Отправляясь в путешествие по железной дороге, не каждый из нас задумывается над тем, что за благополучие и безопасность во многом ответственность несут путейцы. И в дождь, и в мороз, и в летний зной они обслуживают вверенный им участок пути и следят за его надлежащим состоянием.
1 июля исполнилось бы 80 лет Чудовской дистанции пути. О том, как работают чудовские путейцы сегодня, мы побеседовали с заместителем начальника Маловишерской дистанции пути Анатолием Васильевым.
Анатолий Борисович пришёл в Чудовскую дистанцию пути в 1992 году. В 1993-м окончил дортехшколу и был назначен мастером 5-го линейного участка станции Бабино. После реорганизации перешёл на должность бригадира пути ст. Торфяное, где в 1998 году стал мастером. С 2004-го по 2008 год работал старшим дорожным мастером, с 2008-го по 2016-й — заместителем начальника Маловишерской дистанции пути по искусственным сооружениям, сейчас отвечает за капитальные работы. По стопам отца-путейца пошли и дети: сын Виталий — бригадир пути на станции Чудово-Московское, дочь Марина работает в службе пути в Санкт-Петербурге.
Анатолий Борисович рассказал, что в апреле 1997 года обслуживаемые ранее Чудовской дистанцией пути (ПЧ-8) участки железной дороги были разделены между Санкт-Петербургской и Маловишерской дистанциями пути. В зоне действия последней находится и третий эксплуатационный участок, который обслуживает станции Торфяное, Чудово-Московское, Чудово-Кировское, Гряды. В его составе 42 человека — три линейных участка. Начальник участка — Сергей Филатов.
Железнодорожное полотно — это сложный комплекс инженерных сооружений и устройств, который постоянно совершенствуется. Так, с 2009 года на участке полностью поменялся путь. Постепенно перешли от соединяющего рельсы и шпалы клеммно-болтового соединения (КБ), которое требовало ежегодной огромной ручной работы по его раскрутке и смазке, на более современное и надёжное. Изменились стрелочные переводы, что позволило увеличить скорость поездов до 200–250 км/ч и обеспечить возможность движения «Сапсанов».
Работа рядовых путейцев физически очень тяжёлая, требующая осторожности и умения обращаться с различными электрическими и гидравлическими инструментами. И очень хлопотная — если нужно, их могут поднять в любое время суток и в любую погоду. Как говорится, «пусть камни с неба, а всё равно идти надо!» Движение поездов на железной дороге круглосуточное, и они должны обеспечить безаварийную работу. А это постоянный контроль и выправка пути по вертикали и по горизонтали, обслуживание стрелочных переводов, подсыпка шпальных ящиков и многое другое. На их плечах и полоса отвода: выравнивание откосов, окос травы, очистка водоотводных сооружений, содержание ограждения. Путейцы наряду с другими службами отвечают за безопасность движения, в том числе за жизнь и здоровье пассажиров.
Но условия труда постепенно меняются. Сейчас у работников на каждом участке (в составе дистанции — 4 эксплуатационных и 12 линейных) есть раздевалки с индивидуальными шкафчиками, душевые. Производится регулярная централизованная стирка спецодежды, добираться до места работы помогают дежурные автомобили, есть сотовая связь — как общая, так и внутренняя. Все руководящие работники и почти все мастера имеют высшее техническое образование.
Поздравляя коллег с юбилеем уже ушедшей в историю Чудовской дистанции пути, Анатолий Борисович в первую очередь вспомнил ветеранов: бывшего начальника цеха дефектоскопии Николая Прокофьева, старшего дорожного мастера Виктора Александрова, главного инженера Владимира Новожилова, диспетчеров Людмилу Викулову и Наталью Богданову. Всех чудовских путейцев, которые работали и работают в ПЧ-8, а ныне в ПЧ-7, наш собеседник поздравляет с юбилеем. Желает им безаварийной работы, профессионального роста, крепкого здоровья и семейного благополучия. Редакция газеты присоединяется к этим поздравлениям.
Александр ЕРОХИН
Фото автора