Понедельник, 09 декабря 2024

Редакция

В числе первых

Воинский мемориал в Молвотицах стал первым в районе и одним из первых в Новгородской области, реконструированных и благоустроенных в рамках госпрограммы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» за счёт госказны.

Предыстория

В Марёвском районе о войне знают не понаслышке: одна часть его территории была под оккупацией с сентября 41‑го по март 42‑го, другая, северная, — и вовсе до февраля 1943 года, целых полтора года. В боях за освобождение района, в то время Молвотицкого, сложили головы не менее 12 тысяч бойцов и командиров Красной армии. Наверное, потому у нас так много братских захоронений: на сегодня их — 38, а до укрупнения в форме переноса захоронений, часто — формального, из отдалённых вымирающих деревень в центральные (в Молвотицах, Полях, Любне и Моисееве) воинских кладбищ было ещё больше.

К сожалению, до последнего времени проблема благоустройства воинских захоронений находилась вне правового поля. Формально — это полномочия сельских поселений, но средств на означенные цели в их бюджеты не закладывается. Уже хотя бы по той причине, что официально таких объектов вроде как и нет, они не оформлены документально, не стоят на балансе поселений.

Для узаконивания захоронений, вывода из тени необходимо их зарегистрировать, а перед этим — оформить отведённые под них земельные участки, то есть провести межевание. Процедура — затратная, требующая не менее полумиллиона рублей, и сельским поселениям её не потянуть (чем и объясняется откладывание на лучшие времена процедуры оформления). Особняком стоит Молвотицкое поселение, на территории которого находится практически три четверти всех воинских захоронений.

На мемориальных плитах — две тысячи имёнОтсутствие законных владельцев этих объектов провоцирует и другую смежную проблему — ухода за захоронениями. Ещё в начале двухтысячных районные власти решили снять с себя эту нагрузку через передачу на добровольно-принудительной основе воинских кладбищ под опеку местных предприятий и организаций, вменив им в обязанность регулярное благоустройство этих территорий. Но шефствующие организации тоже ограничены в средствах для благотворительной деятельности. Проводить уборку захоронений от мусора, мелкие косметические работы они, конечно, в состоянии, а вот серьёзное благоустройство, включая изготовление мемориальных плит и иных памятных знаков, обветшавших за долгие десятилетия, они явно не потянут.

Логичным и уместным представляется, что ответственность за состояние воинских захоронений на территории России должны брать на себя федеральные власти. Но государство десятилетиями уклонялось от прямых обязанностей по увековечению памяти защитников Отечества, а власти на местах со временем оказались в тупиковой ситуации, не в силах приводить в надлежащее состояние элементы инфраструктуры захоронений.

Слово и дело

Проблема сдвинулась с мёртвой точки года два назад, когда новгородский губернатор Андрей Никитин, убедившись в её неразрешимости на региональном уровне, от лица коллег обратился к президенту России с просьбой о содействии со стороны федерального центра. И был услышан Владимиром Путиным. Следствием инициативы губернатора и стало появление вышеназванной государственной программы, рассчитанной на шесть лет.

Госпрограмма стартовала в 2019 году. Новгородцам было выделено из госказны 70 миллионов рублей (плюс порядка 20 миллионов — сумма софинансирования из регионального бюджета). Из этих средств 2,8 миллиона перепало Марёвскому району — с соответствующей заявкой вышла администрация района. Решено было использовать выделенные деньги на реконструкцию и благоустройство одного из крупнейших в районе воинских захоронений — в Молвотицах. Почему выбор пал на Молвотицы, учитывая, что многие другие захоронения пребывают в более плачевном состоянии? Дело в том, что на тот момент Молвотицкое захоронение оказалось единственным зарегистрированным, юридически оформленным как объект недвижимости. Остальные — вне правового поля.

Средства на трансформацию братского захоронения в воинский мемориал пришли молвотчанам ближе к осени. К тому времени поселенческая администрация сумела изыскать в своей хилой казне средства на софинансирование проекта (1% от стоимости, т. е. 28 тыс. рублей). Подоспел и проект реконструкции, сделанный по заказу в одной из новгородских организаций данного профиля. Через аукцион вышли на подрядчика работ. В традициях аукционов, в рамках печально известного 44‑го федерального закона, подрядчик оказался полувиртуальным, в свою очередь привлекшим субподрядчика — организацию из соседнего Демянского района.

К реконструкции приступили уже осенью. Забегая вперёд — молвотчанам повезло, что не было настоящей, снежной и морозной зимы, это позволило подрядчикам не приостанавливать работы.

Старые памятные знаки сгруппированы у оградыРеконструкцию начали со спиливания и выкорчёвки вековых сосен, сноса всех памятных знаков (с последующим перемещением их на периферию захоронения) и последующей планировки территории. Уже в начальный период работы столкнулись с проблемой: гробы от недавнего, 2017 года, массового перезахоронения оказались близко к поверхности, что препятствовало планировке. Выход нашли в углублении братских могил. Дальше реконструкция проходила без особых осложнений, на работах в разное время субподрядчиком были задействованы до десятка человек.

При необходимости оказывала помощь и администрация поселения. Но её главной задачей было составление мартиролога — уточнение имён захороненных здесь воинов, сверка списков и выявление упущенных фамилий, и на основе этой информации — заказ на изготовление мемориальных плит с именами защитников Отечества. Эта часть проекта, как потом выяснилось, оказалась наиболее затратной. Первоначально изготовленных мемориальных плит не хватило для отображения на них имён всех захороненных в Молвотицах. По словам главы поселения Николая Никитина, к двум тысячам погребённых, которые уже значатся в списках, надо увековечить имена ещё 1000 защитников Отечества. В настоящее время дело идёт к завершению, устанавливаются ещё две плиты.

Мемориал выполнен в современном стиле: строго, ничего лишнего. Клумбы, гравийные дорожки. Внушительная чугунная ограда траурного цвета. Новые мемориальные плиты сгруппированы в одном месте, композицию дополняет перенесённый к ним старый обелиск. Другие памятные знаки, ранее разбросанные по всему захоронению, собраны в одном месте, у ограды.

Мемориал, сделанный в классическом стиле, в то же время выглядит пустынно и сиротливо — скорее всего, из-за отсутствия привычных деревьев. Разве что сосны на соседствующей с кладбищем сопке скрашивают картину.

Но, наверное, воинский мемориал и должен выглядеть так — в соответствии с его назначением. Вызывать чувства горечи, скорби о погребённых здесь трёх тысячах солдат и офицеров, отдавших жизни за нас, за мирное небо над головой потомков...

Анатолий КАСАТКИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Фото с разницей в 14 лет

Поговори со мною, мама

Последние исследования подчёркивают незримую связь между родительской привязанностью и счастьем детей. В этом плане трём братьям ПЕТРОНИО с родителями очень повезло

Вот он, первый новый дом для переселенцев из аварийного жилфонда

Под Новый год — в новые квартиры

Ключи от квартир в благоустроенном доме получили первые 11 переселенцев — жители многоквартирных домов в Парфинском городском поселении, признанных аварийными в 2017 году

Мамины заботы

Мария Жукова – многодетная мама. Пять месяцев назад у трёх её дочерей появился братик. Счастливые родители назвали малыша Игорьком

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА