25 января отмечает свой праздник российское студенчество
Его история берёт начало в 1755 году, когда императрицей Всероссийской Елизаветой Петровной был подписан указ «Об учреждении Московского университета» – первого российского университета, образованного из двух гимназий. Отметим, что инициатор основания Московского университета генерал-адъютант и меценат Иван Иванович Шувалов, бывший на то время фаворитом императрицы, выбрал день подписания указа не случайно. Он хотел сделать необычный подарок своей матушке, которую звали Татьяна. В день ее именин он гордо преподнес матери указ императрицы и произнес фразу, ставшую позднее крылатой: «Дарю тебе университет».
Ежегодно десятки выпускников школ района становятся студентами вузов и колледжей страны. Где они предпочитают учиться? Какие профессии наиболее часто выбирают? Чем школа полезна выпускникам, а выпускники – школе? В канун красивого и вечно молодого праздника об этом и многом другом мы беседуем с председателем комитета образования Людмилой Анишиной.
Это мой выбор!
– Ежегодно абсолютно все выпускники 9-х классов продолжают получение среднего образования: в 10-й класс поступают около 30% юношей и девушек, остальные – в учреждения профессионального образования.
Наиболее востребованные учебные заведения в Новгородской области: боровичские техникумы – строительной индустрии и экономики, общественного питания и строительства, агропромышленный, педагогический колледж и Многопрофильный колледж НовГУ.
За пределами области популярностью из-за удобного территориального расположения пользуются Киришский политехнический техникум, Борский агропромышленный колледж, Санкт-Петербургский колледж имени Бонч-Бруевича, Санкт-Петербургский колледж управления и экономики.
Выпускники 9-х классов чаще всего выбирают такие специальности, как дошкольное образование, мастер общестроительных работ, швея, столяр (строительный плотник), монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, механизация сельского хозяйства, повар-кондитер, автомеханик, продавец, – начинает разговор Людмила Евгеньевна. И продолжает: – Большинство ребят после окончания 11-го класса продолжают обучение в вузах. Причём более 60% из них уезжают за пределы Новгородской области. Почему? Главная причина – отсутствие в регионе выбранных направлений, связанных с подготовкой специалистов в области военной службы, МЧС, МВД, физической культуры и спорта, геологии, горного дела и других.
Если говорить об их предпочтениях при выборе вуза, то это: НовГУ имени Ярослава Мудрого (лечебное дело, экономика и менеджмент, юриспруденция, педагогика, изобразительное искусство); санкт-петербургские вузы – Государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Государственный аграрный университет (г. Пушкин), Горный университет, Военно-морской политехнический университет, университет МВД России, Технологический институт.
Из учреждений среднего профессионального образования выбирают Боровичский педагогический колледж, Новгородский агротехнический техникум, Многопрофильный колледж НовГУ, Снкт-Петербургский колледж строительной индустрии и городского хозяйства, Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта.
Где учатся наши медалисты? В 2019 году закончили обучение с золотой медалью «За особые успехи в учении» шесть выпускниц, из них четыре обучаются в учреждениях высшего образования и одна – среднего профессионального образования в Санкт-Петербурге; одна выпускница поступила в НовГУ им. Ярослава Мудрого.
Отдельно отмечу юношей из Неболчей, которые стали победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Это позволило им поступать в профильные вузы вне конкурсного отбора: в 2018 году Александр Платонов стал студентом РУДН в Москве, с 2019-го Виталий Микулин также учтся в этом вузе, Богдан Брынзей остановил свой выбор на Горном университете, г. Санкт-Петербург.
Профессия на всю жизнь
– Чем, по вашему мнению, школа может быть полезна выпускникам, а выпускники — школе?
– Наши школы выстраивают свою работу таким образом, чтобы помочь с выбором каждому выпускнику, при этом учитываются и востребованность профессии на рынке труда, и личный интерес каждого.
А выпускники, в свою очередь, помогают проводить профориентационную работу в школе: каждый год в период зимних каникул студенты приходят в родную школу и рассказывают о своих учебных заведениях.
Я считаю, что такую деятельность нужно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста, что и происходит у нас. В детских садах воспитатели рассказывают о разных профессиях, организуют экскурсии на места работы родителей и так далее. В школе эта работа уже более серьезная, практико-ориентированная. Учащемуся мало рассказать о профессии, нужно погружение в саму профессию. Сейчас для этого есть масса ресурсов: «Атлас новых профессий», «Проектория» и другие. Мы проводим для школьников экскурсии, где знакомим с учреждениями и предприятиями нашего района, с разными профессиями.
А с 2020 года у восьмиклассников, в рамках созданного в Великом Новгороде Центра опережающей профессиональной подготовки, появилась возможность поучаствовать в проекте «Моя первая профессия». В течение трех месяцев можно получить профессию повара, кондитера, швеи, каменщика, штукатура или мастера строительных работ в Боровичском агропромышленном техникуме.
– Что для вас было решающим в выборе профессии?
– Моя любимая Любытинская школа и её учителя: первая учительница Татьяна Ивановна Воробьева и учитель немецкого языка Валентина Александровна Гринева. Благодаря их примеру я уже в начальной школе точно определилась с выбором профессии. Мечтала хоть немного быть похожей на них. Они давали мне возможность пробовать себя в роли учителя уже в школе. Позже я заинтересовалась психологией. И не жалею, что выбрала эти два направления (иностранный язык и психология) и получила хорошее образование в НовГУ. Позже прошла переподготовку по направлению «менеджмент».
– Ваша дочь – восьмиклассница. Вы говорите с ней о выборе профессии?
– Да, постоянно. Стараюсь с ней беседовать, тестировать, на практике погружать в профессии. Для этого с классом были на экскурсии в п. Неболчи, знакомились с учреждениями и предприятиями и разными профессиями, в прошлом году посетили город профессий «Кидбург» в Санкт-Петербурге. Она пока не может точно определиться. А для меня главное, чтобы она выбрала ту профессию, которая будет ей по душе. Я её всегда поддержу!
Прямая речь
Ирина Брынзей, мама студента первого курса Горного университета Богдана Брынзея:
– 25 января вся страна празднует День студента. В наступившем году это праздник и нашей семьи – старший сын Богдан поступил в университет. Вспоминаю напряженный 11-й класс – год, решающий многое, я бы сказала, главное. Для семьи он был очень насыщенным и волнующим: подготовка к сдаче ЕГЭ, к олимпиаде по технологии, выбор учебного заведения. Изменился порядок сдачи ЕГЭ по математике – приходилось выбирать базу или профиль. А от этого напрямую зависело, куда будет открыта дорога – в колледж или в университет.
Помню, как много времени мы с сыном проводили за изучением сайтов вузов, выбирали специальности, сравнивали проходные баллы. Когда список учреждений был утверждён, на семейном совете решили – поедем на Дни открытых дверей. Побывав во многих вузах, в том числе и московских, выбор сделали единогласно – Горный университет Санкт-Петербурга. Нас привлекло многое – преподавательский состав, дисциплина, идеальный порядок... И, что немаловажно для юноши, – наличие военной кафедры.
Оставалось хорошо сдать экзамены. Это являлось основным моментом, так как на выбранную специальность проходной балл был довольно высоким. И хотя у сына как призёра всероссийской олимпиады по технологии была льгота, с волнением ждали списков зачисления. Почти полтора месяца ожидания! И вот он – студент нефтегазового факультета! В группе среди юношей — всего одна девушка.
Первый семестр уже позади. Учёба занимает почти всё время. Предметы новые, сложные. Появилось много друзей из разных уголков России, зарубежья. Сосед по комнате – молодой человек из Ирака, студент 4-го курса, они дружат, тесно общаются. Сейчас у многих студентов заканчивается сессия – время напряженное. У Богдана тоже было три экзамена. Хочу пожелать нынешним выпускникам школ успешной сдачи ЕГЭ, выбора нужной и интересной профессии. Студентам – сдачи сессии на самые высокие баллы и, конечно, удачи!
Мирослава Иванова, студентка первого курса Санкт-Петербургского технологического института:
– Для поступления в вуз мне нужны были хорошие баллы по ЕГЭ. Учеба в университета совсем не такая, как в школе. Поэтому привыкнуть к этому было немного трудно. Вдали от дома началась самостоятельная жизнь, в полной мере я почувствовала ответственность за учебу.
Несмотря на совершенно другой формат учебной деятельности посещать вуз мне нравится, студентам даётся большая свобода, больше времени уходит на самостоятельное изучение материала.
Одновременно появляется много новых знакомств, новых друзей. Благодаря им я перестала тосковать по дому, легче влилась в учебу. Хотя ещё не полностью привыкла к новому месту и учебному заведению, от учебы остаётся много хороших впечатлений и желание учиться пока никуда не пропало.
Завтра у всех студентов страны праздник. Пусть студенческие годы будут яркими и насыщенными, а профессия, которую вы выбрали, станет делом всей вашей жизни!
Лариса ПЛАТОНОВА