Пятница, 25 октября 2024

Редакция

Любовь — в имени и в жизни

Через заботливые руки Любови Андреевны Шведат в своё время прошли сотни солецких малышей, посещающих детский сад № 8.

До сих пор она, приезжая по делам в Сольцы из своей родной деревни Прибрежная, часто встречает улыбающихся ей людей: своих коллег, а также воспитанников, до сих пор считающих её своей второй мамой. Недавно один из воспитанников (взрослый мужчина!) подошёл сзади, осторожно закрыл ей руками глаза и попросил угадать, кто он такой. Этот случай показывает уровень отношений педагога с бывшими подопечными.

14 июля Любовь Андреевна отметила свой 80‑летний юбилей. Время и заботы как будто совсем не меняют её: она по-прежнему активна и позитивна, общительна и доброжелательна.

Незадолго до юбилея я снова с удовольствием побывал в гостях у Любови Андреевны. Снова, потому что районная газета неоднократно рассказывала и о деревне Прибрежная, и о дружных супругах Шведат.

Несмотря на то, что возможностей перебраться в райцентр у Любови Андреевны было более чем достаточно, она до сих пор хранит верность малой родине. И удивляться тут нечему, достаточно взглянуть на природные красоты, что окружают деревенскую улицу, чтобы появилось чувство восторга. А из кухонного окошка в доме супругов Шведат можно круглый год любоваться видом на Шелонь и её живописные берега: особенно красивы они сейчас, в пору июльского травостоя.

До войны в Блудово (так раньше называлась деревня) был создан колхоз имени Молотова. Колхозники, в том числе и родители Любови Андреевны, трудились «от зари и до зари», на износ, причём за «палочки». Лишь в отчётный год, когда проходили перевыборы председателя, бригадиров, жителям деревни выдавали продукцию, произведённую в колхозе. Особенно местная детвора любила угощаться избоиной, то есть жмыхом, который оставался после отжима масла из семян льна.

— Ребятишек в каждой семье было по шесть-семь, — рассказывает Любовь Андреевна, — бегали по деревне без сапог, босиком. Играли в рюхи (городки), выбивало (мячи родители делали из чулок и соломы), прятки, водили хороводы. А зимой у конюха выпрашивали дровни и по несколько человек съезжали с крутых берегов Шелони в районе нынешнего Дома молодёжи.

Любовь Андреевна является малолетним узником: в годы войны её семья вместе с другими жителями Блудово была угнана немцами в Прибалтику.

После войны колхозникам по счёту выдавали брёвна для строительства домов. Отцу Любы в 1948 году брёвен дали мало, и ему пришлось возводить непривычно высокий фундамент, иначе домик получился бы совсем низкий. По этому поводу в деревне острая на язык молодёжь даже сочинила частушку.

Любовь Андреевна вспоминает, как в послевоенные годы, когда Блудово уже относилось к совхозу «Победа», жители деревни любили выборы.

— С раннего утра мужчины запрягали лошадок, — рассказывает она, — затем взрослые ехали в Сольцы, в микрорайон Победа. Выборы проходили в клубе. Это был настоящий праздник! Мы ждали снижения цен, и они спустя неделю после выборов действительно становились меньше.

Учились дети из Блудово в Сольцах, в здании у городского моста. Ходили на учёбу пешком вдоль реки, по линии электропередач. Любили останавливаться у столбов, слушая, как гудит электричество в проводах. Из-за дефицита учебников один букварь выдавался на пятерых ребят. Тетрадей и даже писчей бумаги не было, чернильные строчки ученики выводили на старых газетах. Однажды отец Любы нашёл где-то мешки с рулонами коричневой обёрточной бумаги: стали сами делать из неё тетради.

— С нами в одном классе училась Ирина Савинова, известная сейчас новгородская писательница, — делится воспоминаниями юбиляр, — она угощала нас бутербродом, состоящим из булочки и колбаски: мы-то брали с собой в школу только хлеб и избоину. До 4–5 класса у нас все учились на «хорошо» и «отлично». А какие учителя работали в то время! Наш первый педагог Валентина Петровна Бойцова, её супруг, директор школы и историк Александр Михайлович, совсем молоденькая тогда учитель русского языка и пионервожатая Нина Константиновна Шилова, учитель рисования Виктор Викторович Кожин — мы во всём старались брать с этих удивительных людей пример. А литератор Николай Куренков (отчества не помню) научил нас такому правилу: «Нет слова «не могу», есть слово «не хочу»». Жил он в небольшой комнатке в купеческом здании напротив школы, мы однажды его навещали, когда он заболел.

После школы Любовь Андреевна пять лет трудилась на перчаточной фабрике. Однажды за производственные успехи ей торжественно вручили в качестве подарка ... лоскут белой материи. Затем поступила в Боровичское училище на воспитателя детского сада. В 1965 году была принята на работу в фабричный садик и более тридцати лет отработала в нём воспитателем и заведующей. Зарплата в 60‑х годах у воспитателей была около 47 рублей, у нянечек — ещё меньше. Но ценились, прежде всего, любовь к детям, к профессии.

— В группах было по 30 и больше детей, — улыбается Любовь Андреевна, — спали они на раскладушках. Представьте, как непросто было заправить такое количество складных кроватей! Детки помогали нам в этом. Родители всегда были понимающими. Как-то я повесила объявление: «Уважаемые родители! Просим вас принести по мешку дров», и все как один отреагировали на эту просьбу. Папы иногда кололи дрова в садике. Помогал нам и директор Михаил Михайлович Колчин, а затем и сменившая его Любовь Алексеевна Рогова: они обеспечивали сад канцелярскими товарами, материалами для ремонтных работ. За ребятишками мы следили очень внимательно, травм и простудных заболеваний у меня в группе практически не было. Рабочий день продолжался до 19.00. Мои детки всегда отличались воспитанностью. Помню, как мы ходили в кино. Ребята из других садиков шумели, баловались, а мои умницы сидели тихо. Кстати, в нашем садике до выхода на пенсию трудилась ветеран войны, санитарка Мария Григорьевна Беднягина. Её дети очень любили.

О годах любимой работы юбиляру напоминают многочисленные фотографии, которые она хранит в отдельной папке, а также телефонные звонки коллег.

Со своим любимым мужем Александром Александровичем Любовь Андреевна живёт уже более полувека. Они знакомы с самых юных лет, жили рядом, вместе играли в детстве, вместе ходили в школу. Свадьба проходила в деревне, была весёлой. Супруги и сейчас во всём поддерживают друг друга. По взглядам, которыми они обмениваются, можно догадаться, что до сих пор в их доме живут уважение и взаимопонимание. Можно уверенно сказать, что супруги Шведат — хранители почти 80‑летней истории деревни Прибрежная. Они помнят старожилов, их рассказы, знают немало о том, как здесь сочетали труд и отдых, интересные традиции несколько поколений самодостаточных и талантливых жителей.

Есть таланты и в семье Шведат. С гордостью Любовь Андреевна показала мне красивую картину, написанную маслом — подарок любимой внучки Юлии, художницы и дизайнера.

У юбиляра — множество наград за добросовестный труд, но самое главное для неё счастье скрыто в её имени. Любовь близких и родных, коллег, воспитанников — вот чем она дорожила всегда и дорожит сейчас больше всего. Желаем юбиляру побольше положительных эмоций, крепкого здоровья, спасибо Вам за многолетний и добросовестный труд!

Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА