Одной из важных составляющих качества жизни в любом возрасте является удовлетворение духовных потребностей личности, прежде всего — потребности в образовании.
В современной России непременным условием является повышение качества жизни всех её граждан. Именно на решение этой задачи, по мнению политических лидеров нашей страны, должны быть направлены усилия деятелей политики, науки и образования современного общества. И особое внимание при этом уделяется вопросам социального обеспечения и качества жизни людей пенсионного возраста.
О том, как реализуются эти условия на базе Мошенского дома-интерната для престарелых и инвалидов, рассказывает его директор Наталья КОНДРАТЬЕВА:
— Ежегодно свои потребности в образовании в университетах «третьего возраста», некоммерческих общественных организациях и на факультетах при государственных высших учебных заведениях, обучающих пожилых людей, реализуют около сорока тысяч человек.
Актуальность образования в пожилом возрасте обусловлена тем, что оно позволяет преодолеть кризис социальной ситуации, помогая пожилым людям определиться с выбором ведущей деятельности и стратегии построения образа жизни в дальнейшем.
В числе факторов повышения качества жизни пожилых людей рассматриваются творческая деятельность и реабилитация творчеством, которая способна реализовать скрытые возможности человека и раскрыть его потенциал в самых разных аспектах.
Исходя из многолетней практики, скажу, что вовлечение пожилого человека в творческую деятельность — сложный психолого-педагогический процесс, требующий от него преодоления многочисленных стереотипов, связанных с представлениями о старении: угасании творческих возможностей, неуверенности, страхе, недостаточной компетентности и других внешних и внутренних препятствий.
К счастью, в последнее время в обществе стали обращать больше внимания на людей пожилого возраста. Правительством Новгородской области всемерно поддерживаются и реализуются на территории региона национальные проекты и программы — такие, как «Активное поколение», «Активное долголетие», «Демография 2019–2024», в рамках которых разработан целый комплекс мероприятий по улучшению качества жизни человека, вышедшего на пенсию. Данными программами охвачены и стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, в том числе и наше.
В штатном расписании учреждения появились специалисты, занимающиеся реабилитацией, социализацией пожилых людей, арт-терапевты. Арт-терапия включает два направления: индивидуальное — в этом случае психолог общается с человеком один на один, после чего определяет проблему и подбирает способы её преодоления; групповое представляет собой командную работу, что улучшает коммуникативные навыки, ведь в пожилом возрасте нехватка общения ощущается острее всего. Во время разговоров с единомышленниками люди испытывают душевный подъём, радость и воодушевление.
В психологии и геронтологии не так много методов для работы с пожилыми людьми. На базе Мошенского дома-интерната для престарелых и инвалидов разработаны две программы арт-студии: для активного населения — групповые занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа, для малоподвижного — индивидуальные занятия по 20 минут в день.
Программа студии носит инновационный характер, так как приобщает к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование рукaми, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография, эбру, песочнaя aнимaция, и др.), декоративно-прикладного искусства (выжигание, плетение из бумажной лозы, вязание крючком и на спицах, вышивка, лоскутное шитьё, вышивка алмазной мозаикой, рисование 3D-ручкой и др.), что даёт немалый толчок воображению и фантазированию.
В нашей студии для маломобильных проживающих проходят занятия по реабилитации двигательной активности рук при помощи кинетического песка, игрушек «антистресс», шнуровки, конструктора «Лего», каллиграфии, пальчиковой гимнастики, а также зарядки для ума при помощи японских счет — абакуса.
Занятия в студии полезны и увлекательны, потому что проходят в необычной обстановке под музыкальное сопровождение, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность и способствует созданию выразительного художественного образа. Проходят они по принципу от простого к сложному — от простых работ по аналогии до заданий на импровизацию, а также беседы о народном художественном творчестве, копирование работ мастеров, создание своих композиций. Итогом деятельности служат творческие задания, в которых проявляются умения и навыки, полученные за время обучения, и, конечно же, участие проживающих в выставках и конкурсах.
Наряду с основными занятиями проходят виртуальные экскурсии по известным музеям мира при помощи мультимедийного оборудования.
Наши проживающие выезжают на экскурсии в художественные и краеведческие музеи с. Мошенское и г. Боровичи, осуществляют выходы на пленэры, экскурсии по достопримечательностям нашего района и области.
Искусство является мощным средством эстетического воспитания человека. Одним из факторов нередко является глубокое переживание человека при восприятии поразившего его воображение предмета или явления — красивого натюрморта, цветения яблони, заката или восхода. Замечено, что толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, проявлению желания заняться им служит наблюдение за рисующими людьми.
Данные методики работы позволяют постепенно развивать в пожилых людях таланты. Реализуя свой творческий потенциал, наши проживающие становятся социально-активными, это наполняет их жизнь смыслом.
Большое внимание уделяется их духовной жизни — священник храма Св. Николая Чудотворца о. Вячеслав каждый месяц встречается с пожилыми людьми. Они с радостью ждут его слов утешения, ободрения и наставления в духовном делании.
Марина ВАСИЛЕНКО
Фото из архива дома-интерната