Среда, 23 октября 2024

Редакция

Особое поколение

В памяти народной вечно жить подвигу военного поколения. Фронтовики, труженики тыла, партизаны, узники концлагерей, дети войны... Низкий вам всем поклон. И не увидевшим салютов Победы. И выжившим вопреки всему, чтобы передать память о прошлом потомкам своим. Вам посвящаем мы цикл материалов под рубрикой «Особое поколение» к приближающейся славной дате – 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

Вера Григорьевна Зайцева:
«Лишь бы не было войны, нигде и никогда»

Родилась Вера в шести километрах от Бурги, в деревне Уезжа. В их семье было шесть детей. Мама работала в колхозе дояркой, папа на железной дороге. Как семья узнала, что началась война, она совсем не помнит, хоть ей и было тогда уже 9 лет. В памяти осталось только, как все плакали и вскоре начались бомбёжки. Их семья даже во время войны жила в деревне. Спали одетыми, с мешочками за спиной, чтобы быть готовыми сразу бежать и прятаться в небольшой землянке, которую отец вырыл в конце огорода.

Часто встаёт перед глазами Веры Григорьевны картина, когда немецкий самолёт атаковал нашего лётчика, а они ребятишками наблюдали за сражением и ревели от страха. Все дети, включая малышей и школьников, которые оставались в деревне, ходили на «чёрную ниву» – это было колхозное поле, засеянное льном, который они пололи. Однажды, как гром среди ясного неба, появился вражеский самолёт и опустился низко над землёй, фашист стал издеваться над ними. Пролетая мимо, он стрелял по верхушкам кустов, а оцепеневшая от ужаса ребятня могла видеть, как он смеялся. Ему удалось испугать беззащитных детей: звук пролетавших совсем рядом пуль помнится по сей день. Позднее на этой же ниве стояла хозяйственная часть наших солдат.

Маленькая Вера участвовала в посевной, выставляя метки, помогала маме доить коров. Она знает, что такое голод, когда приходилось есть и мякину, и лебеду. Иногда доходило до того, что мама им велела лежать и не шевелиться, чтобы не расходовать последние капли оставшихся сил. А соседские дети, с которыми дружила их семья, даже опухали от голода. Конечно, всё это не могло не отразиться на здоровье, пережитые в детстве боль, страх и отчаяние посеребрили волосы ещё в 25 лет.

Вера Григорьевна вспоминает, как в колхозе пахали землю, запрягая в плуг женщин, потому что всех лошадей забирали на фронт. Только позднее стали возвращать в деревни коней, которые были ранены и не годились больше для военной службы.

Хозяйке семейства доставалось, конечно, больше всех. Очень у неё сильно болели руки, а потом подорванное здоровье и вовсе подвело: в 1966 году она умерла. Отец скончался раньше, почти сразу после победы, в 1947 году.

После замужества Вера Григорьевна переехала жить в Вишеру, было это шесть десятков лет назад. Работала выдувальщицей на стекольном заводе, на производстве ёлочных игрушек. Имеет множество благодарностей, поощрений и наград, удостоена званий ветерана и ударника коммунистического труда. Сейчас из всех детей её семьи живы только три сестры. Самая старшая (ей сейчас 94 года) до сих пор живёт в родной деревне, а младшая, как и Вера Григорьевна, – в Малой Вишере.

Сегодня, после просмотра телепередач о неспокойном положении в мире, об отношении других стран к России и её народу, Вера Григорьевна переживает исключительно об одном: «Лишь бы не было больше войны, никогда и нигде».

Елена СВЕТИНА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА