Среда, 23 октября 2024

Редакция

Храмы памяти и любви

Сельский почтальон сподвиг жителей деревни Горцы и окрестностей 6 июля прийти в давным-давно забытую и разрушенную церковь.

Говорят, каменная церковь в Горцах строилась 10 лет и была освящена 22 июня 1912 года. По воспоминаниям старожилов, это был очень красивый храм, и назывался он церковью Владимирской иконы Божией Матери. Вроде бы и сама икона там наличествовала, но при закрытии храма была перевезена в другую церковь, которая действовала. Конечно, эта была одна из многочисленных икон Богоматери с младенцем Иисусом на руках, примерных копий той иконы, которая, по преданию, была написана евангелистом Лукой на доске из стола, за которым трапезничало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф. Празднество в честь Владимирской иконы совершалось 23 июня (6 июля по новому стилю). Пресвятая Богородица много раз заступилась за землю русскую, прославилась разными чудотворениями. Эту икону на протяжении веков почитали православные христиане.

Праздник Богородицы стал престольным и в Горцах, наверное, по имени церкви. Люди моего поколения, родившиеся и выросшие в этой деревне и в деревеньках рядом с нею, вспоминая детство, помнят о престольных праздниках, неизменно отмечаемых в сельских семьях. Все они в основном праздновались летом и осенью. Помню, в нашей деревне Верещино 2 августа отмечали Ильин день. После этого дня родители не разрешали нам купаться, говоря, что Илья пророк льдинку в воду заволок.

Отец Роман благословил собравшихся в старом храме

Много гостей приезжало к нам на Илью. С утра старушки ездили, а чаще ходили пешком в Коростынь, там в церкви всегда проводились службы. Днём народ гулял: застолья с чаем и пирогами и кое-чем покрепче, гармошки, иногда и вечерние драки захмелевших парней... А раньше нашего отмечали свой престольный праздник в Горцах. 6 июля на Владимирскую принимали своих гостей там. В ту пору я и мои ровесники ходили в Горцевскую школу, она располагалась почти напротив церкви, до нас ещё закрытой и оборудованной под сельский клуб. Концерты там проходили довольно часто, помню, приезжали даже какие-то столичные артисты. И кино там крутил дядя Вася Волков. Не помню, чтобы церковь-клуб пустовала, для основной части населения хождение в это учреждение культуры богохульством не считалось. К той поре многие были коммунистами и атеистами, да и вообще Бога для нас тогда не существовало. Он воспринимался неким сказочным героем и ассоциировался с несуществующей, но наказующей силой. «Боженька ушки отрежет», — такой расплатой за плохие поступки нас пугали бабушки, многие ставшие тоже почти неверующими. Но тех, кто когда-то превратил церковь в клуб, всё равно ругали. Бранили и призывали на их головы кары небесные.

И вот теперь, когда давно уже не возбраняется крестить детей, венчаться и участвовать на Пасху в Крестном ходе, люди потянулись к старым храмам, зачастую желая их возродить. За веру в Бога и совершение обрядов и таинств во времена нашего детства полагалось наказание. Не «расстрел», но осуждение, исключение из партии и комсомола и т.п. Как известно, беспартийному в те годы трудно было куда-либо пробиться.

Недавно в социальной сети выложили фотографии того, как в пустующей не одно десятилетие Горцевской церкви (там и клуба-то давным-давно нет) проводятся молебен и Крестный ход, всё это — в честь праздника Владимирской. Кто-то внутри всё вычистил, траву обкосил и попросил подгощского священника отца Романа богослужение совершить... Нет, я понимаю: в Менюше 7 июля давно уже празднуют Иванов день, на Каменное озеро ходят, святым отрокам кланяются. И храм тамошний уже много лет оберегают и пытаются воскресить, да средств на это дело не соберут никак. В Любынях тоже старую церковь приводят в порядок, нашлись там инициативные верующие, организовали народ, летом в храме службы проводят. В Голинскую церковь, снаружи восстановленную братьями Липатовыми с помощью населения, в праздник Петра и Павла, 12 июля, наверняка пришли верующие помолиться Богу. Но в Горцах! Там же руины с берёзками и бузиной поверху да с аистовым гнездом вместо купола и креста!

Иван-чаевый ковёр появился 7 июля при входе в Менюшский храм

Матушка Светлана сказала, что это почтальон из соседней деревни со своими сподвижниками организовал людей, чтобы в заброшенной церкви можно было совершить водосвятие и отслужить молебен. И народ собрался.

...Немного защипало в носу, закололо в боку, повеяло откуда-то грустью. Захотелось вернуться в то незабвенное время, в детство и юность. Подумалось: а таким ли безбожным оно было? Хотя и мамки-то наши многие в церкву не хаживали, каждый из нас немного побаивался, что за что-то худое «Боженька ушки отрежет». Невидимый, несуществующий для нас Бог всё-таки следил за нами со своих высот. Большого страха перед Ним не было, поди, но опасение было точно. Может быть, поэтому люди моего поколения с годами стали тянуться к старым храмам, жалея о них, плача по ним. Есть в нас некое ощущение вины... Хотя мы не разрушали церквей.

Сейчас много красивых храмов. Особенно в столицах. Молятся все, даже олигархи. Часто, глядя по телевизору на толпы молящихся в храмах, к примеру, на Рождество, замечаешь, что возникают в голове мысли. Наверное, греховные: боятся ли Бога все эти люди? Веруют ли в Него?

Шимские мастера вставили новые рамы в окна Любынской церкви

Алексий II однажды сказал примерно так: «Россия является страной, где, несмотря на жесточайшие преследования Церкви, её служителей, несмотря на выжженную пустыню, в которую на протяжении семи десятилетий атеистическая власть пыталась обратить духовную жизнь народа, люди тянутся к храмам Божиим, возрастают в вере и любви к ближним». Ага. Одни «возрастают», а другие «захлёбываются» в своём эгоизме, в торжестве культа потребления, в стремлении к получению всё больших и больших земных благ.

Бог, внушали нам, неверующим в Него, это — Добро. А Добро не есть выгода какой-либо группы людей или отдельного человека. Добро есть то, что свойственно Богу. Где бы ни проявлялось оно, душа человека тянется к нему. Человеку свойственно, даже забывая свою выгоду, тянуться к добру, любоваться им и защищать его. Любя добро, мы любим Бога. Правда, мудрость, красота — ко всему этому тянется не до конца испорченная человеческая душа. Один священник сказал, что радость видеть добро и правду торжествующими, а зло побеждённым — наивысшая человеческая радость. Даже корыстные люди жертвуют на предметы красоты или на дело, которое они считают правым. Эту драгоценную способность человеку обеспечивает тяга к Богу, данная ему с рождения. И не важно, что старые храмы никогда уже не приобретут былого великолепия. Важно тут другое: вера, память, любовь к древней нашей культуре и традициям, ощущение неистребимого родства с той землёй, на которой родился и рос.

Настя БЕРГ
Фото из Интернета

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА