В 1925 году далеко от наших мест, на берегу крупного водохранилища в селе Кичигино Челябинской области, родилась Анна Фёдоровна Малиновская. А когда выросла, то стала учителем. И дальнейшая её судьба связана уже с нашим краем.
Родители её были тружениками, работали в колхозе, имели свой небольшой надел земли. В семье росло трое детей: старшая дочь и два сына. Дедушка Ани после смерти брата взял в семью на воспитание десятилетнего племянника. Когда Ане было шесть лет, всю их семью выслали в Пермскую область, как кулаков, из-за клочка земли и сохи, да ещё власти обвинили семью в том, что использовали труд «наёмного работника», хотя приёмный брат жил наравне с другими детьми.
На Северном Урале требовалась рабочая сила для добычи недавно обнаруженных больших залежей каменного угля. Житьё там было трудное, голодное и холодное. Народу с расширением разработок прибыло много, построили три двухэтажных кирпичных дома, в одном из которых и получила Анина семья из пяти человек комнату в 16 метров. Здесь и прихожая, и кухня с печкой, и спальня. В таких условиях они прожили четырнадцать лет. Там же Аня пошла в школу и прекрасно её окончила, все девчонки очень завидовали, что ей легко учёба давалась. Поступать решила в педагогический по совету соседа, который там уже учился.
Время было военное, и Калининский пединститут как раз эвакуировали в Соликамск, туда-то она и пошла на двухгодичный курс, где готовили учителей 5–7-х классов. Распределялись выпускницы в Читу, Пермскую область и было три места в Ленинград, куда и направила комиссия за отличную учёбу Анну и двух её однокурсниц. Прибыли в разрушенный Ленинград, но там работать было негде, предложили на выбор в Подпорожье или Малую Вишеру. Но и в Вишере вакансий не оказалось. После очередного выбора – Любытино или Морконницы Анна согласилась на деревню: уж так расписал все прелести своих Морконниц директор тамошней школы, который как раз в тот день был в городе.
В этой древнейшей и живописнейшей деревне работали в ту пору лесопильный и мукомольный заводы, хлебная и мануфактурная торговля, почта, сельсовет и школа. Но дорог не было, приходилось от Веребья добираться тридцать с лишним километров где на лошади, где пешком. Обещанной директором квартиры в двухэтажном доме не оказалось, её подселили в дом к одинокой старушке. Ещё шла война, питались в складчину с хозяйкой: у той овощи с огорода, у Ани паёк, понемногу покупали зерно, мололи его, пекли хлеб, так и жили. В саму деревню немцев не допустили, но вокруг шли жесточайшие бои, взрывались снаряды. Школа была большая, детей из близлежащих деревень ходило много, классы были по тридцать и больше человек. Молодая учительница стала вести уроки русского языка и литературы. Вдобавок директор назначил её завучем.
С будущим мужем Анна познакомилась там же. Леонид Малиновский учился в Военмехе в Ленинграде, успел окончить три курса, но началась война, и он ушёл защищать родину. Служил под Ленинградом. Как-то их отряд отправили в разведку, и он попал в плен, где находился долгих пять лет. Мать его уже не чаяла живым увидеть, столько лет, и ни одной весточки, считали пропавшим без вести. Но Леонид выжил, и когда он вернулся в родную деревню, эта весть облетела сразу всех. А пока шёл до дома, в соседних деревнях ему все уши прожужжали о новой молодой и очень красивой учительнице. Он сразу же решил познакомиться и заглянул, якобы по делу, к Дарье Михайловне, у которой жила Анна. Второй раз встретились 13 сентября, когда Аня отмечала в узком кругу свой день рождения. После этого они стали дружить. Почти всё мужское население в деревне объяснялось девушке в любви, а ей приглянулся будущий коллега Леонид. Только что вернувшегося домой бойца директор сагитировал в школу учителем математики и физики. Парень, конечно же, согласился, лишь бы быть поближе к объекту обожания, но чтобы довести дело до загса, ему пришлось очень долго ухаживать за Анной и ждать её согласия.
Леонид окончил Покровский пединститут и стал преподавать. Он был очень компанейским, деятельным, весёлым и энергичным человеком, играл на многих музыкальных инструментах (гитара, домра, мандолина и др.). Ученики к нему быстро привыкли и полюбили, он был доброжелательным, никогда никого не обижал, всегда дружил с юмором. Сколько в школу ни приезжало разных комиссий, всем и всегда очень нравились уроки этой молодой пары, которая расшевелила и разнообразила размеренную деревенскую жизнь. Малиновские постоянно что-то придумывали, проводили концерты, был создан свой хор, ставили спектакли.
