Спустя 78 лет после гибели под Холмом красноармейца из Казахстана, его родственникам, наконец, стало известно о месте захоронения.
Второго августа в районном музее Елизавета Семёнова познакомила меня с двумя мужчинами, один из которых был в мусульманском чапане (халате) и с тюбетейкой на голове. Она пояснила, что в Холм при-ехали гости из Казахстана на могилу погибшего в 1942 году воина Красной Армии Нуржана Медета. Нуржан воевал в составе 164‑го стрелкового полка 33‑й стрелковой дивизии. Погиб за Холм 2 апреля 1942 года. Один из приезжих — врач-хирург Алтынбек Медет из Алма-Аты — внук Нуржана. Другой — Марат Аршабаев — имам Московской соборной мечети, координатор движения поисковиков по Москве и Московской области.
Рады и счастливы
Имам Московской соборной мечети Марат Аршабаев всё ещё находился под впечатлением экскурсии в зале экспозиции, где увидел много интересных экспонатов. Особенно был восхищён тем, что в музее есть бронзовый бюст снайпера, Героя Советского Союза Алии Молдагуловой — славной дочери казахского народа, которая проходила под Холмом боевую подготовку.
— В Холме я по приглашению нашего уважаемого брата Алтынбека. Он нашёл своего деда, и мы считаем, что наш долг — приехать и отдать ему дань памяти, вознести молитвы на местах боёв, которые прошли здесь, на священной Холмской земле. В Холме я впервые. Но вот в Великие Луки, где есть памятник Алии Молдагуловой, мы приезжаем ежегодно, чтобы участвовать в перезахоронениях останков наших погибших вои-нов. Мы рады и счастливы, что на Новгородской и Псковской землях помнят о представителях мусульманских народов бывших советских Республик Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, погибших в борьбе с общим врагом — фашизмом. Во время Великой Отечественной войны не было деления на нации и вероисповедования: все стояли плечом к плечу, защищая наше Отечество. Отступали от Бреста, освобождали Польшу и Кёнигсберг, водружали знамя Победы воины всех национальностей, в том числе и наши земляки. Мы все о них помним, ценим, уважаем и всегда чтим. Поэтому для нас очень ценно, что мы здесь, на вашей Холмской земле, где сражались и погибли наши соотечественники. Мы знаем, что в 100 километрах от Холма, под городом Старая Русса, погиб известный на всю страну Герой Советского Союза Тулеген Тохтаров. Все эти земли для нас священны. Если будет возможность, будем приезжать сюда ежегодно, чтобы чтить память своих земляков, возносить им молитвы, — поделился Марат Аршабаев.
Вернули стране бойца
Когда Нуржан уходил на фронт, дома на руках его жены остались двое малолетних сыновей — Мануйдар и Эрдербек. Ещё и года не прошло с начала войны, как на его малую родину, в посёлок Купа Новороссийского района Актюбинской области Республики Казахстан, пришло извещение, что красноармеец Нуржан Медет, 1904 года рождения, пропал без вести под Ленинградом.
«Пропал без вести» — формулировка удручающая. За ней крылась либо смерть, либо плен. В случае с Нуржаном была версия, что он погиб в разведке. Об этом уверенно рассказывали и гости из Казахстана. У них есть сведения, что их родственник и земляк воевал в составе разведывательной группы. В неё отбирались спортсмены, в том числе и лыжники. 2 апреля 1942 года разведгруппа попала под артиллерийский обстрел и погибла в километре восточнее Холма.
— Но всё это выяснилось много позднее, — рассказывал Алтынбек, внук погибшего Нуржана. — С детства со слов своего отца Эрдербека Медета знаю, что главной мечтой его жизни было найти место гибели своего отца — моего дедушки. Он писал во все инстанции, в том числе и в Москву, но всё было безуспешно. В прошлом году он умер в возрасте 83‑х лет. А мне вот выпала удача. От заместителя командира Холмского поискового отряда «Пирамида» Евгении Брынёвой я недавно узнал, что имя моего деда выбито на мемориальной плите у памятника на площади Победы в Холме. Я благодарен поисковикам за то, что они узнали, где воевал, погиб и захоронен мой дедушка. Нет слов, чтоб передать мою радость. По такому счастливому случаю я проделал немалый путь из Алма-Аты до Холма, чтобы поблагодарить холмичей, увидеть и прикоснуться к этой земле, где воевал дед. Была радость и чувство скорби: столько лет небытия и вот, наконец, произошло свидание с родным человеком, о чём так мечтал все годы мой отец, — с волнением говорил внук погибшего красноармейца.
Алтынбек с воодушевлением говорил, что из Актюбинской области на могилу к Нуржану собирается приехать большая группа родственников. Дорогу он знает, расскажет, как сюда добраться. Путь неблизкий и трудный, но, по словам внука, это никого не пугает:
— Мы теперь знаем, где похоронен наш дед — исток нашей родословной. Теперь к нему будут приезжать внуки и правнуки.
Елизавета Семёнова при этом заметила, что сейчас люди приезжают издалека не только для возложения цветов на могилы родственников. Они хотят всё знать о том, где и как воевали и погибли их деды или прадеды.
В музее гости из Казахстана с радостью встретились с поисковиком Евгенией Брынёвой. Выражая ей, а в её лице — всему коллективу «Пирамиды», свою глубокую признательность, Алтынбек сказал:
— Узнав, где и в каком бою погиб наш дед, вы вернули нашей стране бойца. Об этом теперь будут знать все. Вернувшись в Казахстан, я поеду на его малую родину и буду ходатайствовать о том, чтобы одну из улиц посёлка назвали именем Нуржана Медет.
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора