Среда, 23 октября 2024

Редакция

Они приближали Победу

Мой дед по отцовской линии Иван Никитович Соколов (1894–1963) тоже защищал Родину в годы войны. Он был мастеровым человеком, мог делать почти всё. До войны работал на шахте в Зарубине слесарем по отбойным молоткам. Вместе с единомышленниками спроектировал и изготовил действующую модель оригинального горного комбайна. Подобные машины были потом внедрены на многих шахтах нашей страны. Всю войну Иван Никитович служил на военных аэродромах, закончил войну в Чехословакии. О его службе почти ничего не знаю. Дедушка Иван умер в 1963 году, похоронен на кладбище в деревне Артём.

Своё повествование продолжу рассказом о другом родственнике – Евгении Ивановиче Соколове (1924–1945, на фото ниже).

После окончания Зарубинской школы Евгений Иванович работал монтёром на складе в Любытине, заодно выучился на тракториста. В 1942 году вместе со своим другом Виктором Васильевым был призван в армию. Мой отец, которому в то время было 12 лет, провожал Евгения и Виктора, и они отдали ему свои паспорта: «Толик, храни, может быть, вернёмся». После возвращения Виктора отец вернул ему документы. А вот паспорт Евгения Ивановича, к сожалению, до наших дней не сохранился.

От дяди Жени с фронта пришло несколько писем. У него был красивый почерк, он всегда писал химическим карандашом. Воевал в танковых войсках под блокадным Ленинградом. Однажды во время короткого отдыха между боями рядом разорвался немецкий снаряд. Евгений Иванович получил 22 ранения в голову. Попал в госпиталь, потом трудился в Ленинграде на Кировском заводе, ремонтировал танки. Родителям в Зарубино пришло письмо, где он с горечью писал: «Мама и Толик! Я таким уродцем домой не вернусь...». А его, конечно, всегда ждали.

Окрепнув, Евгений Иванович опять попал на фронт, стал командиром отделения моторизованного батальона автоматчиков 220-й отдельной танковой Гатчинской Краснознамённой бригады 5-й ударной армии. С ней он прошёл до самого Берлина. О том, как воевал, свидетельствуют приведённые ниже документальные свидетельства, которые стали доступны благодаря тому, что Министерство обороны России открыло ряд архивов, где в оцифрованном виде хранятся многие документы времён Великой Отечественной войны. Приведу некоторые из таких документов (с сохранением орфографии и пунктуации того времени).

Представление Е.И. Соколова к ордену Красной Звезды

«Во время боевых операций тов. СОКОЛОВ показал образцы героизма и бесстрашия. В боях под Курголево в январе 44 г. неоднократно ходил в разведку и доставлял ценные сведения. Лично им в бою истреблено 11 фашистов. В боях под Яваново-Павлово (март 44 г.) из трофейного немецкого пулемёта разил фашистов и уничтожил при этом до 9 человек. Во время боя вёл себя смело и мужественно, показывая пример своим товарищам.

Вывод: Тов. СОКОЛОВ достоин правительственной награды – ордена «Красной Звезды».

Командир моторизованного батальона автоматчиков 220 ОТГКБр майор ГНУТОВ.
26.09.44».

Представление Е.И. Соколова к ордену Красного Знамени

«Тов. СОКОЛОВ в бою за город Фридеберг 30 января 1945 г. проявил себя смелым и бесстрашным. Со своим отделением ворвался в населённый пункт на подступах к городу и не дал возможность противнику увести две гружёные автомашины. Вследствие его смелого и быстрого манёвра отделением было уничтожено 33 солдата противника. Лично сам тов. СОКОЛОВ убил 7 солдат и одного унтер-офицера. При выходе на реку Одер при занятии обороны проявил себя также смелым и бесстрашным. По выходе из строя командира взвода принял на себя командование взводом и отразил пять контратак противника, нанеся ему большой урон. С 1 по 5 февраля с/г всё время находится со взводом в обороне захваченного танками рубежа, выполняя поставленную задачу исключительно честно. Сам лично проявляет исключительное бесстрашие и смелость.

Вывод: Тов. СОКОЛОВ за смелость, мужество и образцовое руководство взводом достоин правительственной награды — ордена «Красного Знамени».

Командир моторизованного батальона автоматчиков 220 ОТГКБр майор ГНУТОВ.
04.02.45 года».

Приказ бронетанковым и механизированным войскам

5 Ударной армии от 11 мая 1945 года № 045/н

«От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество НАГРАЖДАЮ:

«Орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ»:

...10. Сержанта СОКОЛОВА Евгения Ивановича – командира отделения моторизованного батальона 220 отдельной танковой бригады... (Подпись издавшего приказ осталась на другом листе).

Наградной лист

(ПОСМЕРТНО)

Во время боёв на окраинах Берлина тов. Соколов проявил исключительное бесстрашие и смелость. Со своим отделением ворвался в дом, откуда автоматчики противника обстреливали нашу пехоту, и уничтожили 14 солдат противника. Лично сам тов. СОКОЛОВ убил 6 немцев. Умело используя фауст-гранату, уничтожил три пушки вместе с прислугой, которые мешали продвижению наших танков и пехоты. Заметив дом, откуда вёл огонь пулемёт противника по нашим войскам, тов. СОКОЛОВ с товарищем бросился туда и завязал бой с превосходящими силами противника, при этом уничтожил трёх немцев и пленил четверых. Выходя из занятого дома, погиб под разрывом фауст-гранаты, выпущенной противником.

Вывод: За исключительную смелость, бесстрашие и мужество т. СОКОЛОВ достоин правительственной награды посмертно — ордена «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ».

Командир моторизованн. б-на автоматч. 220 ОТГКБр капитан ТУМАНОВ

28 апреля 1945 года.

Фрагмент памятника зарубинцам, погибшим в Великой Отечественной войне. Зарубино, площадь Труда. Фото 1980-х годов. Ныне плит с фамилиями погибших на памятнике нет

Далее: резолюция – лист исполнения приказа:

«Сержант СОКОЛОВ Евгений Иванович достоин посмертно правительственной награды – ордена «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ»

Командир 220-й ОТГКОБр Герой Советского Союза гвардии полковник НАРУЦКИЙ
4 мая 1945 года.
Внизу страницы – отметка о выполнении приказа:
«Награждён ор. Отечеств. войны I ст.».
Пр. ком. БТ и МВ 5 Уд. А.
№ 045/н от 11.05 45 г.
Начальник штаба БГ и МВ подполковник ИСАКОВ».

В моём архиве хранится и похоронка на дядю Женю. В ней райвоенком Ленинградской области просит любытинского районного военного комиссара «известить гражданку Соколову Е.М. о том, что её сын, сержант Соколов Е.И., в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, погиб 25 апреля 1945 года и похоронен с отданием воинских почестей в Германии, г. Нойдамм, в братской могиле...». На похоронке стоит штамп Зарубинской почты: 10 июня 45 года.

Кстати, сержант Евгений Соколов был награждён ещё медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За отвагу» (1943) и орденом Славы III степени (1945). Сами медали и ордена, увы, в семейном архиве не сохранились, есть только одна орденская книжка да несколько извещений с фронта, где родственников информировали, что Евгений Иванович представлен к очередной награде.

Вот и всё, что осталось нам, потомкам, в память о дяде Жене. Отец всегда тепло вспоминал своего погибшего брата, который был старше его на шесть лет. «Эх, был бы Женька жив...», – сокрушался иногда батя.

К сожалению, качественной фотографии Евгения Ивановича не сохранилось. Когда-то на площади Труда в Зарубине, на обелиске павшим воинам, висели белые мраморные плиты с высеченными золотом фамилиями и инициалами моих погибших земляков. Среди них была и фамилия «Соколов Е.И.». Потом эти плиты зачем-то сняли, и обелиск до сих пор стоит как-то осиротело. В нашей памяти не нашлось места для погибших воинов...

У отца был ещё один брат, неродной, но тоже воевал. История такова. В 1932 году скоропостижно умерла мать моего отца Ксения Васильевна. Отцу было всего два года, его брату Жене – восемь лет. Мой дед Иван Никитович Соколов пригласил в хозяйки Екатерину Михайловну, жившую в одной из деревень неподалёку. Поселились в Зарубине. У Екатерины Михайловны был сын Василий Семёнович Иванов 1920 года рождения. Так образовалась новая семья, которая стала воспитывать трёх парней.

До войны Василий Семёнович окончил Боровичское педучилище. В 1939 году его призвали в армию, он служил в Латвии в войсках связи. Началась война. В 1941 году под Орлом Василий Семёнович был ранен, лежал в госпитале, где и попал в плен. С 1941 по 1945 год находился в Германии, сидел в концлагерях. После войны прошёл через фильтрационный лагерь в Орехово-Зуеве и в 1946 году вернулся в Зарубино. Стал работать электриком на зарубинской шахте, добывавшей огнеупорную глину. Попутно Василий Семёнович заочно окончил Ленинградский педагогический институт и начал преподавать физику и математику в Зарубинской школе. Женился, у него родился сын Леонард. Затем Василий Семенович уехал в Ленинград, где продолжил работать педагогом в одном из техникумов. Скончался он в 1985 году, похоронен в Ленинграде.

Вечная память тем, кто воевал за свободу нашей Родины! Их имена навсегда останутся в наших сердцах.

 

Валерий СОКОЛОВ
Фото из архива автора

P.S. Благодарю Анатолия Большакова и Алексея Фёдорова, оказавших помощь в подготовке этого материала.

 

 

 

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА