В конце августа в Окуловском межпоселенческом культурно-досуговом Центре три дня работала выставка «Ткачи прилетели».
Инициатором и участником экспозиции выступила Светлана ТЕРЕХОВСКАЯ, член Санкт-Петербургской Палаты ремёсел. И сегодня она — наш гость и собеседник.
— Потрясающая выставка! Только такие отзывы звучали после посещения экспозиции. Кто же эти мастера-рукодельницы, сумевшие задеть за живое и вызвать такие солнечные эмоции?
— Выставка проходила в рамках проведения 2‑го межрегионального фестиваля ткачества «Слёт ткачей» на хуторе ТкутТут. Идея организации «Слёта ткачей» вынашивалась несколько лет. Главная цель мероприятия состоит в том, чтобы объединить и познакомить друг с другом людей с общими увлечениями не только в Сети, но и вживую. Как убедились уже, это гораздо важнее и продуктивнее. Очень приятно, что второй год подряд на окуловской земле собираются люди не только из близлежащих округов, но и из Екатеринбурга, Петрозаводска, Краснодара, Москвы. Если бы не сложная эпидемиологическая обстановка в стране, то нынче приехали бы ткачи из Иркутска, Сургута и других отдаленных уголков России. Многие участники слета — опытные, именитые ткачи. Но есть и те, кто только приобщается к ткацкому рукоделию, приезжает набираться опыта. В этом году мы решили, что рукотворные работы мастериц должны быть оценены не только самими участниками, но и стать доступными для более широкой аудитории. Так появилась выставка в фойе МКДЦ, которая призвана способствовать сохранению традиций, воспитывать эстетический вкус. Приятно, что посетители тоже вдохновились этим необъятным ремеслом и, возможно, захотят прикоснуться к волшебству ткачества.
— Светлана, расскажите немного о себе.
— Я — коренная петербурженка. Но 10 лет назад родители приобрели дом в Подберезье, и семья поселилась в красивейшем месте Окуловского района. Тогда мы все мечтали о переезде на землю, стремились к экологичному образу жизни, знакомились с близкими по духу людьми. По образованию я — геолог-геофизик. Однако работала не по специальности, а по призванию — дизайнером на производстве керамической плитки. Параллельно увлекалась фольклором. У нас в Санкт-Петербурге тогда довольно часто проходили вечёрки — веселые встречи с песнями и народными танцами. Мы изучали фигуры кадрилей, разучивали песни, играли в народные игры.
— Когда появился интерес к забытому народному художественному промыслу?
— На вечерки все старались приходить в костюмах, а поскольку в магазинах такая одежда не продается, то пришлось осваивать народный крой, вышивку и, конечно же, ткачество.
— Технологии ткачества осваивали самостоятельно или был наставник?
— Сначала трудоёмкий и требующий внимания процесс ткачества освоила моя мама. Она брала уроки в школе Татьяны Галушкиной, а потом научила и меня. В то время у меня было множество увлечений: я плела из бисера, занималась росписью по ткани и по стеклу, лепкой из глины, делала кукол. Но ткачество довольно легко вошло в мою жизнь, вытеснив все остальные рукодельные хобби. Я стала мечтать о настоящем ткацком станке, и с покупкой дома в Подберезье мечта внезапно осуществилась. Но как его собрать и заправить для дальнейшей работы? Непонятно, ведь в моем окружении никто не владел этим ремеслом. Помогла книга Е. И. Осиповой, новгородской мастерицы. Это уже потом появилось больше информации о традиционном ткачестве в Интернете, в Санкт-Петербурге даже курсы открылись. Я до сих пор по крупицам собираю всю информацию об этом удивительном мастерстве, часто бываю на фестивалях. Дважды ездила в Марёво на семинары по ткачеству, которые проводила Н. Н. Клевцова из Великого Новгорода. Много различных техник ткачества удалось освоить благодаря иностранной литературе. Тут пригодилось знание английского языка.
— Какой материал используете в работе?
— В своих работах я использую только натуральные материалы: шерсть, лен, хлопок, коноплю, самопряденные нити. Сейчас у меня живет пуховый кролик, чтобы была собственноручно выращенная ниточка.
В основном я тку утилитарные вещи, которые сама ношу и другим полезны: палантины, сумочки, придиванные коврики. Но бывает, что делаю детали к народному костюму — узорные вставки на рукава и подолы, пояса. Мечтаю соткать пальто из натуральной шерсти.
— Немного истории про ткацкий станок, на котором вы работаете?
— У меня целая коллекция ткацких станков, их около 20, и все они — рабочие. Станки разных конструкций, некоторым — около 200 лет. Есть советские детские станочки, есть инструменты современных мастеров. Больше всего я люблю работать на новозеландском настольном 4‑ремизном станке.
— Вы — только мастер или учите ткачеству других людей?
— Я с удовольствием обучаю всех желающих от мала до велика. Тут, видимо, напоминает о себе мое неоконченное педагогическое образование. В прошлом году, например, я вела студию ткачества при частной гимназии во Всеволожске Ленинградской области. Летом в Подберезье ко мне приезжают взрослые, которые охотно занимаются в школе ткачества. Также провожу потоковые мастер-классы на своем ткацком станке на различных мероприятиях в Санкт-Петербурге и Москве. Оптимальный возраст для начала занятий ткачеством — от 10 лет. Но уже с 7 лет можно учиться плести различные поясочки и фенечки.
— Раскроете секрет вашего мастерства?
— Когда я обучалась прядению, мой педагог произнес фразу: «Быстро — это медленно, но регулярно». К ткачеству это тоже относится.
Подготовила Светлана Курдюкова