Россия, Европа, Средняя Азия, – Сергей Попов из деревни Трубичино помогает соотечественникам из разных стран узнать о судьбе погибших родственников-красноармейцев.
Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. И, к сожалению, у многих по-прежнему нет никакой информации о погибших или пропавших без вести на полях сражений родственниках. Прошло 75 лет, эстафету поиска от детей фронтовиков переняли их внуки и правнуки. Однако самостоятельный поиск не всегда приносит положительней результат. А вот если обратиться за помощью к людям, имеющим опыт работы с архивными базами, шанс проследить путь бойца и даже отыскать могилу солдата, увеличивается.
Кто ищет, тот всегда найдёт
Недавно к нам в редакцию зашел мужчина. Скромный, вежливый. Первым делом представился: «Шермахамад Закиров». Гость сказал, что очень хочет поблагодарить одного человека – жителя деревни Трубичино Сергея Попова, и поведал трогательную историю о том, как всю сознательную жизнь он безуспешно пытался узнать что-нибудь о своем дедушке – красноармейце, пропавшем без вести в годы войны. Шермахамад много ездит по стране, работает в разных регионах. И куда бы он ни приезжал, везде бывал на воинских захоронениях, вчитывался в фамилии на обелисках, пытаясь отыскать могилу деда.
Знакомство с Сергеем Поповым было послано Закирову, наверное, высшими силами. Трубичинский энтузиаст помог мужчине. Выяснилось, что его дед, Пирмат Хасанов, погиб в январе 1943 года в боях под Воронежем, близ деревни Малая Калитва. А в 1948 году его тело было перезахоронено с поля боя, но по какой-то причине семью тогда в известность не поставили. Может, письмо затерялось, а может, ещё что. Сергей Попов нашел и воинское захоронение, где увековечено имя солдата. Теперь родные собираются посетить могилу дедушки и почтить память своего героя. А Сергею Попову – низкий поклон и огромное человеческое спасибо от Шермаххада Закирова.
К слову, с Сергеем Валерьевичем мы уже знакомы и однажды публиковали небольшую заметку о комнате боевой славы Трубичинского дома культуры и экскурсиях, которые он там проводит. Кроме того, Попов руководит патриотическом клубом «Истоки» и ведет группу с одноименным названием в социальной сети. В сообществе можно почерпнуть информацию о Новгороде в годы войны, отдельных эпизодах и, конечно, о земляках-героях.
А еще Сергей Попов помогает людям искать информацию о боевом пути их предков. И гость нашей редакции из Средней Азии – не единственный, кто к нему обратился. Мы попросили Сергея рассказать друкомната боевой славы - как пишетсягие истории.
Село-Гора. Берлин. Гора
– Идея предложить людям помощь в поиске родственников началась с личного интереса. Я изучал воинское захоронение в деревне Трубичино, узнавал о бойцах, которые там погибли, поднимал архивы, смотрел, откуда призваны. Размещал в группе «Истоки» посты на эту и другие темы. Так, однажды под опубликованной статьей, посвященной Новгородско-Лужской наступательной операции 1944 года, появился комментарий подписчика Николая Емелькина: «Старшему брату отца оставалось жить чуть больше двух недель». Я расспросил Николая: кто его родственник, при каких обстоятельствах погиб, где захоронен. Ответ меня насторожил, и я подумал: что-то тут не сходится, – рассказал Сергей Попов.
Не сошлись в голове у Сергея Валерьевича даты с событиями. Николай Емелькин написал, что его дядя был танкистом и погиб в бою 9 февраля 1944 года. Захоронен в деревне Село-Гора.
– Прежде всего я обратил внимание на дату. Село-Гора была освобождена от немцев еще 25 января, – пояснил собеседник. – Я стал поднимать информацию. Выяснилось, что Емелькин Пётр Терентьевич служил в 74-м отдельном танковом полку, погиб в серьезном бою, в результате которого было уничтожено 80 процентов танков. Из 54 бойцов в живых осталось не больше 15. Не слишком ли большие потери в танковом полку в освобожденной деревне? Зацепило. Стал углубляться.
Поднял документы уже не конкретно по бойцу, а по воинской части. Нашел донесение командующего, где тот четко указывает: «Бой происходит на открытой местности, со стороны села Медведь». Тогда стало понятно, что речь шла не о деревне Село-Гора, а о населенном пункте Гора Шимского района. Более того, все танкисты, погибшие в этом бою, также ошибочно увековечены на воинском захоронении Село-Горы.
А Николай Емелькин, который, к слову, живет в Германии, сам всего четыре года назад узнал, где и когда погиб его родственник. Всё благодаря интернету и группе ВКонтакте «Село-Гора. Далекая и близкая». В течение этих лет к Дню Победы Емелькины присылали в группу фотографии с участием членов семьи в акции «Бессмертный полк»: на фоне Рейхстага, с портретом Петра Терентьевича в руках и подписью: «Погиб в феврале 1944 года в бою за д. Село-Гора, и его имя высечено на памятнике там же».
Из данных, которые удалось раздобыть Сергею Попову, следует, что на мемориале в Село-Горе увековечены сразу несколько бойцов, там не захороненных. Могло ли такое произойти? Руководитель клуба «Истоки» уверен, что могло. Да и случаи, когда на памятники наносили фамилии солдат, которые воевали и погибали совсем в других местах, не редкость. Только вот выяснить, почему так получилось, уже нельзя. Это было давно. Да и той деревни Гора в Шимском районе больше нет.
Впрочем, Сергей Попов не опускает руки. Он продолжает поднимать архивы и собирать информацию по крупицам, чтобы найти место, куда перезахоронены погибшие в деревне Гора солдаты.
Дань памяти
Занимаясь поиском, главное – не терять надежды. Ведь получилось же у Сергея найти место последнего упокоения родственника Любови Барулиной, она также обратилась к Попову за помощью.
– Семья Любови Владимировны много лет искала место, куда были перезахоронены останки их родственника – Жданова Михаила Никифоровича. Было известно, что фронтовик умер в госпитале и захоронен в деревне, которой сегодня нет. Конечно, стоило определенных трудов найти не существующий ныне населенный пункт, но огорчило то, что воинского захоронения там нет. Далее удалось установить, что госпитальные захоронения были перенесены в другую деревню. Останки перенесли в 1950-е годы, когда укрупняли воинские захоронения, – уточнил рассказчик.
По какой причине имена некоторых солдат, в том числе Михаила Жданова, не увековечили, неизвестно. Но так не бывает, чтобы при перезахоронении одних перенесли, а других оставили. Поэтому местом последнего упокоения бойца, скорее всего, следует считать деревню Сазоненки Западно-Двинского района Тверской области, считает наш собеседник.
Часто в процессе поиска всплывают документы, рассказывающие о боевом пути участника войны, отражающие некоторые факты его военной биографии. Все эти находки Сергей Попов отправляет своей верной помощнице, сотруднице Трубичинского ДК Екатерине Макаровой, которая, в свою очередь, оформляет их в красивые папки. Если есть возможность, папочки с ценными материалами передают законным владельцам, в семейный архив.
– А какими базами, сайтами в интернете вы пользуетесь, когда поступает очередной запрос? – поинтересовалась я у Сергея Валерьевича.
– Преимущественно поиск идет через информационные порталы Министерства обороны РФ, где можно найти оцифрованные документы Центрального архива. Сейчас, кстати, ведется большая работа по оцифровке рассекреченных материалов и база пополняется новыми документами. Иногда бывает так, что ищешь бойца, а данных по нему никаких нет. Через месяц-другой смотришь, они начинают появляться в архиве – значит, недавно оцифровали. Я в основном работаю с сайтом «Память народа», потому что мне он кажется наиболее удобным.
– Много ли к вам поступает запросов?
– Специально подсчет я не веду. Если приблизительно, то на данный момент ко мне обратились около 20 человек.
– Сколько времени уходит на работу с одним обращением и кто ваши помощники?
– Помощников, на самом деле, кроме Екатерины Макаровой и моей семьи, которая меня морально поддерживает во всех начинаниях, нет. Но я буду рад, если они появятся. Кстати, вместе с директором Трубичинского ДК Еленой Вильковской мы обсуждали возможность проведения обучающего семинара на эту тему. Сейчас по известным обстоятельствам его организовать мы не сможем, но когда закончатся ограничительные мероприятия, вновь вернемся к этому вопросу.
Поиск – кропотливое, аналитическое занятие, которое к тому же занимает немало времени. Чтобы найти конкретный документ, где, например, указывается интересующий тебя бой, нужно перелопатить тысячу не относящихся к делу архивных бумаг. Пара-тройка бессонных ночей точно потребуется. Но вся усталость проходит, когда добиваешься результата и люди искренне говорят спасибо. Вот это дорогого стоит.
Юлия КУЗЬМЕНКО
Фото из архива Сергея Попова