Пятница, 25 октября 2024

Редакция

Кружевница-мастерица

Августина Павловна МАРКОВА из посёлка Пролетарий владеет уникальным искусством плетения на коклюшках.

Стремление к красоте всегда было свойственно человеческой природе. Особенно — женщинам. В любые, даже самые тяжелые времена они стремились украсить свое жилище, предметы быта, одежду.

Мастерица по вологодскому кружеву Августина Павловна Маркова из поселка Пролетарий знакома с кружевоплетением на коклюшках уже семьдесят лет. Она рассказала о том, с чего началось ее увлечение и трудно ли обучиться народному ремеслу.

– Родилась я в 1939 году, перед самой войной. Она сильно прошлась по новгородской земле. Люди возвращались в пустые дома, не было даже посуды. Вот и стремились женщины обустроить жизнь, создать красоту и уют. Наволочки вязали, скатерти, салфетки. Вручную мяли, трепали лён и создавали кружева. Где-то в 10 лет я впервые увидела, как плетут. Бабушкина знакомая вязала на коклюшках, я смотрела, наблюдала, было интересно, захотелось самой попробовать. Собирала журналы, например «Сельская молодёжь». Там было много статей про кружевниц, их работы.

Уже работая в художественном училище в п. Пролетарий, Августине Павловне посчастливилось перенять опыт плетения на коклюшках от профессионала.

– Однажды к нам приехала девушка, которая окончила вологодское училище, и показала, как правильно вязать. Позже я проходила курсы в школе женского творчества «Славянка». Но даже там коклюшками особо не занималась. По-настоящему я увлеклась ими после того, как увидела у знакомой плетеную пелерину. Подумала, что смогу так же, вот и начала плести. Дочери, внучкам, правнучкам делала вставки к платьям, воротнички, – продолжила рассказ мастерица. – Мне очень нравилось плести. Особое удовольствие получаешь, когда снимаешь готовое кружево. Пока оно на пяльцах, то там еще нитки натянуты, коклюшки, булавки везде. А после зашивки поднимаешь это кружево с рисунка и любуешься готовым изделием.

Ажурными, невесомыми воротничками и другими прекрасными работами Августины Марковой действительно можно любоваться бесконечно. До выхода на заслуженный отдых она передавала свое мастерство единомышленникам: в Пролетарском училище вела кружок «Плетение кружева на коклюшках», в средней школе – факультатив. По словам собеседницы, приходили все, кому это было интересно. Кстати, ошибочно считать, что плетение на коклюшках – исключительно женская работа. Среди учеников Августины Марковой был и мальчик – схватывал на лету.

– Что самое трудное в обучении? – поинтересовалась я у Августины Павловны.
– Сложнее всего – понять рисунок и затем разобраться, как там идут нити. В основном все изделия плетутся примерно одинаково по времени. Но когда изображение большое, вместо обычных 9-10 пар коклюшек может понадобиться до 200 пар. Чем больше вещь, тем дольше времени на нее уходит. Одну пелерину, например, я делала около месяца.

В разговоре Августина Павловна с сожалением отметила, что сегодня кружевоплетение уже не является таким популярным ремеслом, как было раньше. На коклюшках плетут единицы. Спроса нет. Сейчас всё больше штампованных вещей, сделанных на машинке. Да и мода нынче не та. Хотя, как известно, она имеет свойство возвращаться.

Дочь Августины Павловны – Татьяна Михайлова – руководит студией гончарного мастерства в Пролетарском доме культуры. Татьяна Борисовна рассказала, что есть планы проводить в ДК мастер-классы по плетению на коклюшках. Старинные русские традиции не должны быть забыты.

Дарья ШЕВЧЕНКО
Фото из архива Августины Марковой

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Сыночек и пять красавиц-дочек

Житель нашего города Алексей КАРПОВ — отец шести детей

Игорь Неофитов общается со школьниками в урочище Надеевка

В центре «коридора смерти»

Впечатлениями от поездки на осеннюю Вахту Памяти солецкого поискового отряда с нами поделился его командир Игорь НЕОФИТОВ.

Наша Лена — умница!

Фотография Елены Кудрявцевой, главного специалиста Кировского территориального отдела администрации Мошенского муниципал...

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА