В конце 2011‑го отмечала юбилей районная газета.
К сожалению, к нашему времени она осталась едва ли не единственной в районе организацией из числа старожилов, наших ровесников, давно ушедших в небытие.
Четверг, 07 ноября 2024
Лента новостей
22:18 | 06.11.2024
17:17 | 06.11.2024
14:27 | 06.11.2024
13:17 | 06.11.2024
11:12 | 06.11.2024
09:22 | 06.11.2024
РЕКЛАМА
</p> <p style="text-align: justify;">В том же году могла отмечать 75‑летие организация, образованная всего пятью годами позднее — в 1936 году. Марёвцам она известна под разными названиями-аббревиатурами: МТС, РТС, СХТ.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Пролог</strong><br />Сегодня эти «обозначения» широко известного когда-то районного предприятия мало о чём говорят молодому поколению. Точнее — ничего. Зато у людей зрелого возраста и особенно — у пожилых наверняка вызовут ностальгические чувства, потревожат память, заставят вспомнить лучшие свои годы — молодость. Ведь под этими звучными сочетаниями букв «закодировано» одно предприятие, в разные годы называвшееся по-разному, в зависимости от корректируемой временем специфики его производственной деятельности: машинно-тракторная станция, ремонтно-техническая станция, районное объединение «Сельхозтехника».</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Соратник коллективизации</strong><br />Рождение специализированного технического предприятия непосредственно связано с коллективизацией сельского хозяйства, объявленной советской властью на рубеже 1920‑х‑1930‑х годов прошлого века.</p> <p style="text-align: justify;">Известно, что первые колхозы создавались на базе одной-двух деревень, через обобществление всего имущества крестьян. Понятно, были они экономически слабыми, учитывая малый достаток сельчан, ещё не успевших оправиться от двух войн — мировой и гражданской. Правда, крестьяне, последовавшие в русле НЭПа (новой экономической политики), и вышедшие на хутора, успели оправиться, окрепнуть. Но теперь и они должны были раствориться в колхозе, теряя мотивацию к результативному труду.</p> <p style="text-align: justify;">Стоит оговориться, что крепко стать на ноги «столыпинцам» препятствовала «пролетарская» политика, в угоду горожанам установившая крайне низкие цены на хлеб — основной источник доходов хуторян.</p> <p style="text-align: justify;">По сути, они всё-равно были обречены. Да и, при всём уважении к крепким крестьянам, их хозяйства базировались на ручном труде, где основной тягловой силой была лошадь. Появление вследствие коллективизации обширных земельных участков, нуждающихся в обработке, требовало иного подхода. Нужна была механизация. Цель которой — трансформация сельского хозяйства, базирующегося на примитивном ручном труде, в эффективный аграрный сектор экономики. Во всяком случае — так задумывалось. Первым делом требовалось механизировать наиболее важные сельхозработы — вспашки и обработки земли, уборки урожая. Вооружение крестьян техникой предполагало увеличение производительности труда. Начинался процесс, метафорически представленный поэтом Сергеем Есениным в соперничестве жеребёнка с поездом на скорость — «живых коней обогнала стальная конница».</p> <p style="text-align: justify;">Но оснащение тракторами сотен тысяч мелких на ту пору колхозов представлялось делом заведомо невыполнимым. Выходом из положения стала ставка на создание машинно-тракторных станций (МТС) по административно-территориальному принципу.</p> <p style="text-align: justify;">На территории Ленинградской области, в которую входила и Новгородчина, пошёл процесс создания МТС. Из первых почти двух десятков две появились в Молвотицком районе: сначала — Молвотицкая, а немногим позднее — Велильская. Директором Молвотицкой МТС был назначен Василий Михайлович Маков — известный марёвским старожилам руководитель, впоследствии «командовавший» и местным льнозаводом, перед началом войны — одним из лучших в стране.</p> <p style="text-align: justify;">Что представляла собой первая МТС? Станция располагала 30 тракторами «ХТЗ» и двумя «ЧТЗ», 23 плугами, 6 зерномолотилками, 4 льнотеребилками, канавокопателем, тремя автомашинами и 30 бочками для завоза горючего. За год были построены контора, два жилых дома, сарай для сельхозпродукции, мастерские и бензохранилище. ГСМ доставляли в бочках из Старой Руссы до Лычкова поездом, а потом на машинах до Молвотиц.</p> <p style="text-align: justify;">Понятно, материальная база МТС на момент создания станции была слабовата. Тем не менее, колхозам она оказывала существенную помощь. В первый год удалось выполнить годовой план по вспашке — 6600 гектаров (всего пашни в районе на то время было 30 тысяч гектаров). Работала МТС по заявкам колхозов, направляя технику в наиболее «прорывные» места.</p> <p style="text-align: justify;">Постепенно предприятие обрастало жилыми домами для работников, со временем превратившихся в рабочий посёлок, называвшийся по аналогии с организацией, а ныне известный как посёлок Первомайский.</p> <p style="text-align: justify;">Грянувшая вскоре Великая Отечественная сильно потрепала район. Были разрушены и обе МТС. Правда, уже за первые послеоккупационные годы удалось отчасти восстановить их технический потенциал, в первую очередь — тракторный парк. В 1946 году на две МТС — Молвотицкую и Велильскую — приходилось 35 тракторов. Но не было ни одной автомашины.</p> <p style="text-align: justify;">Время шло, страна восстанавливалась, залечивала военные раны. Возобновлялось и расширялось производство. В те времена государство не хоронило деньги в «стабилизационных фондах», а вкладывало в экономику. Средства шли на восстановление и развитие инфраструктуры, механизацию колхозов, укрепление их технического потенциала. Мелкие хозяйства объединялись и укреплялись. В 1934‑м в районе было более 200 колхозов, в 1946‑м — уже 198. Процесс укрупнения и, соответственно, сокращения количества коллективных хозяйств в дальнейшем усилился: к 60‑м годам их оставалось два десятка, к 70‑м — меньше десяти. В конце концов, осталось всего 5 крупных государственных предприятий — совхозов.</p> <p style="text-align: justify;">Денег для села не жалели. Коллективные хозяйства постепенно обзаводились собственными машинно-тракторными парками, составлявшими десятки единиц техники. Когда они смогли самостоятельно решать земледельческие задачи — утратили свою роль и машинно-тракторные станции.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Смена профиля</strong><br />Уже в начале 60‑х МТС сменила профиль, реорганизовавшись в РТС — ремонтно-техническую станцию. Они стали заниматься ремонтом и техобслуживанием колхозных машин. По договорам с хозяйствами «технари» восстанавливали вышедшие из строя двигатели тракторов и иные агрегаты.<br />Однако и в такой форме предприятие просуществовало сравнительно недолго. Неудержимо шедший технический прогресс способствовал созданию в сельхозпредприятиях собственных ремонтных баз, мастерских. Большую часть техники стали восстанавливать на местах. Жизнь продиктовала необходимость очередной реорганизации — скоро РТС трансформировалась в «Сельхозтехнику» (СХТ). Основной сферой деятельности предприятия стало оказание автотранспортных услуг сельхозпредприятиям и другим организациям района. «Сельхозтехника» располагала солидным автопарком, включавшем десятки машин разного назначения, транспортно-грузовых и самосвалов. Обширен был перечень оказываемых услуг: доставка угля предприятию коммунального хозяйства, товаров торговле, минеральных удобрений совхозам. Работали водители и на уборке урожая, и на строительстве дорог. Словом — не перечислить всего того, что делала «Сельхозтехника» — единственное в районе (до появления «отпочковавшейся» впоследствии «Сельхозхимии») автотранспортное предприятие.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Кадры решали всё</strong><br />Работали в СХТ водители-профессионалы, костяк коллектива составляли «аборигены» из Первомайского и окрестных деревень. Получая приличное вознаграждение за нелёгкий труд, жили в достатке, в хороших домах, без проблем содержали семьи. Первомайский стал одним из самых современных, в плане социальной инфраструктуры, населённым пунктом района. Из водителей-ветеранов «Сельхозтехники», работавших в 60‑е‑70‑е годы, вспоминаются братья Николай и Владимир Ивановы, Геннадий Павлов, Юрий Анисимов, Алексей Беляев, Осип Хаак, Евгений Тимофеев, Николай Филенков, Павел Герасимов, Геннадий Фёдоров, Евгений Скоров, Павел Дмитриев, Михаил Титов, Николай Черняев, Виктор Васильев… Коллектив постоянно пополнялся молодёжью — работа в «Сельхозтехнике» считалась престижной. А возглавлял автотранспортный цех на протяжении почти двух десятилетий, практически до ликвидации предприятия, Александр Игнатьев, пользующийся непререкаемым авторитетом в шофёрском сообществе. В разные годы, начиная с 50‑х годов прошлого века, МТС-РТС–СХТ возглавляли А. Меркурьев, Юрий Петличенко, Николай Игнатьев, Николай Варин, Александр Греблов, Николай Скоблов.</p> <p style="text-align: justify;">На 70‑е — начало 80‑х пришёлся «расцвет» транспортного предприятия, располагавшего почти сотней автомашин.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>От рассвета до заката</strong><br />Потом пришла «перестройка», внёсшая разброд и шатание в отлаженный механизм работы предприятия. А спустя ещё шесть лет рухнул Советский Союз, пришёл специфичный отечественный «рынок», сопровождаемый грабительской приватизацией и ставкой на монетаристскую теорию, суть которой в «сжимании» денежной массы — якобы из опасности инфляции. Рынок по-российски похоронил труды многих поколений. Транспортный цех СХТ был моментально растащен. Новые хозяева переориентровали предприятие под лесоперерабатывающее, поставив на территории лесопилки. Работают они и поныне.</p> <p style="text-align: justify;">А как сложились судьбы людей, бывших работников бывшего автотранспортного предприятия? У большинства — плохо. Ветераны, оказавшиеся не у дел, как-то до обидного быстро стали покидать этот мир, оставшиеся — их совсем мало — доживают отведённый им срок в статусе пенсионеров. Часть мужчин трудоспособного возраста оказались востребованными на лесопилках. Другие нашли работу в райцентре, кто-то занялся «отхожим промыслом». Но многие, особенно из числа молодёжи, не сумевшие приспособиться к новым реалиям, остались не у дел. Не имеющие постоянной работы постепенно спиваются.</p> <p style="text-align: justify;">«Градообразующее» предприятие, каким являлась «Сельхозтехника», как бы цементировало всех жителей посёлка в коллектив единомышленников, давало работу, средства к существованию, надёжное настоящее и уверенность в будущем. Крах предприятия многих выбросил на обочину жизни. Сегодня на Первомайский нельзя смотреть без слёз. Знаменитый когда-то «шофёрский» посёлок как-то «подсел», словно человек-неудачник, влачит жалкое существование, постепенно вымирая, — как и остальные населённые пункты района.</p> <p style="text-align: justify;">Такая вот грустная история. Печальная, поучительная и, к сожалению, типичная для нашего времени.</p> <p style="text-align: right;"><br /><br /><br /><strong>Фото из архива редакции</strong></p>
В конце 2011‑го отмечала юбилей районная газета.
К сожалению, к нашему времени она осталась едва ли не единственной в районе организацией из числа старожилов, наших ровесников, давно ушедших в небытие.
РЕКЛАМА
Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.
Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.
На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА
Пресса 53 16+
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 83705 от 29.07.2022 года. Учредитель: Областное государственное автономное учреждение «Агентство информационных коммуникаций»
Главный редактор: Ольга Лаврова
Телефон/факс редакции: +7 (8162) 66-53-04
Адрес электронной почты редакции: pressa53@inbox.ru
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на Пресса 53
Материалы рубрики «Бизнес», а также с пометкой ® публикуются на правах рекламы.
© 2011–2024 Пресса 53. Все права защищены.