаже на второй полке сверху, у окошка. Глянула: вещи вроде все на месте, а денег нет. Около девяти тысяч рублей — без малого вся пенсия.

Для сельского пенсионера, отпахавшего с малолетства на ферме или в поле, невеликая пенсия — богатство и есть. Живут люди за счёт огорода да небольшого домашнего хозяйства. У этой бабушки из живности — только курочки. Потому пенсионные денежки, которые она бережёт и экономит, все пересчитаны, и не раз. Хозяйка помнила все до единой купюры: сколько было пятисотенных, сколько соточек, сколько других. Только вчера всё было посчитано и проверено, и на тебе...

Позвонила потерпевшая в полицию, рассказала, что да как. Стражи порядка сразу же выехали в сторону железнодорожной станции, с помощью быстрых оперативных действий установили незнакомую машину и задержали злоумышленников. Уже на следующий день всё похищенное женщине вернули. Среди граждан, которых сотрудники шимского отдела привезли в Пески, наша владелица куриного семейства узнала своих вчерашних посетительниц.

— Из показаний свидетеля Романа Кватковского удалось выяснить, что 20 мая в 7 часов утра он вместе со своей семьёй — женой Оксаной Виталинской, тёщей Екатериной Степановной, двоюродной сестрой Ларисой и племянницами Кристиной и Ларисой — выехали в Великий Новгород. Целью поездки якобы был осмотр домов, которые продаются: объявления нашли на сайте «Авито.ру». Поехали на личной автомашине. Когда прибыли в Великий Новгород, было уже темно. На ночлег остановились в гостинице. Названия он не знает, но она расположена при въезде в город со стороны Москвы. Из гостиницы уехали утром 21 мая и в течение дня мотались по новгородским рынкам, общались с соплеменниками. Проехались также по населённым пунктам, расположенным в окрестностях областной столицы. Дома, мол, смотрели, которые предлагают купить. «Оценили» около десятка домов. Названий сёл и деревень мужик не запомнил, однако искало семейство дом уже не по Интернету, а с помощью сарафанного радио. Как показал Кватковский: «О том, продаётся дом или нет, узнавали у людей, которые попадались по пути». Интересный вояж у них получился, ничего не скажешь.

Так и не выбрав подходящее жилище на нашей новгородской земле, они решили двинуть на Псков. Умаявшись, ночь с 21 на 22 мая новоявленные россияне провели «на квартире у молодого парня, которую сняли за 2000 рублей на окраине Великого Новгорода». А утром поехали дальше. Дорога в Псков, как известно, проходит через Шимск. Таким образом они оказались в Песках. Немного не туда, стало быть, завернули. И вот, увидев курочек, гуляющих у домика на окраине, решили граждане полакомиться яйцами. Вот хоть убейте, не верю, что именно с этой целью была сделана остановка. Ага! Прям уж так захотелось им выпить по паре сырых яиц с голодухи. Лично я подозреваю всю компанию, но это — всего лишь подозрения, основанные на горьком опыте моих родных.

Однажды, давно уже, наверное, в конце шестидесятых — начале семидесятых годов прошлого века, когда автор этих строк была ещё младшей школьницей, через нашу деревню проезжали на машине цыгане. Точно помню, что передвигались они на светлой «Волге». У нас в окрестных деревнях представители этого народа проживали, и все к ним привыкли, потому что они были своими. Многие цыгане работали: кто — в совхозе, кто — на льнозаводе, и воров среди них не было. Никто их не боялся, ни в чём не подозревал, наоборот, их любили за гостеприимство и радушие. А этих, мимоезжих, никто раньше не видел.

Машина остановилась напротив нашего дома, и три или четыре женщины зашли в коридор — двери-то раньше целый день не запирались. Мама с тётушкой вышли, стали спрашивать, что им надо. Одна цыганка попросила: «Можно ребёночка перепеленать?». Мама сразу сказала: «Вон, клади на кровать да перепелёнывай». У нас в коридоре полог был — кровать с ситцевым навесом от комаров.

И пока одна цыганка крутилась возле младенца, другая — маме с тётей зубы заговаривала, какая-то из их компании сумела пробраться в дом, причём совершенно незаметно. Пока то да сё, справили ребёночка, попрощались, поблагодарили хозяев и уехали. А через несколько минут мама, как та женщина из Песок, почуяла беду и кинулась к шкафу, где в выдвижном нижнем ящичке лежали какие-то небольшие деньги, золотые серёжки, колечко и несколько государственных облигаций на приличную сумму. Конечно же, всё добро как ветром сдуло.

Честно сказать, только спустя много лет я поняла, что такое облигация. Вообще, слово это ассоциировалось всегда не иначе как с Манькой-облигацией из известного фильма, и всё же наши предки свято верили, что это были большие деньги. «Дружной подпиской на государственные займы трудящиеся СССР демонстрировали своё морально-политическое единство и готовность активно участвовать своими средствами в строительстве коммунизма», — гласил выпущенный в 1961 году кредитный словарь. Однако, писали газеты, в 1970-е годы выплаты по ценным бумагам всё-таки начались, и моим родным было ой как жаль своих облигаций. Немного успокоились они, только когда выплаты «по доброй воле трудящихся» были отложены ещё на сколько-то десятков лет. Впрочем, миллионов никто не получил. А иные цыгане и сейчас всё в том же репертуаре, как и шестьдесят лет назад.

Из показаний обвиняемой Оксаны Виталинской: «...Подойдя к дому, все зашли в коридор, но, может, кто-то и остался в дверях, на ступеньках, точно не помню. Входная дверь была не закрыта. Мы сразу позвали хозяев. Вышла пожилая женщина. Моя мама спросила у неё про куриные яйца, бабушка сказала, что продаст их, и пошла в кладовку собирать для нас яйца. Увидев, что она ушла, я прошла в комнату, для того чтобы поискать денег. Остальным ничего не сказала, ушла незаметно. Думала, пока там женщина занята, осмотрю дом и найду деньги. Остальные находились возле бабушки, ждали, когда она вынесет яйца... Через кухню я прошла в комнату и увидела шкаф с полками. Он был открытый, как стеллаж. На полках находились различные вещи, в том числе бельё. Подойдя поближе, я увидела бумажку, взяла её, а в неё денежки завёрнуты. Сколько их было, не знаю, не рассматривала. Возможно, и около девяти тысяч, по количеству купюр как раз столько может быть... Я быстро положила деньги себе в бюстгальтер и вышла на улицу... Никто этого не видел, и я ничего никому не сказала. Из дома я вышла последней и пошла к машине... Когда нас стали останавливать сотрудники полиции, я испугалась и выкинула деньги из салона в окошко. Своим пояснила ситуацию, когда полицейские уже нас остановили и предложили проехать в отдел полиции. Там я добровольно написала явку с повинной. На следующий день после произошедшего я с сотрудниками полиции была на проверке показаний на месте кражи, ущерб хозяйке мы с родственниками возместили, о чём женщина написала расписку. Признаю вину и раскаиваюсь в том, что совершила».

Повезло потерпевшей... Тех, кто украл золото, деньги и облигации из нашего дома пятьдесят примерно лет назад, так и не поймали. А Оксане Виталинской в этот раз не свезло, не было ей фарта. Понятно, на кражу, совершённую группой лиц по предварительному сговору, преступление не потянуло, но хорошо уже то, что доказано: Виталинская совершила преступление, предусмотренное п. в ч. 2 ст. 158 УК РФ — тайное хищение чужого имущества, совершённое с причинением значительного ущерба гражданину. А самое лучшее то, что деньги вернулись к хозяйке.

Настя БЕРГ
Коллаж Яны Антроповой

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА