30 апреля в России отмечается День пожарной охраны. До профессионального праздника я побывала на учениях пожарно-спасательной части, встретилась с огнеборцами из некоторых расчётов, попыталась разобраться, что же стоит за знакомым с детства словом «пожарный».
Наша городская 13-я часть является не только пожарной, но и спасательной, а это – дополнительная нагрузка и ответственность. В чём и пришлось убедиться, познакомившись с профессионалами второго и четвёртого караулов и посмотрев, как проходит их день. Начальник 8-го отряда Олег Мартынов уверен в том, что в любой ситуации его подчинённые сделают всё так, как надо. Если есть возможность спасти людей, они обязательно спасут, если можно быстро ликвидировать возгорание – залезут в любую щель и уничтожат его.
– Не все пожары человеку под силу потушить и не всех людей можно спасти. Если бы пожарные могли сделать невозможное, они были бы богами, – говорит Олег Александрович.
Но они всё-таки – простые люди, такие же, как мы с вами, и стараются как можно лучше выполнять свою работу. Правда, работа у них совсем не сахар, хоть и бытует мнение, что пожарные, мол, постоянно спят и свою работу в принципе любят, но когда случается пожар – так им хоть увольняйся. В том, что это обывательские суждения, я убедилась, пообщавшись с самими пожарными, наблюдая за ними во время ежедневных тренировочных занятий и даже на учениях, которые проводятся в тесном взаимодействии с энергетиками, газовиками, полицией и работниками других служб. Могу честно и откровенно заверить, что спать-то им как раз некогда!
Пока нет вызовов, они постоянно тренируются и учатся. Каждый день рассчитан по минутам и начинается он с теоретической части – занятий по пожарной тактике, аварийно-спасательной работе, а потом идёт физическая подготовка и отработка всевозможных ситуаций. Занимается весь состав без исключения, хоть ты отработал несколько дней, хоть несколько десятков лет.
Самым страшным в своей работе считают неизвестность: каждый раз выезжая на вызов, никто не знает, что их ждёт, поэтому готовятся всегда к самым плохим сценариям. Они практически каждодневно сталкиваются с людским горем: по погибшему родственнику, по сгоревшему дому, квартире, машине. Огонь сам по себе – непредсказуемая стихия. Поэтому приходится действовать по ситуации, а после каждого тушения совершать тщательный, поминутный что называется, «разбор полётов». Как говорят сами пожарные: «Пока первый раз на пожаре не побываешь, ничего не поймёшь. В такой момент происходит борьба с самим собой. Когда находишься внутри и не видишь ничего вокруг, кроме темноты из-за большого скопления дыма, становится не по себе, а надо идти вперёд, искать очаг возгорания, спасать людей. И ты идёшь дальше и делаешь то, что должен».
Начальник 2-го караула Григорий Черкесов уже скоро десять лет на службе, награждён нагрудным знаком «За заслуги» и медалью к 25-летию МЧС России. Командир отделения Сергей Соколов в команде четыре года. После школы два года проучился в военном училище, потом служил в армии, работал на железной дороге, на заводе «Электроаппарат», после банкротства которого встал на учёт на бирже труда, оттуда его и направили в пожарную охрану. Получается, что попал случайно. Поначалу всё было в диковинку, непонятно и тяжело, но пара выездов на пожары всё расставила на свои места.
Многие из них ещё совсем молодые и, как может показаться на первый взгляд, шебутные и ветреные ребята, но когда видишь, как они, пусть и в учебном порядке, выполняют свои обязанности, сразу хочется забрать свои слова назад. Второй командир отделения Ярослав Володарский с юных лет мечтал стать пожарным и стал. Ему 22 года, служит уже третий год, почти сразу после армии. Сейчас он подтягивает свои знания по математике для поступления в университет МЧС. Олег Мартынов считает, что у Ярослава есть необходимые для спасателя черты характера: умеет рисковать, но оправданно и, что немаловажно, способен оценить степень риска. Константин Рябцев в команде полгода, но свой первый пожар уже отработал – то есть «опожарился» (бытует профессиональное мнение, если после первого пожара человек не ушёл, значит и дальше будет работать). В этой команде водителем служит Александр Литвин и диспетчером Татьяна Васильева.
Начальник 4-го караула Максим Исаков уже шесть лет работает в пожарной охране и уходить не собирается, профессия, по его словам, затянула, как и его брата Евгения Исакова, командира отделения. Кирилл Спиридонский – второй командир отделения, на службе пока только год. В их команде два пожарных – Александр Соколов и Артур Магомедов, который проходит стажировку, водители Александр Григорьев и Антон Билибин, диспетчер Надежда Куликова. Все огнеборцы в один голос утверждают, что если бы можно было повернуть время вспять, они всё равно стали бы пожарными, только намного раньше.
Начальник отряда Мартынов уверен, что страха не испытывают одни только дураки. Ещё в начале службы, 12 лет назад, учил их начальник караула в Санкт-Петербурге тому, что огня бояться не нужно, а нужно... любить, тогда и он тебя полюбит и будет слушаться, а станешь ненавидеть, в ответ получишь то же самое. Огонь нужно уметь регулировать, без этого никак, а просто мыть стены со стороны, как выражаются пожарные меж собой, может любой мало-мальски физически подготовленный человек.
В пожарной машине находится трёхтонная цистерна с водой, которой при тушении из четырёх рукавов с расходом воды около трёх литров в секунду хватит всего минуты на четыре. Поэтому их первостепенная задача – найти расположенный неподалёку пожарный водоём, гидрант или любой источник воды, чтобы организовать её бесперебойную подачу. Если же дом охвачен огнём полностью, то часто приходится пользоваться лафетными стволами (так называемыми пушками), а их расход – уже 19 литров в секунду, стало быть, вода кончится практически молниеносно. Отсюда рождаются легенды, что пожарные приехали как всегда без воды, чего не бывает никогда по требованиям техники безопасности. При самых повышенных рангах пожара наша пожарная часть единовременно может предоставить только четыре машины, а если этого недостаточно, обращаются за помощью к коллегам-соседям.
Вспомнить только огненную «эпидемию», когда в Вишере одна за другой полыхали деревянные двухэтажки. Когда горит даже самый маленький частный дом – это большая беда и горе. А если оба этажа многоквартирного дома, где площадь возгорания в десятки раз больше? А если этих домов – не один, а пять, которые, как новогодние фейерверки, загорались с небольшой разницей по времени. Весь наш отряд принимал участие в тушении, даже те, кто был на больничном, но и этого оказалось недостаточно, и на пятую подожжённую двухэтажку (где погибла женщина) выехал один начальник отряда Олег Мартынов и водитель. В последующем к отряду присоединились смежники из пожарного поезда, коллеги из Чудова, Новгорода, Окуловки, Любытина, техники было предоставлено много. А если бы работники вневедомственной охраны, объезжая свои объекты, не заметили возгорания и вовремя не ликвидировали ещё один поджог, то сгорел бы ещё и шестой дом.
Неизгладимые впечатления остались и от пожара в ПНИ «Оксочи», унёсшего жизни 37 человек. Когда расчёт добрался до места, там горело уже всё, что могло гореть. Своих сил было недостаточно, но до прибытия помощи из Новгорода и даже Санкт-Петербурга нашим спасателям удалось сбить огонь и не допустить его распространения на соседние строения. Двое пожарных были награждены. Но на душе у всех остались обида, боль, горечь и сожаления о том, что не смогли... В таких ситуациях, конечно, главным остаётся – вовремя сделать звонок и вызвать помощь. Удивительно, но факт: многие сначала снимают пожар на телефон, и только потом до этих горе-операторов доходит, что сначала бы нужно набрать «112». Эти несколько минут способны сыграть большую роль – жить или нет людям, находящимся в горящем помещении. А потом, бывает, сами же очевидцы сильно возмущаются, что пожарные ехали долго.
В работе пожарных очень важен дружный и понимающий коллектив, чтоб все – как одна семья. Поскольку у них, как в разведке, нужно доверять своему товарищу полностью. Надев форму, они становятся единым целым, от их слаженных совместных действий зависят другие жизни.
А начинается всё со звонка в пожарную часть, который принимает диспетчер. Его задача – успокоить звонящего, узнать как можно больше необходимой информации. Что именно горит, где, чтобы уже со всеми нюансами, вплоть до скорости и направления ветра, передать эти данные пожарным. Однако после выезда расчёта на место пожара работа диспетчера не заканчивается. Начинается ещё более ответственный этап – фиксация поминутного отчёта хода тушения пожара, который потом используется для анализа каждого конкретного ЧП.
У водителей тоже работы хватает. Надо быстро и безопасно доставить расчёт до места, что иногда бывает непросто потому, что иные участники движения не считают нужным уступать дорогу пожарной машине, хотя ревущие сирены слышны издалека. Их дальнейшая задача – ни на шаг не отходить от машины и следить за работой всей техники.
Не будет преувеличением сказать, что профессия пожарного особая. Здесь случайных людей не бывает. Их боёвка в полной комплектации весит до 30 килограммов. Зимой она покрывается ледяной коркой от водных брызг, а летом нагревается до состояния парной. Физически они пашут так, что потом ложку не в силах ко рту поднести от усталости. Но они упорно этого не замечают, а просто выполняют свою работу. Зато ни с чем не сравнимое чувство радости и удовлетворения от того, что удалось спасти жизни людей, а иногда и животных, компенсирует все шероховатости службы. Так что ботанам, при виде крови падающим в обморок, в этой профессии делать нечего, при всём уважении к ним. Настоящие пожарные, даже уволившись, поддавшись временному психологическому срыву или накопившейся «вековой» усталости, всё равно возвращаются обратно, потому что уже не могут заниматься ничем другим. Они даже кинофильмы, отражающие их работу, не просто смотрят, а сразу начинают разбирать, кто не туда пошёл или не то сделал.
Первостепенной своей задачей считают спасение людей, а затем уже ликвидацию возгораний. Но их работа этим не ограничивается. На них и разбор завалов, особенно деревянных домов, где необходимо разобрать всё по досочке, и лесные пожары, и спасательные работы на ДТП, и борьба с палом травы. Совсем недавно наши доблестные пожарные спасли от огня деревню Глутно. Из-за чьей-то безответственности или детской шалости могла погореть вся деревня. Всего метрах в пятистах от крайнего дома горела сухая трава, и от сильных порывов ветра огонь быстро распространялся в сторону деревни. Но благодаря отработанным с ювелирной точностью действиям расчёта большой беды удалось избежать.
Эти мужчины спасают людей и их жилища. Помогают, когда случайно захлопнулась дверь, а ключи остались в квартире и на газу, как назло, кипятится чайник, или маленькие дети закрылись в помещении. Вызывают спасателей, когда есть подозрение, что человеку стало плохо и он не может самостоятельно открыть дверь. Если существует угроза жизни – они тут как тут. Про них можно сказать, что кроме основных своих обязанностей они ещё немного слесари и сантехники, электрики и психологи, и даже медики, когда нужно оказать первую помощь.
Был случай, когда женщина, у которой при тушении залили квартиру, начала угрожать жалобами о возмещении ущерба, но когда она увидела, как спасатели эвакуируют из горящей квартиры мать с четырьмя детьми, то все угрозы и истерики перешли в извинения. Без особых слов понятно, что все материальные ценности – дело наживное, только жизнь и здоровье никакими деньгами не вернёшь. Многие зеваки пытаются даже вмешиваться в работу пожарных и давать советы, что и как нужно делать. Взяли бы лучше и устроились на эту работу, однако очереди из соискателей в пожарные что-то не выстраивается, люди горазды больше работать языком, а как доходит до дела – сразу в кусты.
Легко или нет изо дня в день соприкасаться с людскими трагедиями, быть не безразличными к ним, спасать чужие жизни, при этом постоянно, хоть и профессионально, но рисковать своей – думайте сами. Но хочется от всей души поздравить этих сильных и смелых мужчин с их профессиональным праздником и традиционно пожелать им удачи и «сухих рукавов»!
Елена СВЕТИНА
Фото автора