Среда, 23 октября 2024

Редакция

Да разве сердце позабудет

Валя была семилетним ребёнком, братик Коля — двумя годами старше, а на руках у матери был ещё и младший брат Виктор, совсем малыш, в то время, когда началась война.

Жила семья в деревне Бураково. Мать Ольга Фёдоровна вела хозяйство. В довоенное время семья жила справно да ладно. Отец — Александр Иванович Кузьмин — работал председателем сельпо, был человеком, уважаемым сельчанами. А Вале отец запомнился своею добротой, хозяйственностью, домовитостью — всё у него горело в руках.

Многочисленная родня жила в той же деревне, и во всём помогали родственники друг другу. Детство бежало в заботе родителей, любви, семейном счастье, но всё оборвала проклятущая война.

В год 75-летия Победы всё чаще и чаще вспоминает Валентина Александровна Рудина страшные, наполненные лишениями и горем годы. Сейчас, на 86-м году жизни, когда нет уже мужа, дочь и внук живут в городе и не могут приезжать часто, воспоминания встают перед глазами, словно всё пережитое было вчера.

В эти дни, когда наше Отечество, как и весь мир, борются со страшной болезнью, уносящей человеческие жизни так же безжалостно, как и война, часто плачет она, слушая телевизионные новости, как сводки с фронта.

Расправа в деревне

24 августа 1941 года Поддорский район был оккупирован немецкой армией. Не все смогли эвакуироваться в тыл, и не всё ещё было эвакуировано — колхозный скот, запас хлеба и так далее. Личный скот оставался у хозяев, и уже тут захватчики разгулялись — резали свиней, овец, забирали кур, молоко, яйца. Захватчиков не интересовало, чем мирное население будет кормить детей.

«Около полугода хозяйничали оккупанты на Поддорской земле, но напакостить сумели более чем достаточно. За это время были убиты немцами 227 человек, из них: расстреляны — 66, повешены — 2, изуродованы — 1, сожжены — 25. Остальные убиты при обстрелах и бомбёжках, подорваны на минах», — из документов Государственного архива Новгородской области.

Есть среди этих документов акт о злодеяниях на территории Бураковского сельского совета. Эти злодеяния помнит всю жизнь и ребёнок войны Валя Кузьмина (Рудина).

Из воспоминаний жительницы д. Бураково я узнала, что карательный отряд базировался в соседней деревне Векшино. Были предатели, которые доносили на коммунистов, председателей сельских советов, колхозов, граждан, чьи родственники сражались на фронте или были в партизанских отрядах.

Валентина Александровна не знает точно, но, по рассказам её матери, к Александру Ивановичу приходили какие-то люди, вели тайные разговоры, в которые отец никого не посвящал. Возможно, он был оставлен для подпольной работы. Теперь уже точно никто не знает.

— Была осень, сильно уже похолодало к концу ноября. 30 числа в деревню наехали каратели из города Старая Русса — это мы узнали потом. Стали стучать в дома тех, кто был указан в их списках. Ворвались к нам, скрутили отцу руки за спиной, стали бить его прикладами по спине, голове — потекла кровь, но отец только стонал, потом вытолкнули его, раздетого, на улицу и повели к дому Петровых. Мать кричала, плакала, мы тоже ревели, не понимая, за что так расправляются с отцом фашисты, — вспоминает женщина.

«Карательный отряд схватил бывшего председателя Бураковского сельпо Кузьмина Александра Ивановича. Ввели его в дом Петрова Василия Петровича — председателя колхоза, закрыли снаружи все двери и подожгли дом. В это время в доме находилась вся семья Петрова: жена Мария Васильевна, дети — Михаил, 15 лет; Николай, 12 лет; Иван, 10 лет; Нина, 6 лет; Зина, 1 год», — свидетельствуют архивные документы.

Так, на глазах у жителей деревни, жены и детей погиб глава семьи Кузьминых.

Потом было многое в жизни Валентины: эвакуация, возвращение домой на пепелище, восстановление народного хозяйства, даже работа в шахте, но эта чудовищная картина из её сердца и памяти не уйдёт никогда.

Теперь, бывая на мероприятиях к Дню Победы, Валентина Александровна принимает цветы от самых маленьких жителей деревни и радуется за их мирное и счастливое детство.

Добавлю только, что в соседней деревне Гринёво живёт внук Александра Ивановича — Сергей Кузьмин, который тоже хорошо знает и помнит трагедию военных лет, не обошедшую его семью.

Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото из семейного архива и автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА