Реставратор автомототехники Сергей Круткин трудится над возрождением очередного экспоната — автомобиля ЗИС-5, который когда-то служил в пожарной части посёлка Пролетарий.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
Сергей Круткин из поселка Пролетарий — увлеченный своим делом человек. Он коллекционирует старую технику — мотоциклы, автомашины, а также реставрирует ее для себя и других таких же страстных коллекционеров. Побывать в его гараже сочтут за счастье те, кто любит повозиться с железом и предпочитает самостоятельно ремонтировать свою технику, не доверяя автомастерским. И любители старины тоже откроют здесь рот, потому что гараж сильно смахивает на филиал блошиного рынка.
– Вот «Мерседес», 1974 года выпуска, – хозяин гаража показал на один из экспонатов своей коллекции. – Редкий экземпляр, в Новгороде таких я не видел. Автомобиль на ходу, иногда я на нем езжу. Например, принимал участие в фестивале «ТесовоФест» в сентябре.
А вот мотоцикл К-750, 1968 года выпуска, в народе известный как «касик». Лет восемь назад Сергей приобрел его в соседней деревне. Привел в порядок, собрал, покрасил, и теперь также ездит на нем.
Меня же больше всего впечатлила мотоколяска, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы. Ее в народе еще называют «моргуновка». Несмотря на свой преклонный возраст, она на ходу. Но внешний вид далек от совершенства. Пока инвалидная мотоколяска просто стоит в гараже и ждет своей очереди.
– Сначала ее нужно будет разобрать до винтика, все вымыть, вычистить, отпескоструить, сварить. Потом собрать обратно и покрасить, – пояснил мастер предстоящий объем работ.
У Сергея Круткина это увлечение ретротехникой началось с мотороллера «Вятка Электрон», доставшегося от деда.
– Я нашел этот старый мотороллер в гараже и решил его собрать, чтобы сохранить для себя. Пока искал запчасти, втянулся в это дело, стало интересно. С того времени и собираю все старое – мотоциклы и машины, – рассказал Сергей, как он стал коллекционером. – Учился всему по Интернету и старым книжкам. Да и отец у меня все время с техникой. В свое время он даже сам собрал трактор. Он не то чтобы меня специально учил, но я все время был рядом, наблюдал и помогал. К тому же меня с детства тянуло к технике. Лет с десяти уже увлекся мопедами, а сознательно собирать их начал в 20 лет.
...Так мы постепенно проходили по экспонатам коллекции Сергея, и добрались до автомобиля ЗИС-5, над восстановлением которого он трудится в настоящее время. Это советский грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 т, второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х годов и один из основных транспортных автомобилей Красной армии во время Великой Отечественной войны. Данный экземпляр – уже послевоенного выпуска. Выяснилось, что он был на службе в пожарной части поселка Пролетарий, и тогда это была машина с двойной кабиной. Позже с нее сняли все пожарное оборудование, укоротили кабину и установили кузов. В 80-е годы его перевезли в Новгород и установили в качестве памятника.
И вот, похоже, у заслуженного автомобиля произойдет второе рождение. В своей мастерской Сергей разобрал машину до винтика. И на момент нашего разговора автомобиль представлял из себя раму, установленную на опоры. Она была свежепокрашена, точно также как и другие части автомобиля, лежавшие пока в гараже.
– Надо устанавливать мосты, ставить на колеса. Потом мотор, коробка передач, кабина, кузов... Наверное, к весне машина уже будет иметь более-менее готовый вид.
– И поедет?
– Без всяких сомнений.