Пятница, 25 октября 2024

Редакция

«... А с небосвода бесшумным дождём падали звёзды»

Одним из первых в годы Великой Отечественной войны был представлен к званию Героя Советского Союза батецкий комсомолец Александр Иванович Иванов.

Он родился в 1918 году в деревне Покровка Теребонского сельского совета Батецкого района Новгородской губернии. Позже произошла административная реформа — и в 1937 году Александр Иванов был призван в армию Батецким РВК уже Ленинградской области.

Военная служба юноше нравилась, и он поступил в военное училище. Окончив его и получив первое офицерское звание, принял боевое крещение в советско-финляндской войне 1939–1940 годов.

Профессия — Родину защищать

Тревожным было мирное время начала сороковых. С одной стороны — официальное: «Не реагировать на провокации!». С другой — опасное скопление тёмных сил по ту сторону границы, порождавшее неофициальные, распространявшиеся втайне, втихаря, вполголоса слухи: «Войны нам, братцы, не миновать».

Одними из первых приняли на себя удар врага войска Прибалтийского особого военного округа. 46‑я танковая дивизия 21‑го механизированного корпуса, в которой служил лейтенант-артиллерист Иванов, дислоцировалась в городе Опочка — районном центре на тот момент Калининской области. Область ныне Тверская, а Опочка — районный центр в Псковской области.

23 июня 1941 года на военные городки корпуса обрушился шквал вражеского авианалёта. В результате оказались уничтоженными некоторые из военных складов, а в рядах личного состава появились убитые и раненые.

Через два дня корпус получил задачу выдвинуться к Двинску (ныне Даугавпилс), где занять оборону вдоль русла Западной Двины севернее Двинска, на рубеже Ницгале — Краслава.

В тот период обстановка на Северо-Западном фронте была очень сложной. Большую опасность для наших войск таил понтонный мост через Западную Двину в Двинске. Разведка доложила, что по нему переправляются танковые колонны немцев.

Положение складывалось отчаянное. На уничтожение моста и колонн вражеской техники бросили все имевшиеся в наличии силы. В том числе морские авиаполки торпедоносцев — других в резерве попросту не было. Не удержали...

Марш 21‑го корпуса проходил под мощной бомбёжкой противника. К Двинску корпус прибыл к 27 июня. Однако первоначальный план — занять оборону вдоль русла Западной Двины — оказался бессмысленным: город уже успел захватить 56‑й моторизованный корпус вермахта.

Что делать? Как что — выполнять поставленную боевую задачу, не отступать же. Враг в городе? Значит, нужно выбить его оттуда.

На следующий день части нашего 21‑го механизированного корпуса начали штурм Двинска. С юго-востока атаковали город 42‑я танковая и, правее, 185‑я моторизованная дивизии.

Некоторым частям и подразделениям корпуса удалось ворваться в город. Но к исходу суток они были выбиты отсюда 8‑й танковой и 3‑й моторизованной дивизиями вермахта.

Артиллерия — «бог войны»

К началу суток 29 июня из корпуса изъяли 46‑ю танковую дивизию и переподчинили её сводной группе генерал-лейтенанта С. Д. Акимова.

В боях под Двинском в районе села Малиновка наш земляк показал себя как отважный, умелый воин. В сводках боевых донесений значится, что командир батареи 46‑го артиллерийского полка 46‑й танковой дивизии 21‑го механизированного корпуса лейтенант А. И. Иванов вывел свою батарею на открытую огневую позицию и прямой наводкой расстреливал фашистские танки и пехоту. При этом было уничтожено 10 танков и значительное количество живой силы противника. Атака фашистов была остановлена.

Кто хоть немного представляет реальную картину боя, догадывается, что выведенная на открытую огневую позицию артиллерийская батарея, благодаря прямой наводке ведущая стрельбу с повышенной поражающей эффективностью, в то же время представляет собой прекрасную мишень — особенно для танковых пушек противника. И надо обладать не только отчаянной храбростью, но и поразительным хладнокровием, безупречной военной грамотностью и безукоризненной расчётливостью. Всё нужно было сделать вовремя — ни раньше, ни позже. Только так в том бою можно было не только выжить, но и выполнить боевую задачу.

За этот подвиг лейтенант Иванов был представлен к награждению орденом Красной Звезды. Представление подписал 11 июля командир корпуса Герой Советского Союза Д.Д. Лелюшенко. Награду Александру Ивановичу Иванову вручили 31 августа. Это был лишь маленький эпизод той большой войны. Но и до него надо было ещё дожить.

Шёл 1941 год

30 июня 21‑й механизированный корпус Д. Д. Лелюшенко вёл бои с разведгруппами противника. На тот момент в 46‑й танковой дивизии насчитывалось 400 человек и 7 артиллерийских орудий, а в 185‑й моторизованной дивизии — 2259 человек и 56 орудий (в том числе 33 противотанковых). Очень много военной техники было утрачено в сражениях, и корпус, официально считавшийся механизированным, на деле мог вести боевые действия лишь как стрелковое подразделение.

185‑я стрелковая дивизия, вместе с которой двигался артиллерийский дивизион Иванова, стояла на рубеже Лауку — Ламери — Избанжа. 1 июля части группы Д. Д. Лелюшенко приводили себя в порядок.

В донесении в штаб Северо-Западного фронта в Псков сообщалось, что значительные потери понёс 280‑й стрелковый полк 185‑й стрелковой дивизии, потерявший много орудий. Значение каждой артиллерийской батареи было в тот период на вес золота.

Штаб группы Д. Д. Лелюшенко находился в мызе Константинова. На 3 июля связи с ним у штаба 27‑й армии не было. Шли дожди, грунтовые дороги размыло, сделав их малопригодными для передвижения войск.

С 6 июля 185‑я дивизия вела оборонительные бои в районе Опочки на рубеже реки Великой.

В то время 46‑я танковая дивизия с 5 июля располагалась в районе Себежа на отдыхе. Но уже 7 июля она получила приказ выдвинуться в район Усадище — Барсуки — Селиваново, где в тот же день приняла участие в оказавшемся неудачным контрударе в общем направлении Стрелкино — Маршавицы — Губино, после чего отошла на рубеж, находившийся в 15–25 километрах северо-западнее города Новоржев.

Корпус как боевая единица перестал существовать с августа, хотя в официальных документах значится, что с 5 сентября.

В боях за Новгородчину

Через некоторое время 185‑я дивизия отступила за Ловать. В августе ей пришлось отойти к Новгороду и занять позиции по реке Волхов. Здесь она держалась до конца сентября. 25 августа у деревни Красные Станки (ныне — Новгородской области) её переформировали в стрелковую.

Наш земляк А. И. Иванов получил к тому времени звание старшего лейтенанта и занимал должность заместителя командира дивизиона 695‑го артиллерийского полка 185‑й стрелковой дивизии.

Они уходили в бессмертие

Александр Иванович Иванов героически показал себя в боях под Новоржевом, Опочкой, Холмом.

И вдруг — в сентябре пришло неприятное известие, что старший лейтенант Иванов пропал без вести. Фронтовики, которых ныне практически не осталось, в своё время рассказывали, что это означало. Пропал без вести? Может, сдался в плен? А вдруг добровольно? Хотя на самом деле человек мог оказаться в окружении и о сдаче в плен даже не помышлял, а тылами пробирался к своим.

Так случилось и с героем нашего повествования. Старшему лейтенанту Иванову удалось вывести свою батарею из района озера Реселёво, оказавшегося в немецком тылу. Сохранив при этом материальную часть и большую часть личного состава.

К концу ноября 185‑я дивизия удерживала оборонительные позиции. Тяжелейший бой она выдержала 20 ноября в районе населённого пункта Завидово. Очень жарко было и 27 ноября в районе посёлка Терехово, где дивизия прикрывала дорогу на Конаково.

Не только в артиллерии довелось послужить старшему лейтенанту Иванову, но и в разведке. 2 декабря возглавляемая им разведгруппа в составе 22 человек зашла во фланг к немцам и перерезала телефонные провода, лишив противника связи в самый неподходящий для него момент.

А два дня спустя был последний бой Александра Ивановича Иванова. Его разведгруппа в районе села Рябинки задержала идущую по шоссе автомашину, в кузове которой ехали 40 немецких пехотинцев‑автоматчиков. Завязался бой. На помощь врагам подоспело подкрепление. И советские разведчики вынуждены были отступить, потеряв в бою своего командира. Старший лейтенант Иванов погиб смертью храбрых.

Командир полка представил его к званию Героя Советского Союза, написав: «... Своим личным примером он учил бойцов быть бесстрашными и храбрыми, неутомимо вселяя в них веру в Победу. В самые трудные моменты товарищ Иванов всегда оставался на высоте положения командира и патриота социалистической Родины». Представление поддержал командир дивизии К. Н. Виндушев, отметив исключительные героизм и отвагу, проявленные Ивановым в том числе в разведке.

Но командующий армией понизил награду до ордена Ленина.

Кто теперь объяснит, почему так произошло? Чем руководствовался командующий армией?

Не про случай ли, подобный этому, написал потрясающей силы строки величайший гений XX столетия Владимир Высоцкий:

Если б не насмерть,
ходил бы тогда
Тоже героем.
Я бы звезду эту
сыну отдал
Просто на память...
В небе висит,
пропадает звезда —
Некуда падать.

Наследие земляка-героя

А ведь многие об Александре Ивановиче Иванове даже не слышали. Хотя честью быть его земляком, гражданином страны, за которую он отдал свою жизнь, можно искренне гордиться. Ну что ж, звание Героя Советского Союза ему не присвоили. Но ведь ордена Ленина и Красной Звезды, заслуженные им в боях, — разве это не высокие награды?

Прах нашего героического земляка покоится в братской могиле в селе Завидово, куда был перезахоронен из деревни Рябинки Конаковского района Тверской области.

Мать Агриппина Ивановна Иванова проживала по месту рождения воина. В Книге Памяти Батецкого района сказано только, что он погиб 4 декабря 1941 года без указания места гибели и захоронения. Нет также и сведений о подвигах старшего лейтенанта Иванова.

Вместо эпилога

От имени редакции и, без сомнения, всех жителей Батецкого района хотелось бы искренне поблагодарить Сергея Витушкина, главного редактора Новгородской областной Книги Памяти. По его же совету послан запрос на сайт министерства обороны РФ «Подвиг народа» с просьбой прислать фото А. И. Иванова. Если фото пришлют, мы его непременно опубликуем.

Подготовил Андрей ЕВГЕНЬЕВ
Фото с сайта sensum-club.pro

РЕКЛАМА

Еще статьи

«Вкусная» профессия

Ольга Сергеевна обучает ребят профессии повара-кондитера, как и её мама, Светлана Чистякова. С самого детства Оля прибег...

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА