«Мы жили по соседству»
Они знали друг друга с детства: жили в соседних деревнях Старорусского района — Черенцово и Сидоровец, ходили в одну школу в д. Байково, но судьба не сразу свела их вместе.
Николай Васильевич окончил 8 классов и решил, что надо получать серьёзную профессию. «Увидел в газете объявление, где мальчишкам предлагали поступить в ремесленное училище, — рассказывает он. — Вот и поехал в школу механизации, что находилась в д. Комарово Любытинского района. Отучился один год, получил документы механизатора-тракториста широкого профиля и вернулся домой.
В 1955 году устроился на работу в МТС. Тогда не смотрели на то, что работникам не было еще и 18 лет: раз получил удостоверение — садись за рычаги трактора. А трудились тогда сутками, не считаясь со временем: один тракторист — в день, другой — в ночь, а потом наоборот. Агрегат останавливали, только чтобы проверить да заправить. Затем три года отслужил в армии и снова вернулся на малую родину».
Нина Яковлевна после восьмилетки в 1953 году уехала в Ленинград, где жила и работала 12 лет. «В деревне было трудно жить, да и многие тогда уезжали в города, — вспоминает она. — Вышла замуж, но семейная жизнь не сложилась. А Коля в это время женился на моей старшей сестре Насте. Когда он уходил в армию, у них уже рос сынок и ждали рождения дочки».
Счастье и горе в жизни всегда приходят неожиданно, круто меняя судьбу человека. Так случилось и в семье Николая. Жили, трудились и — «как гром среди ясного неба»: Настя заболела и умерла, оставив его с двумя детьми — 8‑летним Мишей и 7‑летней Надей. Умирая, попросила мужа поговорить с Ниной: может быть, та вернется из города, поможет вырастить детей. А еще, наверное, думала о нём, который тоже нуждался в женском внимании, заботе, поддержке.
Нина приезжала на похороны сестры, тогда и поговорили с Николаем. Какая она была красавица — можно судить по семейным фотографиям. Поэтому не влюбиться в нее было просто невозможно. Да и у Николая была масса достоинств: спокойный, добрый, внимательный, трудолюбивый — любая женщина мечтает о таком спутнике жизни, за которым будешь «как за каменной стеной». Затем были письма, а в августе 1965 года она вернулась в деревню, и с этого времени ведет отсчет семья Бушевых.
У них не было веселой свадьбы, праздничных нарядов и торжественной регистрации брака. В то время люди в сельской местности жили очень трудно и небогато. Да разве имеет значение свадебный антураж! 25 августа они стали одной семьей, счастливой и крепкой, о чем свидетельствуют две «пятерки» их свадебного юбилея.
Расписали без невесты
«Действительно, трудно тогда жили в деревне, — подтверждает Николай Васильевич. — Работал в совхозе, дали аванс 10 рублей, а в получку и получать нечего. Кассир говорит: «Коля, ты остался должен 1 руб. 60 копеек». Как жить на такие деньги да детей растить? Вот и решили с Ниной куда-нибудь уехать. Подсказали, что можно устроиться в Грузии на чайную фабрику. Детей оставили под присмотром Нининой мамы и 9 мая 1966 года уехали, а 13 мая уже работали на новом месте. Дали нам комнату, а в зарплату я получил 180 рублей. Есть разница? Правда, уехать в то время из деревни было трудно: документы не отдавали. Вот и пришел на фабрику запрос: вернуть меня обратно. Вызвали в отдел кадров, все расспросили и сказали: «Им рабочие нужны и нам нужны: идите, работайте». В общем, проблему как-то решили».
В Грузии родился сын Сергей. Когда отец пришел в роддом забирать жену и сына, то потребовали свидетельство о браке: без него ребенка не отдавали. Пришлось Николаю идти в отдел ЗАГС, объяснять ситуацию и просить зарегистрировать брак... без невесты. «Была ли еще у кого в жизни такая ситуация? — спрашивает сам себя Николай Васильевич. — Сотрудник этой службы долго не соглашался регистрировать брак без невесты. Мои аргументы и уговоры на него не действовали. Тогда говорю: «Ну и пусть мой ребенок живет в больнице до 18 лет: там его поят, кормят, а потом он сам оттуда убежит». Наверное, эти слова подействовали: свидетельство о регистрации брака выдали».
Они могли бы навсегда остаться в этой братской, а в то время гостеприимной республике. Забрать детей из деревни, обустроить быт, получить квартиру. Об этой перспективе на предприятии им говорили: русских там работало немало, а трудолюбивых людей, как они, ценили везде. «Но не остались, вернулись в деревню, где жили дети с моей мамой: хотя все равно потом переехали в деревню Парфино, — задумывается Нина Яковлевна. — Хорошо, что все сложилось именно так. Ведь были непростые времена, когда русских вынуждали уезжать из республик, бросать все нажитое и начинать жизнь на новом месте, практически «с нуля». Сколько бед и невзгод тогда выпало на их долю!».
Одна судьба на двоих
Немало лиха, будучи детьми, пришлось испытать и супругам Бушевым. Их истории похожи, словно им была уготована одна судьба на двоих. Оба рождены в довоенное время, а потому в малолетнем возрасте видели ужасы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, пережили голод, изгнание из дома и тяготы трудовых немецких лагерей.
«Когда началась война, мне шел третий год, — вспоминает Николай Васильевич. — В 1939 году отец ушёл на советско-финскую войну, затем — на Великую Отечественную: домой вернулся в 1947 году. Когда в деревню пришли немцы, то забрали весь скот по дворам, а жителей согнали в трудовой лагерь. После наступления советских войск неприятель ушел, люди разбежались по своим домам. Правда, жилья практически не осталось — сожгли. Посидели мы на угольках, погрелись и пошли в соседнюю деревню. Спасибо хорошим людям: приютили, дали пожить, пока свою избенку не соорудили».
«А мой отец погиб в советско-финскую войну: мне был всего один год, — рассказывает Нина Яковлевна. — Старшую сестру Настю, брата и меня воспитывал отчим: он болел и не воевал. Нас тоже немцы собрали всех вместе и отправили в Литву, а там уже местные жители подыскивали себе работников. Конечно, в первую очередь брали мужчин, да тех, кто способен много трудиться. А кому нужны дети, больной мужчина, бабушка да мама беременная. Но потом и нас забрали, правда, разъединили. Жили и работали на хуторах недалеко друг от друга, поэтому могли видеться. Старшая сестра ухаживала за коровами, бабушка — за свиньями: работали сутками. Тяжело было и голодно. Бабушка наварит картошки для свиней, а хозяйка придет и проконтролирует, чтобы всю при ней размяли и скормили скоту. Но бабушка как-то умудрялась несколько картофелин спрятать для нас. А братик постоянно просил у мамы кушать. «Попроси у хозяйки доно и пенно (хлеба и молока)», — говорила она ему. Он попросит, а та в ответ по-литовски: «А прута хочешь?».
Когда вернулись домой, Настя привела с собой корову, благодаря чему мы и выжили. Домов тоже не было: люди разбирали немецкие блиндажи и строились. И нам довелось пожить первое время у чужих. У них была своя семья, а они нас приютили. Люди тогда были добрые, отзывчивые, сплоченные, понимали — какое горе все пережили».
Супруги Бушевы — бывшие несовершеннолетние узники. На праздничном мероприятии в Доме культуры районного центра, посвященном 75‑летию Победы и 78‑й годовщине освобождения п. Парфино от немецко-фашистских захватчиков, в связи с Указом Президента РФ, Нине Яковлевне в числе других парфинцев, приравненных к статусу ветерана Великой Отечественной войны, вручена памятная медаль. Николай Васильевич не смог пойти на праздник, приболел, но награду ему принесли домой. «Хоть и прошла церемония дома, но было всё торжественно и приятно», — говорит он.
«Нам не жить друг без друга»
Эти слова популярной советской песни очень хорошо характеризуют их семейные отношения. С первых дней совместной жизни они всегда вместе: даже работать старались на одном предприятии и в одну смену. Сначала в Заильменской сплавной конторе, затем в поселке Парфино на строящемся гидролизно-дрожжевом и фурфурольном заводе, потом на биологических очистных сооружениях, откуда и ушли на заслуженный отдых. За добросовестный и ответственный труд имеют немало поощрений, потому что работали честно, не ленились, не прогуливали. Это качество, привитое с детства, помогало им уверенно идти по жизни, материально обеспечивать семью и растить детей, всегда надеяться только на себя и ни у кого не просить помощи. Они владели несколькими рабочими специальностями и были уверены, что всегда найдется применение их рукам и знаниям. Поэтому сейчас с сожалением говорят о существующей в поселке безработице.
«В советские времена это слово только и слышали по телевизору и удивлялись: какая безработица и почему за границей работы не хватает, — говорит Нина Яковлевна. — А теперь и нашей молодежи пришлось с этой проблемой столкнуться. Многие парфинцы вынуждены уезжать на заработки, подолгу не видеть семьи, детей. Да и там жить далеко не в домашних условиях. Разве так можно!»
У них было все иначе. Дома всегда чистота, порядок, уют. Николай Васильевич отмечает, что его жена — замечательная хозяйка и аккуратистка. Он немногословен, но признается, что как полюбил Нину, так и любит до сих пор, и даже еще сильнее. И если она ему была нужна тогда, то сейчас еще больше. А Нина Яковлевна отмечает в муже хороший характер, трудолюбие, доброту и надежность, что так ценно в семейной жизни. Они дорожат друг другом, заботятся и поддерживают в трудные минуты. В этом году похоронили старшего сына: он долго болел, и ничего уже нельзя было сделать. И хотя умом это понимают, на сердце и в душе все равно остается незаживающая рана.
За 55 лет совместной жизни не было между Бушевыми ни раздоров, ни ссор, ни скандалов. Да и о чем спорить, если все вопросы они решают сообща, советуясь друг с другом, не оспаривая лидерства. Муж с удовольствием помогает Нине Яковлевне по хозяйству: и ковры пропылесосит, и посуду помоет, и замечательно приготовит картофельные драники. Он не представляет, как и для чего надо делить домашнюю работу на мужскую и женскую: если свободен и есть время — делай все. До недавнего времени вместе работали и на дачном участке, заготавливая каждую осень вкусные соленья-варенья, чем Нина Яковлевна занимается и сейчас.
Зато в финансовых вопросах Николай Васильевич полностью доверяет жене: она все годы ведет их семейный бюджет. «У нас, как в той рекламе по телевизору: заплати и спи спокойно, — смеется Нина Яковлевна. — Всегда, в первую очередь, с получки или с пенсии платим коммунальные платежи или еще что-то обязательное, а остальные средства распределяем по необходимости: не любим жить ни в долг, ни в кредит. В общем, живем по своим доходам, а при возможности помогаем внукам: их у нас пятеро и 7 правнуков».
25 августа — знаменательный день в семье Бушевых. Если не помешают никакие внешние обстоятельства, то юбиляры обязательно примут гостей. Будут семейное застолье и приятная беседа, а за чашкой чая виновники торжества расскажут самым юным представителям их семьи о своей жизни и свою историю любви.
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора и из архива семьи
Бушевых