В современном мире слово «почта» все чаще ассоциируется с электронным сервисом, и как-то забывается, что с давних времен для доставки корреспонденции существует профессия почтальона.
Правда, письма на бумаге и поздравительные открытки в последнее время люди пишут друг другу все реже: куда быстрее поговорить по телефону или отправить сообщение в социальной сети. Да и новости все чаще читают не в газетах, а в Интернете. Но у почтальона, особенно в сельской местности, работы хватает.
Об этом может рассказать почтальон 3 класса сельского отделения почтовой связи Юрьево Старорусского почтамта УФПС Новгородской области АО «Почта России» Надежда Мозилова. Ее клиенты — люди пожилого возраста, ожидающие не только пенсии, но и общения. А ещё те, кто воспитан в советское время и не представляет жизни без свежей классической прессы — газет и журналов.
Не приезжая, своя
Эти слова как нельзя лучше характеризуют ее жизнь. Выросла, живет и работает в д. Юрьево. Знает всех односельчан, помнит многих, кто ушел в мир иной, но от знакомства с ними остались самые теплые воспоминания. «Конечно, когда начинала работать почтальоном, в обслуживаемых деревнях было намного больше населения, а значит и тех, кому доставляла газеты, носила пенсии, — рассказывает Надежда Алексеевна. — В Слободе — 15 человек, а теперь двое, в Пустобородове — 10, а сейчас никого. Молодежи мало остается в сельской местности, а деревни пополняются разве что дачниками. В общей сложности сейчас обслуживаю около 100 домов, но план по подписке на районную газету всегда выполняю».
Это один из показателей эффективной и добросовестной работы почтальона, за что в этом году к профессиональному празднику ей вручено Благодарственное письмо главы района.
Перекличка
Её трудовой стаж в почтовой службе перевалил за второй десяток. В далеком 1999 году в отделении связи деревни Юрьево одна из почтальонов уходила на пенсию, заменить ее предложили Надежде Мозиловой. «Попробуй», — сказали. Попробовала и прикипела душой. Конечно, и большого выбора работы в деревне нет, но и оставить без корреспонденции своих подписчиков она уже не может. Хотя и закрадывалась мысль уволиться. Да и нет особенно желающих на ее должность: профессия — не престижная, зарплата — не завидная, а потопать по сельским дорогам в жару и в непогоду приходится не один километр. Например, деревня Слобода находится в семи километрах от почтового отделения. Преодолевать это расстояние надо в любое время года, поэтому основная обувь — резиновые сапоги. Они спасут и дождливым летом, и в осеннюю слякоть, и в зимнюю оттепель, и в весеннюю распутицу. Ведь путь ее в большинстве своем проходит по проселочным дорогам и лесным тропинкам. Приходится опасаться собак, которых хозяева отпускают с привязи порезвиться и побегать. И даже лесных зверей. «Например, до Слободы приходится часть пути идти лесом, — рассказывает почтальон. — Лесом — страшновато. Говорят, что здесь ходит медведь».
Однако у профессии есть и плюсы — это встречи с замечательными односельчанами, активными и преданными подписчиками, которым почтальон благодарна от всей души. «У меня есть постоянные адресаты, выписывающие не одно-два издания, а по три-четыре и даже шесть, и обязательно — районную газету, — говорит Надежда Алексеевна. — Это Вера Михайловна Сергеева, Нина Петровна Румянцева, Нина Герасимовна Александрова, Людмила Николаевна Максимова, Галина Юрьевна Петрова, Наталья Николаевна Кузьмина, Анатолий Алексеевич Александров, Маргарита Николаевна Ганичева. Они интересуются не только событиями, происходящими в нашем районе и в стране, но и с удовольствием читают полезные советы для дома, для дачи, журналы, рассказывающие о деревенской жизни. И даже советуют односельчанам и мне почитать тот или иной журнал. Причем выписывают издания не только для себя, но и для внуков. Сейчас просто замечательные, познавательные и красочные журналы издают для детей. Сама, помимо газет, выписываю для внуков, которые приезжают летом, три журнала. Внуки знают, что их бабушка — почтальон. Не раз вместе со мной ходили на работу: если почтовый ящик находится невысоко — с удовольствием раскладывают газеты и журналы.
К сожалению, молодые семьи на моем участке практически ничего не выписывают: сами не читают газеты и журналы и детей к этому не приобщают».
Не избалованы вниманием
Сейчас сельский почтальон разносит корреспонденцию два раза в неделю. Вместе с газетами и журналами в ее сумке лежат квитанции на оплату коммунальных услуг — за электричество, вывоз твердых бытовых отходов, социальный найм, которые она также доставляет до адресатов. Оплатить их можно в почтовом отделении Юрьево, куда специалист из Старой Руссы приезжает в понедельник и в среду. