Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Пышной свадьбы не было.

А жизнь была богатая

Дом построили, сыновей вырастили, не одно дерево посадили, и всё – вместе, уже 60 с лишним лет. Разве это не счастье?

Глава семьи Александр Родионов – местный житель, хоть и родился в Любытинском районе: в Вишеру его родители переехали, когда сыну был всего один годик. В 1938-м родился его брат Толик, а в 1941-м – Валентин. Саша окончил наше железнодорожное училище по специальности «Слесарь по ремонту паровозов», после учёбы его с тринадцатью другими выпускниками направили на Север, и первые два своих трудовых года он работал в Печоре. В 1956 году его, как и многих молодых людей, мобилизовали по Указу Президиума Верховного Совета СССР на службу в Германию на три с половиной года.

А после приезда с Севера, перед самой отправкой в армию, он как-то по-особенному взглянул на свою жизнь и на подружку детства Раю. Уже не как на «швоего парня», которая всегда водилась с пацанами и в футбольных баталиях была великолепным защитником – любой позавидует. Дом Раи стоял на улице Саши Александровой, а Родионовы в 1951-м построили дом на Лисконоженко, совсем рядом, через огород. Братья Родионовы были большие выдумщики, все очень рукастые, постоянно мастерили всякие интересные диковины. У них и качели были сделаны, что вся округа стояла в очередь, и почти каждая девчонка была тайно в них влюблена. А Саша увидел в Раисе прекрасную, скромную и обаятельную девушку только перед самой армией. Завязались близкие отношения, и он предложил расписаться, но она не хотела торопиться и осталась ждать его возвращения со службы. Они часто писали друг другу письма, даже соседи удивлялись: что-то к вам почтальоны каждый день приходят? В отпуск солдат Родионов приезжал домой один только раз, в 1958-м, и уже с сержантскими погонами, а демобилизовался в октябре следующего года.

Устроиться по специальности в Вишере тогда было сложно, и первое время не чурался никакой работы. Через два месяца после возвращения Александра, на Рождество, без свидетелей и гостей, молодые расписались. Потом вместе с родителями купили клубничной наливки, пожарили мяса, а соседка тётя Шура позвенела молодожёнам колокольчиком: начинается ваш совместный жизненный урок.

Со временем Александр всё-таки устроился по специальности и 14 лет отработал слесарем в локомотивном депо. Затем ещё столько же лет был сначала замполитом, а потом начальником в ВОХРе и снова вернулся в родное депо, где восемь с половиной лет возглавлял профком, пока в декабре 1998 года не ушёл на пенсию. Общий стаж Александра Александровича на железной дороге – 45 лет. Много разных добрых дел успел он сделать за это время. Был депутатом горсовета двух созывов, работал в комиссии по соблюдению законности и общественного порядка. Затем за хорошую работу и активную позицию его выдвинули уже в областные депутаты, и тоже на два срока подряд. В областном Совете и раскрылся вовсю его темперамент – выступления на сессиях, встречи с высшим руководством. Он дошёл до самого главного начальника в управлении Октябрьской железной дороги в Питере и добился, чтобы завершили строительство начатого, но замороженного многоквартирного дома 42а на улице Пушкинской, а железнодорожники получили обещанное жильё.

Ещё ему благодарны те работники депо, которым он, будучи областным депутатом, добыл, пробил, прогрыз положенную пенсию для помощников паровых кранов не с 60 лет, а с положенных 55-ти за работу в особых условиях. Для этого он добрался через разные инстанции до самого министра социального обеспечения Советского Союза Комаровой. А закорючина была в одном слове: помощники машинистов угольных и других кранов шли на заслуженный отдых с 60 лет, а рабочие депо были помощниками машинистов парового крана, но их необоснованно причесали под одну гребёнку с остальными. Родионов вообще был очень внимательным ко всем сотрудникам даже по мелочам.

Александр Александрович в 1970 году награждён юбилейной медалью к столетию Ленина за добросовестный труд, а в 1971-м, в свои неполные 35, – орденом Трудового Красного Знамени, в домашнем архиве хранятся многочисленные знаки почёта, грамоты и благодарственные письма. Но есть место в нём и знакам трудового отличия супруги: медаль «Ветеран труда», награды победителя соцсоревнования, тоже много грамот, фотографии с Доски почёта на территории стекольного завода...

Раиса Александровна окончила Боровичский пединститут и всю жизнь посвятила детям, не только своим – больше сорока лет была воспитательницей в детском саду, каждый день с семи утра до семи вечера. Начинала работать в садике, который был на улице Революции, (где после разместилась коррекционная школа). Потом сад переехал в деревянную пристройку ко второй школе. Последние годы до выхода на пенсию работала в заводском садике № 6.

Многие её воспитанники достигли высот в профессиональной карьере. Сашенька Рощин, вспоминает Раиса Александровна, был очень добрым, чувствительным мальчиком, теперь он генерал, живёт в Москве. Саша Булыгин где-то в Сибири, в танковых войсках. Серёжа Макаров постоянно ходил хвостиком за любимой воспитательницей и плакал только один раз, оттого что на обед ему дали очень большой пирожок, а он переживал, что не сможет его съесть полностью. Все были прекрасными и послушными детками, вместе с воспитательницей много играли, читали, мастерили поделки и веселились во время прогулок.

После работы Раиса Александровна торопилась домой к своим любимым мужчинам: мужу и сыновьям – старшему Владимиру и младшему Евгению, которые всегда готовы были ей помогать. Супруг частенько готовил, по выходным кормил сыновей завтраком (они говорили, что у папы даже вкуснее получается), а жене давал время поспать подольше. На собрания в школу тоже чаще ходил отец. Домашнюю работу Родионовы никогда не делили на мужскую и женскую, всё старались делать сообща, половики ли трясти, бельё ли полоскать на речке; да и сыновья всегда на подхвате были, особенно в огороде. Своими руками вырастили они прекрасный яблоневый сад.

Детей отец с матерью воспитывали исключительно собственным примером и словом, ни разу даже прутом никого не тронули. Да и особого повода ребята не давали. Росли они смышлёными и исполнительными. Гулять хочется, а дано задание грядки вскопать, так они друзей созовут, мигом всё сделают и, свободные, бегут на улицу. Как трудились всей семьёй, так и отдыхали: зимой – лыжи, летом – лес, река. Риторический вопрос, кто в доме хозяин, даже в голову не приходил: главных не было, всё делили поровну. Вот только корону шахматного короля Александр Александрович нёс единолично, в этой сфере жена не была сильна.

Когда родительский дом постарел, они стали потихоньку копить денежки, чтобы построить новый, для этого не одну сотню килограммов клюквы с болота принесли для продажи в Москве да Питере.

Без пышных пиршеств и свадебных путешествий родилась семья Родионовых, которой в этом году исполнилось 60 лет – бриллиантовая свадьба, на минутку, или как её ещё называют – алмазная. Любовь, терпение и уважение – вот три кита, по словам супругов, на которых держится их семья. Они радуются каждому проведённому дню друг с другом, со своим сыном, внуками и правнуком.
Три поколения в их семье связаны с железной дорогой. Первооткрыватель – отец семейства, дело продолжил старший сын Владимир, он работал в вагонном депо, потом – его сын Никита, который живёт в Трубниково, работает помощником машиниста. Его десятилетний сын Алёша, правнук Родионовых, пока, понятно, не определился с профессией. А внучка Арина, дочь сына Евгения, охраняет порядок, работает в транспортной полиции.

Много было в жизни Родионовых разных событий, сложно приходилось, когда заболевали сами супруги, а также дорогие и родные сердцу люди, особенно когда в 44 года ушёл из жизни младший Евгений. Остальное, считают, не беда и вместе можно всё пережить, только бы Бог дал здоровья и не было войны, которую супруги помнят очень отчётливо, хоть и было Саше пять лет, а Рае четыре. Маленький Саша помнит первые взрывы и как его не могли вытащить из-под кровати, куда он забился вместе с младшими братьями от страха. Помнит, как пробирались из Вишеры лесными тропами под постоянными бомбёжками, кто на повозках, кто пешком до самых Боровичей.

Раиса Александровна из своего детства тоже не сможет никогда вычеркнуть эти страшные годы. Ей и её шестилетней сестрёнке Зое начало войны показалось очень красивым, когда, гуляя во дворе, увидели они летящие с неба светящиеся шарики – зажигательные снаряды. Потом от этой красоты и следа не осталось. В их доме поселились немцы – капитан и его денщик, а детям с бабушкой и дедушкой пришлось перебраться в выкопанную в конце огорода землянку. Однажды, рассказывает Раиса Александровна, бомбить начали так внезапно, что они не успели добежать до землянки, и бабушка толкнула Раю в приямок возле колодца, а сама накрыла её своим телом. После бомбёжки внучка спросила: «А ты-то жить хочешь, что меня так сохраняешь?». На что бабуля просто промолчала. Кто же не хотел жить?.. Этого недетского эпизода войны давно повзрослевшая девочка точно не забудет никогда.

Люди, видевшие так близко рядом с собой смерть, умеют дорожить данной им и их близким людям жизнью лучше, чем остальные. Счастья и здоровья хочется пожелать этой бриллиантовой семье, чтоб её основатели радовали родных ещё немало лет. Вдвоём. И чтоб, как всегда, у руля.

Елена СВЕТИНА
Фото автора и из семейного архива Родионовых

РЕКЛАМА

Еще статьи

Девушка с характером

Свой профессиональный выбор многие из нас сделали ещё в школьные годы. Так было и у холмички Екатерины Сидоровой.

Награждены за добросовестный труд

Почёт и хвала аграриям

В Доме культуры чествовали работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Постоянно на передовой

Подполковник юстиции Ольга ФОЧЕНКОВА более 20 лет посвятила службе в полиции

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА