Пятница, 25 октября 2024

Редакция

Побила война самых лучших людей

Удивительным образом режим ограничений словно возвращает нас к истокам, к смыслам жизни.

Письмо от Лины Черниковой пришло по почте, в конверте, как в старые добрые времена, а в нём — целый рассказ. Лина Владимировна постаралась записать воспоминания своей соседки Алевтины Степановны Веричевой.

— Люблю я послушать рассказы Алевтины Степановны о военном времени. «Алевтина, расскажи, как твоя мама лётчиков спасла», — вновь и вновь прошу её.
— Когда я подросла, мама часто об этом рассказывала, — начинает Алевтина Степановна, — жили мы в деревне Грузомедь, это в 4 километрах от Дуброво. Дома наши ещё не сожгли, хозяйство было. Недалеко от деревни была болотистая местность, мягкая. Наверное, поэтому лётчики спаслись, сумели выбраться живыми из горящего самолёта. Мама услышала крики: «Спасите!» Позвала мою крёстную Тоню, и они вместе помогли лётчикам выбраться из ямы с водой, в которую те угодили. Оба побитые, один ранен довольно тяжело. Мама привела их домой, дала одежду отца (отец наш сражался на фронте в это время). Промыла раны настойкой травы — у неё всегда была наготове для детей, ведь нас шестеро было. Накормила, закопала форму. Предложила остаться переночевать, ведь немцы боялись по ночам ходить в нашу деревню: она была рядом с лесом, постреляют вдоль дороги и уедут. Но ночевать лётчики не рискнули оставаться, боялись, что всю нашу семью расстреляют, если их обнаружат. Мама дала им на дорогу продуктов, перекрестила и показала дорогу на Ситню, там был партизанский штаб — так все говорили. Лётчики благодарили и обещали: «После войны обязательно найдём Вас, Мария Степановна!» Они верили, что мы победим. Хотя тогда кругом были немцы. Да и все верили в победу, а как иначе жить?!

— Что же, Алевтина, получается все знали, где находятся партизаны?

— Может, и не все. Маму просили собирать и привозить им продукты, и Коля, старший брат, возил им на нашей телеге картошку, хлеб. Он рассказывал маме, что командир Николай Иванович Голубев (он был из нашей деревни, его не взяли на фронт из-за болезни) был такой весёлый и говорил: «Ты, сынок, расти быстрее и будешь Родину защищать!»

Немцы всё рыскали по округе, всё лётчиков искали. Но никто им ничего не сказал. А позже всё время про партизан спрашивали. Как-то мама услышала во дворе немецкую речь, вбежала в дом, предупредила бабушку, а Колю тайком отправила по соседям, чтобы сказал, что опять партизан ищут.

В дом вошли двое в штатском и по-русски спрашивают бабушку, что она про партизан слышала. А бабушка моя Даша умная была: «А кто такие партизаны? — спрашивает она, — первый раз от вас такое слово слышу».

И всё же что-то дошло до немцев про лётчиков, которых мама спасла. Принесли бумагу: «Демидовой Марии Степановне явиться в немецкий штаб в Дуброво». Пошла она. По дороге встретила старосту, он поинтересовался, куда идёт, мама показала повестку.

— Тебя же расстреляют, — закричал он, — узнали, что ты партизанам помогаешь!

Бросилась домой, собрали с Колей детей — и в лес. Прятались в лесу до тех пор, пока наши уже не погнали немцев. Коле было 12–13 лет в ту пору, а он стал и маме опорой, и нам вместо отца.

Мама часто рассказывала, как видела отца в последний раз.

— Обнял, поцеловал всех, а с тобой, крохой, долго говорил: видно, жалел, что не успел младшенькую понянчить.

— Расти, Аленька! — сказал он, — приду и расскажу, как прогонял нечисть с нашей земли.

Получила мама только три письма с фронта. А потом похоронку. Погиб Демидов Степан Демидович в боях за город Калинин в 1941 году.

Каждый день мама плакала. И много позже, после войны, как начнёт плакать-причитать по отцу, так и тех лётчиков вспоминает:

— Дождались ли ребяток их матери? Побила война самых лучших людей! Отец ваш не пил, не курил, слова плохого мне не сказал. И те лётчики — мальчишки совсем. Ушли, не отдохнули даже, за нас боялись.

После войны мы с бабушкой Дашей в праздники ходили пешком в церковь деревни Молочково. Знали все, что батюшка Фёдор просил взять иконы и спрятать их по домам, а сам ушёл в партизаны. Сейчас о нём много пишут: Пузанов Фёдор Андреевич.

Помню, пришли мы с бабушкой в церковь, а она полна народа. Вышел батюшка Фёдор, поклонился людям и поздравил с Победой! Сказал: «Слава Богу! Теперь все молитесь, чтобы отстроить снова нашу страну. А кто погиб за Родину — тем вечная память!»

Он встал на колени и заплакал. Все рухнули на колени тоже и так плакали! Каждый о своём горе.

Ольга КАРПОВА

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Вкусная» профессия

Ольга Сергеевна обучает ребят профессии повара-кондитера, как и её мама, Светлана Чистякова. С самого детства Оля прибег...

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА