8 июня – профессиональный праздник работников социальной службы: людей, чьи заслуги, на наш взгляд, ещё недостаточно оценены обществом.
Возможно, потому, что пока у человека в жизни все хорошо, он едва ли задумывается о том, кто такой соцработник. Но всё может поменяться за считанные дни, когда в болезни, нужде, неблагоприятных житейских обстоятельствах именно социальная служба возвратит человеку веру в себя, людей и жизнь.
Подтверждением тому – испытание коронавирусом. Хрупкие женщины, и без того близко знакомые с не самой светлой стороной жизни, оказались лицом к лицу с ситуацией, аналогов которой мы не знаем. В отличие от большинства из нас, их не защищали стены домов.
Сегодня наш собеседник – заведующая отделением приема граждан и предоставления срочных социальных услуг Ольга ВАСИЛЬЕВА.
– Ольга Владимировна, о чем вы подумали, услышав о введении режима самоизоляции?
– Как и все, наверное, я почувствовала растерянность и желание спрятаться в своем доме от опасности. Но я знала, что сфера социальной защиты находится в списке жизнеобеспечивающих организаций. Стало понятно, что по домам мы сидеть не будем. Наравне с медиками и полицией окажемся на передовой, продолжим ходить на работу, обслуживать людей, помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Да, посетителей мы принимали по записи, перешли в режим телефонных переговоров, свободного доступа в учреждение не было. Но это продолжалось недолго, уже спустя неделю и по сей день мы развозим продуктовые наборы буквально по всему району. Наши социальные работники по-прежнему осуществляют надомное обслуживание своих пожилых подопечных, чтобы сохранить их жизнь и здоровье. То есть ежедневно мы находимся в прямом контакте с десятками людей.
Региональный министр Анна Владиславовна Тимофеева была на связи круглые сутки со всеми учреждениями области.
– Было ли вам страшно?
– Первую неделю – дискомфортно: пустые улицы, закрытые дома, пугающая информация. Нами руководило желание помочь, ведь семьи с детьми, живущие тем, что удастся подхалтурить безработным родителям, остались без средств к существованию. Многих отправили в отпуск или просто распустили на неопределенный срок. Мы это понимали, действовали дружно, командой.
Нам звонили пожилые люди, которые боялись выйти из дома за продуктами и в аптеку, диктовали, что им необходимо купить. Обращались не только наши подопечные, но и незнакомые люди. Это логично – ожидать помощи от социальной службы.
Мы надевали маски, перчатки и выполняли поручения. Доставку старались осуществить дистанционно, без прямого контакта – оставляя продукты у двери, общаясь с учетом социальной дистанции.
– Кто из предпринимателей первым вызвался помогать людям?
– Юлия Устинова из «Любытина-
Хутор» предоставила продуктовые наборы. Ашот Саакян предложил выпекать хлеб. Понимаете, хлеб – основа стола. Даже психологически это — символ стабильности. Если в доме есть хлеб, в нем не будет голода. В рамках акции «Добрая полка» вплоть до 30 апреля мы привозили горячие лаваши до порога дома тех, кто оказался в самоизоляции, и видели, как это им нужно. Семьям был важен не только вкусный горячий хлеб, но и уверенность – они не одни, о них помнят, к ним приехали и постучали в их окно.
В семьи, где обстановка была наиболее сложной, мы привозили хлеб каждый день.
Затем предприниматель Елена Евстафьева подарила нам 50 многоразовых масок. Помните, первые недели нигде было не найти средств защиты? А 30 наших соцработников должны были каждый день заходить к обслуживаемым ими пенсионерам. Такой щедрый подарок позволил безопасно дождаться централизованной поставки от министерства труда и социальной защиты населения Новгородской области.
Заместитель председателя районной Думы Инна Трошкова вызвалась оказать помощь любой семье по нашему выбору. Примерно в это же время в связи с карантином из Маловишерского социального приюта в одну из семей п. Неболчи был возвращен ребенок. Родители к этому не были готовы, на время посещения весь запас продуктов в семье состоял из одного куриного яйца.
В этот же день мы перечислили средства от пожертвований заведующей полустационарным отделением комплексного центра Ирине Большаковой, а она приобрела продукты в магазине. Стоящие в очереди рабочие одного из неболчских предприятий поинтересовались целью столь крупной покупки и дополнительно, из собственных средств, добавили еще продуктов, хлеба, печенья. Получилась цепная реакция добра.
– Как вы помогали семьям с детьми?
– Нас поддержал Красный Крест. На каждого из 18 детей, которые прежде в школе получали бесплатное питание, они выдали продуктовый набор. И дополнительно 25 наборов — на семьи, финансовое положение которых ухудшилось в результате самоизоляции. Мы увидели, насколько необходимы были эти продукты людям: они ждали нашего приезда, стоя у окон, а если мы звонили им по телефону – приходили через считанные минуты.
Помощь получили те, кто состоял на учете и чей доход ежемесячно не превышает 2500 рублей на человека.
В один из домов мы привезли набор в то время, когда женщина с ребенком были больны и находились практически без поддержки.
В Неболчах незащищенные семьи поддержало ООО «Сетново» – социально-ответственное предприятие, с которым у нас был заключен договор о помощи в бесплатном питании школьников. На эту же сумму были сформированы продуктовые наборы тем детям, которые прежде питались в школе.
Потом начался еще один масштабный благотворительный проект. Это беспрецедентная ситуация, такой мощнейшей социальной поддержки населения и охвата территории я не помню за все время своей работы. Мы побывали в самых дальних уголках района, встретились с людьми, которые никогда не получали социальной помощи. Очень чётко, конкретно работало наше министерство.
– Речь идет о раздаче продуктовых наборов для пенсионеров возраста 65+?
– Да. Первая же партия составила 140 наборов, по 10 кг каждый. Наших сил не хватило, чтобы даже просто разгрузить машину, помощь оказали волонтеры комитета культуры и молодежного центра «Импульс». В следующий раз в Любытинский район привезли еще 245 наборов. Транспорт для доставки наборов выделили администрация района, Неболчский лесхоз, наше учреждение.
Продукты мы развозили по домам и вручали пенсионерам с очень низкими доходами, в том числе проживающим в отдаленных деревнях. Здесь особенно непросто пришлось коллегам из Неболчей, они доставляли продукты туда, куда нет ни дороги, ни пути.
В деревню Любань Ирине Большаковой пришлось шагать через лес. Хорошо, что водитель Любытинского лесничества Фарид Сайдыков стал ее проводником и помог донести 10-килограммовый набор. Когда они постучались в дверь к жителю Любани, тот был безмерно удивлен не только неожиданным подарком, но и тем, что до него добрались люди.
Я раздавала наборы в Комарове. Оказывается, по нашей холодной весенней погоде там нечего делать без резиновых сапог. Хозяин очередного дома, куда мы принесли продуктовый набор, только развел руками: «Ну зачем вы на эту улицу заехали? Отсюда еще ни одна машина не выехала! Идите ищите трактор!». Выбрались мы с той улицы только благодаря мастерству и опыту нашего водителя.
Да, многие адресаты не могли поверить, что такой набор им будет передан бесплатно, они растерянно отказывались со словами: «У меня нет денег!».
В деревнях невозможно просто оставить подарок и уйти. Много беседовали, рассказывали новости. Я еще раз убедилась в том, какие удивительные у нас пожилые люди – терпеливые, доброжелательные, великие труженики. Весь уклад их жизни устроен так, чтобы жить экономно, незаметно и даже помогать выросшим детям.
– На сегодняшний день помощь получили все малоимущие?
– Мы продолжаем работать. Готовы выслушать каждого человека, даже изначально имеющего удовлетворительный доход, но попавшего в чрезвычайные обстоятельства. Например, если пошатнулось здоровье и необходимы лекарства, операция.
Мы ни к кому не относимся предвзято. Просто работаем индивидуально, стараясь разобраться с каждым конкретным случаем. А ситуации бывают очень разные.
– Случались ли нестандартные ситуации?
– В первые дни самоизоляции мы по просьбе обслуживаемых нами людей привезли из Новгорода ортопедическую обувь и трость и доставили их по домам.
Отметили, что дистанционное обучение стало серьезным испытанием для детей и родителей. И даже доставляли домашние задания для школьников в семьи, где нет ни компьютеров, ни смартфонов, и забирали тетрадки со сделанными уроками, попутно привозя хлеб.
Сейчас помогаем оформлять заявления на выплату президентских 10 тысяч рублей семьям, проживающим в отдаленных деревнях, не имеющим интернета и навыков дистанционной работы. Они не знают, что такое портал Госуслуг и Сбербанк онлайн, как заполнять заявление удаленно. За такой помощью обратилось 10 семей, мы продолжаем обзванивать мамочек и уточнять – предпринимают ли они что-либо. Приглашаем, выдаем маски, садимся у компьютера и заполняем необходимые документы.
Кира СОБОЛЕВА
Фото комплексного центра
социального обслуживания
Рассказывает заведующая полустационарным отделением социального обслуживания п. Неболчи Ирина БОЛЬШАКОВА:
– Мы вручили 136 продуктовых наборов, на это ушло более двух недель. Доехали до самых отдаленных уголков неболчского края. Где не доехали, там дошли, прошагав до 2,5 км. Низкий поклон Фариду Сайдыкову, который нес за плечами продуктовые наборы, по 10 кг каждый.
В деревнях нередко приходилось искать адресатов – они могли перебраться на другую улицу. Односельчане узнавали о цели визита и кивали головами: «Да-да, отнесите им продукты. У нас хотя бы пенсия побольше, а они в колхозе за палочки работали». Не было ни ревности, ни зависти, ни раздражения – вообще никакого негатива. В деревнях очень приветливые люди.
Когда вручали посылки, люди удивлялись, благодарили, пытались отказаться, чтобы мы передали их «кому-нибудь, кто похуже живет». Одна пожилая женщина заплакала: призналась, что вся еда в доме, кроме картошки, закончилась, и она не понимала, что делать дальше.
В каждом доме нас приглашали попить чая. Даже если человек живет скромно – на столе варенье, оладьи или даже пироги со щавелем. Я словно окунулась в далекое детство.
Жители деревень меня поразили. В своих городах и поселках мы привыкли жить в негативе и озлобленности, подавленными эмоционально. А здесь атмосфера доброты и сердечности, и традиционные ценности.
Курьёзнее всего был поход в Любань. В территориальном отделе нас предупредили, что дедушка, к которому мы идем, – глухой. Подходим к дому, а он огорожен забором, калитка заперта изнутри. Внутрь не попасть и кричать бесполезно.
Мы стали подпрыгивать, чтобы дедушка хоть так заметил движение у забора. Я специально надела красную куртку, чтобы быть заметной. 30 минут прыгали, ходили вдоль изгороди и пытались открыть калитку, пока наш адресат не заметил нас и вышел навстречу.
Я люблю свою работу, она наполняет меня эмоционально и психологически. У нас замечательные люди, и коронавирус всех нас не разобщил, а сплотил.