Оказывается, музейные экспонаты не являются такой уж «недвижимостью». Если в силу каких-то причин дети не имеют возможности посетить музей, то музей посещает их.
Выездные уроки его сотрудники проводят уже на протяжении нескольких лет в школах и детских садах Неболчей и Зарубина. Бывает «музей в чемодане» и в деревне Водогон.
На самом деле любытинским девчонкам и мальчишкам повезло: их учебные заведения находятся в шаговой доступности от краеведческого музея. Даже если мамам-папам некогда, дети приходят на мероприятия или музейные уроки целыми классами. И уже сейчас о краеведении и истории предметов знают больше своих родителей. А вот маленьких неболчан организовать на экскурсию сложно, если не сказать, маловозможно. Для поездки придется выделить целый день, найти транспорт, питание, сопровождение и следить за общим состоянием малышей.
Сотрудники краеведческого музея сами разрабатывают уроки, монтируют видеопрезентацию, упаковывают для перевозки экспонаты. Доставить «музей в чемодане» до посетителей помогает районная администрация.
Темы — самые разные. Очень востребована военная и патриотическая тематики, но музей этим себя не ограничивает. Каких только выездных уроков они не проводили: рассказывали об истории радио, вооруженных сил России и даже об истории избирательного права. Для этого в избирательной комиссии даже одолжили урны для голосования и кабинки избирателей, с помощью которых дети и провели свое первое, пробное голосование.
Сколько вешать в граммах?
Мы тоже побывали на выездном занятии в Неболчах. Сергей Степанов приготовил для детсадовцев рассказ об истории музыкальных инструментов, а Ольга Крылинская решила поведать о мерах веса и весах ученикам начальной школы.
Сначала подготовительный этап. Экспонаты Ольги неподъемные, среди них — пудовая гиря, старинные безмены, больше напоминающие увесистые палицы, и металлические весы-«уточки» из 80-х годов. Сергей помогает все организовать и расставить. Школьники узнают хранителей истории еще на входе: «О, музей приехал! Народ, а у кого сегодня музей?». Из коридора еще долго доносились увещевания педагога: «На физкультуру! Все на физкультуру! Сегодня с музеем занимаемся не мы!».
Экспонаты Ольги можно подержать в руках и оценить свои силы. Например, в горсти русских богатырей помещался ровно стакан зерен пшеницы. А в ладошках учеников — всего ничего, лишь только донышко закрыть. Потом можно взвеситься на напольных весах и перевести свой вес в пуды — так проще понять, сколько шоколада просил папа-слон для своего сынишки в стихотворении Корнея Чуковского (помните: «Да пудов этак 5. Или 6: больше ему не съесть! Он у меня еще маленький»). На каждый вопрос Ольги — лес рук, учителям даже приходится сдерживать пыл школьников.
Музыка нас связала
Сергея малыши в детском саду тоже узнают: «Вы в прошлый раз у нас солдатом были!». Радуются и с готовностью рассаживаются в кружок.
Экскурсовод немного волнуется, встает и выходит из-за стола. «А знаете ли вы, что самый первый музыкальный инструмент есть у каждого из нас? Как вы думаете, что это?».
Оказалось, руки. И дальше, доступно и весело, за ступенькой ступенька — вполне серьезные знания об этапах развития инструментов, от ударных, духовых, струнных. Если такой инструмент есть в экспозиции, его можно потрогать. Нет — увидеть на экране. И обязательно посмотреть на видеоиллюстрации, как на нем играют, и услышать, как он звучит.
Малыши вначале просто сидели, вытянувшись и ловя каждое слово Сергея Борисовича. Потом во время музыкальных включений, сидя, начали пританцовывать или потихоньку улавливать ритм и хлопать в ладошки. А радостные огоньки горели совсем одинаковые — в глазах пятилетних малышей и взрослого человека-экскурсовода. Им всем было одинаково интересно друг с другом: одному — делиться своими знаниями, другим — слушать, запоминать и увлеченно тянуть руку вверх: «Я ответ знаю! Можно я скажу?».
Загадки про варган или домру были непростыми даже для меня. Но для детей это лишь свидетельство того, как много интересного может знать человек и радостно рассказывать окружающим.
И без того высокий авторитет Сергея взлетел до небес, когда по просьбе слушателей он исполнил небольшую увертюру на балалайке.
С каждым подходившим к нему малышом экскурсовод находил общий язык — подбадривал, говорил слова похвалы или подсказки. Искренне любовался детской увлеченностью и тут же, по ходу рассказа, учил играть на музыкальных инструментах. Я почему-то уверена, что в этот день многие малыши попросили своих родителей смастерить из нитки и деревянной линейку бунчалку — самый простенький музыкальный инструмент наших предков-славян. Такой, какой самостоятельно изготовил, привез к ним сотрудник музея и увлеченно и радостно продемонстрировал под дружное «Ах!» маленьких ценителей искусства.
Когда экскурсоводы уже грузили свои экспонаты в машину, пробегавшие по своим делам школьники прощались с ними таким образом: «Приезжайте еще. Музей, вы — клевые!».
Кира Соболева
Фото автора