С такими ощущениями шимчане — участники массовок для «Коридора бессмертия» смотрели по ТВ фильм.
Прошло почти четыре года с того холодного и вьюжного февраля, когда в Коростыни на берегу озера Ильмень снимали кадры фильма Фёдора Попова о строительстве Шлиссельбургской магистрали, через которую в осаждённый Ленинград было доставлено 75% продовольствия и снаряжения. И вот в воскресенье на Первом канале фильм показали.
В нашей газете был опубликован репортаж со съёмок, потому мы хорошо помним, как это было. Февральские дни 2016 года после просмотра фильма отчётливо вспомнили и многие шимчане, в массовках участвовали жители райцентра, окрестных сёл и деревень. Что они чувствуют сейчас, после показа премьеры на Первом канале? Мы поговорили об этом с одной из участниц тех событий директором Краснодворского Дома культуры Верой ПОПКОВОЙ.
— Я до сих пор ощущаю, — вспоминает Вера Аркадьевна, — пыльный шёпот старых фуфаек и колючий шорох шерстяных платков, найденных нашими женщинами на чердаках и в сараях. Хорошо помню холодный, метельный февраль, десятичасовые съёмки и как потом у некоторых «скакало» давление. У меня были свои старые сапоги и такая тёплая бабушкина шаль, костюмеры сказали, что они подойдут, а пальто мне выдали. Тоня Степанова тоже отыскала какую-то старую одежду, довоенный рюкзачок.
Конечно, я ждала чего-то особенного... Сама не знаю... Но мы почти неделю снимались, а в фильме показали малюсенький кусочек. Мы — на заднем плане, пилим, копаем, пробиваем ломами мёрзлый лёд. Лиц нельзя разглядеть, но я знаю, что мы — где-то там...
Кино показали поздним вечером, и оно воспринималось как-то не очень, чего-то я недопоняла, не усвоила, нужно посмотреть ещё раз. Но всё равно снова пережила всё и, как в тот год, почувствовала сопричастность чему-то важному, способность сострадать тем, кто ценой неимоверных усилий и даже жизни построил железную дорогу, коридор бессмертия, чтобы те, кто остался в блокадном аду, за пределами мира, получили помощь и поддержку, чтобы выжили.
Со дня снятия блокады Ленинграда в понедельник минуло 76 лет. Фильм «Коридор бессмертия» делали долго, ощущая постоянную нехватку средств. И вот в Год памяти и славы телезрители его увидели.
Для тех, кто не посмотрел, напомним: строили магистраль в основном девчата, вчерашние школьницы, женщины и солдаты. Работали, обдуваемые пронизывающим февральским ветром и осыпаемые вьюгой, под постоянными обстрелами и бомбёжками. По узкоколейке в Ленинград доставляли тонны продуктов. Детали операции долгие годы были засекречены. В Коростыни, на озере Ильмень, снимали второй эпизод картины. Дело в том, что часть железной дороги проходила по суше, а часть — через реку. Режиссёр Фёдор Попов рассказывал, что пять тысяч человек строили мост длиной в километр 300 метров. Ширина Невы в том месте — километр.
Невозможно представить, как это стало возможным. И ведь никто долгие годы ничего не знал об этом, даже старые ленинградцы.
Настя БЕРГ
Фото из архива
Татьяны ШАЯХМЕТОВОЙ