В драматический кружок ходили не только школьники, но и взрослые односельчане. Когда, бывало, у Малиновских болели дети, то все репетиции плавно перемещались к ним домой. Сценарии разрабатывали сами, да такие, что их материалы потом использовали в методичках и распространяли по всему району. Особенно много ставили Островского (отрывки из пьес «Гроза», «Бедность не порок», «Светит, да не греет» и др.). Все костюмы шила Анина свекровь, она была модистка. Хоть пышные платья и были из марли, но выглядели великолепно. А декорации – это целые картины, просто загляденье. Случались и курьёзы. В спектакле «Светит, да не греет» Анна играла барыню, а маленький сынок узнал её и как закричит на весь зал: «Мама, мама, это ты там?». А ему: «Перестань, тише, это барыня». Пока семья Малиновских там жила, клуб был всегда полон.
Спустя пятнадцать лет Леониду Фёдоровичу предложили работу в Малой Вишере, а для Анны Фёдоровны по её предметам места не нашлось, но руководство отдела образования, лишь бы заполучить в город физика и математика, пообещало что-нибудь обязательно найти и ей. Пришлось распрощаться с деревней, Малиновские переехали в город и стали работать в первой школе, Леонид Фёдорович по своей специализации, а супруга в сборном третьем «в» из двух перегруженных «а» и «б» классов, как сказали – временно.
По окончании учебного года фотография Малиновской уже висела на доске почёта. Шла подготовка к следующему учебному сезону, и оказалось, что Анне Фёдоровне придётся снова работать в начальной школе и принимать первоклашек. Желающих пойти в класс к новому педагогу набралось более 50 человек, пришлось Анне Фёдоровне ходить по домам и уговаривать тех, кто живёт ближе ко второй школе, перевестись туда, некоторых удалось уговорить. Наступило первое сентября, потом ещё одно первое сентября, и ещё, и ещё, а Малиновская так и продолжала работать в начальной школе. Вот уж точно – нет ничего более постоянного, чем временное.
Какое-то время работала на улице 3 КДО, в «маленькой школе на горке», как её называли, а последние годы перед уходом на пенсию Анна Фёдоровна учила ребятишек во второй школе. Но где бы она ни работала, дети любили и слушались свою учительницу, и она отвечала им тем же, всегда была честной, справедливой и делу своему отдавала все силы. Много времени посвящала ученикам помимо уроков: проводила конкурсы, готовились к разным мероприятиям, ходили в лес собирать растения для гербария, даже на лодках плавали в Новгород, правда, не всем классом сразу. Когда её ребята переходили в пятый класс, они были нарасхват, потому что росли воспитанными, грамотными и даже все как один красиво писали. Анна Фёдоровна очень терпеливый человек, большая труженица, в её руках всё кипело – вязать ли возьмётся, печь ли пироги, торты делать. Везде поспевала – в школе, дома, на огороде.
Как говорит сама Анна Фёдоровна, в Морконницах у неё прошли самые счастливые и интересные пятнадцать лет её жизни. Там она вышла замуж, родились их дети, не все живы, но главная материнская гордость сейчас – замечательный сын Владимир.
У Малиновских дом всегда был гостеприимным, часто отмечали с друзьями праздники, а ученики навещают свою учительницу до сих пор и считают её своим родным и близким человеком. Анна Фёдоровна такой человек, что может объединять вокруг себя людей совершенно разных возрастов и профессий, и все чувствуют себя уютно, комфортно и по-домашнему. Поэтому к ней всегда тянутся люди, кто за советом, кто просто повидать и пообщаться. Её всегда уважали, ценили коллеги и родители, а про учеников и говорить больше нечего – они просто её любили.
Её бывшая ученица Елена Архипова, тоже ставшая педагогом, вспоминает, что когда она пришла в первый класс, её первой учительнице было около сорока пяти лет. Детям взрослые в таком возрасте всегда видятся уже практически старичками, но Анна Фёдоровна им представлялась самой молодой, красивой, с большими карими глазами, всегда очень опрятной и аккуратной. За четыре года начальной школы не было ничего, что могло бы омрачить первую школьную пору.
– Частенько вспоминаются её уроки на природе в солнечные осенние денёчки. Про мальчишек не помню, а мы с подружкой Леной Петренко были очень примерные девочки и не было ни одного случая, чтобы нас наказывали. Мы всегда ответственно и с удовольствием выполняли поручения Анны Фёдоровны, хорошо учились, принимали участие в концертах, во всех классных делах, и она нас любила, мы это чувствовали. Поэтому фраза «учительница первая моя» у меня всегда вызывает добрые и светлые воспоминания об Анне Фёдоровне.