Воскресенье, 13 октября 2024

Редакция

Жизнь, отданная детям

В 1925 году далеко от наших мест, на берегу крупного водохранилища в селе Кичигино Челябинской области, родилась Анна Фёдоровна Малиновская. А когда выросла, то стала учителем. И дальнейшая её судьба связана уже с нашим краем.

Родители её были тружениками, работали в колхозе, имели свой небольшой надел земли. В семье росло трое детей: старшая дочь и два сына. Дедушка Ани после смерти брата взял в семью на воспитание десятилетнего племянника. Когда Ане было шесть лет, всю их семью выслали в Пермскую область, как кулаков, из-за клочка земли и сохи, да ещё власти обвинили семью в том, что использовали труд «наёмного работника», хотя приёмный брат жил наравне с другими детьми.

На Северном Урале требовалась рабочая сила для добычи недавно обнаруженных больших залежей каменного угля. Житьё там было трудное, голодное и холодное. Народу с расширением разработок прибыло много, построили три двухэтажных кирпичных дома, в одном из которых и получила Анина семья из пяти человек комнату в 16 метров. Здесь и прихожая, и кухня с печкой, и спальня. В таких условиях они прожили четырнадцать лет. Там же Аня пошла в школу и прекрасно её окончила, все девчонки очень завидовали, что ей легко учёба давалась. Поступать решила в педагогический по совету соседа, который там уже учился.

Время было военное, и Калининский пединститут как раз эвакуировали в Соликамск, туда-то она и пошла на двухгодичный курс, где готовили учителей 5–7-х классов. Распределялись выпускницы в Читу, Пермскую область и было три места в Ленинград, куда и направила комиссия за отличную учёбу Анну и двух её однокурсниц. Прибыли в разрушенный Ленинград, но там работать было негде, предложили на выбор в Подпорожье или Малую Вишеру. Но и в Вишере вакансий не оказалось. После очередного выбора – Любытино или Морконницы Анна согласилась на деревню: уж так расписал все прелести своих Морконниц директор тамошней школы, который как раз в тот день был в городе.

В этой древнейшей и живописнейшей деревне работали в ту пору лесопильный и мукомольный заводы, хлебная и мануфактурная торговля, почта, сельсовет и школа. Но дорог не было, приходилось от Веребья добираться тридцать с лишним километров где на лошади, где пешком. Обещанной директором квартиры в двухэтажном доме не оказалось, её подселили в дом к одинокой старушке. Ещё шла война, питались в складчину с хозяйкой: у той овощи с огорода, у Ани паёк, понемногу покупали зерно, мололи его, пекли хлеб, так и жили. В саму деревню немцев не допустили, но вокруг шли жесточайшие бои, взрывались снаряды. Школа была большая, детей из близлежащих деревень ходило много, классы были по тридцать и больше человек. Молодая учительница стала вести уроки русского языка и литературы. Вдобавок директор назначил её завучем.

С будущим мужем Анна познакомилась там же. Леонид Малиновский учился в Военмехе в Ленинграде, успел окончить три курса, но началась война, и он ушёл защищать родину. Служил под Ленинградом. Как-то их отряд отправили в разведку, и он попал в плен, где находился долгих пять лет. Мать его уже не чаяла живым увидеть, столько лет, и ни одной весточки, считали пропавшим без вести. Но Леонид выжил, и когда он вернулся в родную деревню, эта весть облетела сразу всех. А пока шёл до дома, в соседних деревнях ему все уши прожужжали о новой молодой и очень красивой учительнице. Он сразу же решил познакомиться и заглянул, якобы по делу, к Дарье Михайловне, у которой жила Анна. Второй раз встретились 13 сентября, когда Аня отмечала в узком кругу свой день рождения. После этого они стали дружить. Почти всё мужское население в деревне объяснялось девушке в любви, а ей приглянулся будущий коллега Леонид. Только что вернувшегося домой бойца директор сагитировал в школу учителем математики и физики. Парень, конечно же, согласился, лишь бы быть поближе к объекту обожания, но чтобы довести дело до загса, ему пришлось очень долго ухаживать за Анной и ждать её согласия.

С мужем Леонидом Фёдоровичем

Леонид окончил Покровский пединститут и стал преподавать. Он был очень компанейским, деятельным, весёлым и энергичным человеком, играл на многих музыкальных инструментах (гитара, домра, мандолина и др.). Ученики к нему быстро привыкли и полюбили, он был доброжелательным, никогда никого не обижал, всегда дружил с юмором. Сколько в школу ни приезжало разных комиссий, всем и всегда очень нравились уроки этой молодой пары, которая расшевелила и разнообразила размеренную деревенскую жизнь. Малиновские постоянно что-то придумывали, проводили концерты, был создан свой хор, ставили спектакли.

