В коллекции Евгения Борисова пока один ретроавтомобиль. Зато какой заслуженный!
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора
Эта полуторка, с черной, отражающей солнце кабиной, стояла в самом начале выставки ретротехники на фестивале «ТёсовоФест». Автомобиль ГАЗ-АА приковывал всеобщее внимание – таким он был блестящим красавцем, будто только сошёл с конвейера.
Вот и я подошла поближе, решив узнать, издалека ли прибыла эта техника в Тёсово-Нетыльский. А оказалось...
– Да я местный, живу в поселке, – охотно откликнулся на мои расспросы владелец полуторки Евгений Борисов. – Машина моя, в свое время была найдена в лесу, в местах боев Второй ударной армии.
Ржавые, наполовину сгнившие раму и кабину, которые пролежали несколько десятилетий в лесной глуши, трудно было назвать машиной, но они послужили основой будущего ретроэкспоната. Отдельные запчасти, как рассказал Евгений, были подняты со дна Ладожского озера. Как известно, по его льду в 1941-1943 годах проходила Дорога жизни; и некоторые автомобили проваливались, уходя на дно, где и лежат до сих пор. Современные энтузиасты достают с глубины части автомобилей и реставрируют их. Так, на рогавской полуторке стекла и фары – как раз со дна Ладожского озера.
Впрочем, практически всё на автомобиле «родное», то есть с подобных же полуторок, которые колесили по дорогам Страны Советов вплоть до конца 60-х годов прошлого века. Только доски, из которых сделан кузов, современные, что и понятно – прежние давно сгнили.
– А почему кабина у вас выкрашена в черный цвет, а не зеленый? – интересуюсь.
– На радиаторе автомобиля, найденного нами в лесу, сквозь ржавчину проглядывала черная краска, – объяснил Евгений. – Значит, изначально это была гражданская полуторка. Такие тоже использовались на фронте.
– Вы как-то используете эту машину, или это чисто коллекционный экспонат?
– Она, конечно, полностью на ходу, но лучше пусть просто стоит и радует глаз.
В планах Евгения Борисова отреставрировать еще и ГАЗ-М1 – не менее знаменитый автомобиль советской эпохи, так называемая эмка. Работа уже началась.