В драматический кружок ходили не только школьники, но и взрослые односельчане. Когда, бывало, у Малиновских болели дети, то все репетиции плавно перемещались к ним домой. Сценарии разрабатывали сами, да такие, что их материалы потом использовали в методичках и распространяли по всему району. Особенно много ставили Островского (отрывки из пьес «Гроза», «Бедность не порок», «Светит, да не греет» и др.). Все костюмы шила Анина свекровь, она была модистка. Хоть пышные платья и были из марли, но выглядели великолепно. А декорации – это целые картины, просто загляденье. Случались и курьёзы. В спектакле «Светит, да не греет» Анна играла барыню, а маленький сынок узнал её и как закричит на весь зал: «Мама, мама, это ты там?». А ему: «Перестань, тише, это барыня». Пока семья Малиновских там жила, клуб был всегда полон.

Спустя пятнадцать лет Леониду Фёдоровичу предложили работу в Малой Вишере, а для Анны Фёдоровны по её предметам места не нашлось, но руководство отдела образования, лишь бы заполучить в город физика и математика, пообещало что-нибудь обязательно найти и ей. Пришлось распрощаться с деревней, Малиновские переехали в город и стали работать в первой школе, Леонид Фёдорович по своей специализации, а супруга в сборном третьем «в» из двух перегруженных «а» и «б» классов, как сказали – временно.

По окончании учебного года фотография Малиновской уже висела на доске почёта. Шла подготовка к следующему учебному сезону, и оказалось, что Анне Фёдоровне придётся снова работать в начальной школе и принимать первоклашек. Желающих пойти в класс к новому педагогу набралось более 50 человек, пришлось Анне Фёдоровне ходить по домам и уговаривать тех, кто живёт ближе ко второй школе, перевестись туда, некоторых удалось уговорить. Наступило первое сентября, потом ещё одно первое сентября, и ещё, и ещё, а Малиновская так и продолжала работать в начальной школе. Вот уж точно – нет ничего более постоянного, чем временное.

Какое-то время работала на улице 3 КДО, в «маленькой школе на горке», как её называли, а последние годы перед уходом на пенсию Анна Фёдоровна учила ребятишек во второй школе. Но где бы она ни работала, дети любили и слушались свою учительницу, и она отвечала им тем же, всегда была честной, справедливой и делу своему отдавала все силы. Много времени посвящала ученикам помимо уроков: проводила конкурсы, готовились к разным мероприятиям, ходили в лес собирать растения для гербария, даже на лодках плавали в Новгород, правда, не всем классом сразу. Когда её ребята переходили в пятый класс, они были нарасхват, потому что росли воспитанными, грамотными и даже все как один красиво писали. Анна Фёдоровна очень терпеливый человек, большая труженица, в её руках всё кипело – вязать ли возьмётся, печь ли пироги, торты делать. Везде поспевала – в школе, дома, на огороде.

Как говорит сама Анна Фёдоровна, в Морконницах у неё прошли самые счастливые и интересные пятнадцать лет её жизни. Там она вышла замуж, родились их дети, не все живы, но главная материнская гордость сейчас – замечательный сын Владимир.

У Малиновских дом всегда был гостеприимным, часто отмечали с друзьями праздники, а ученики навещают свою учительницу до сих пор и считают её своим родным и близким человеком. Анна Фёдоровна такой человек, что может объединять вокруг себя людей совершенно разных возрастов и профессий, и все чувствуют себя уютно, комфортно и по-домашнему. Поэтому к ней всегда тянутся люди, кто за советом, кто просто повидать и пообщаться. Её всегда уважали, ценили коллеги и родители, а про учеников и говорить больше нечего – они просто её любили.

Её бывшая ученица Елена Архипова, тоже ставшая педагогом, вспоминает, что когда она пришла в первый класс, её первой учительнице было около сорока пяти лет. Детям взрослые в таком возрасте всегда видятся уже практически старичками, но Анна Фёдоровна им представлялась самой молодой, красивой, с большими карими глазами, всегда очень опрятной и аккуратной. За четыре года начальной школы не было ничего, что могло бы омрачить первую школьную пору.

– Частенько вспоминаются её уроки на природе в солнечные осенние денёчки. Про мальчишек не помню, а мы с подружкой Леной Петренко были очень примерные девочки и не было ни одного случая, чтобы нас наказывали. Мы всегда ответственно и с удовольствием выполняли поручения Анны Фёдоровны, хорошо учились, принимали участие в концертах, во всех классных делах, и она нас любила, мы это чувствовали. Поэтому фраза «учительница первая моя» у меня всегда вызывает добрые и светлые воспоминания об Анне Фёдоровне.

 

РЕКЛАМА

Еще статьи

На детской площадке в д. Озерки  было установлено дополнительное  игровое оборудование

Местные инициативы

Угловское городское поселение использует все доступные возможности для благоустройства территорий во благо своих жителей...

Без хлеба сыт не будешь

Эту простую истину Андрей Политыкин осознал лет десять назад и вернулся из Северной столицы на малую родину в Боровёнку возрождать хлебопекарное производство.

Цыплят по осени считают

До конца года ещё далеко, но земледельцы в Батецком округе уже завершают полевой сезон, да и животноводы примериваются к годовому результату.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА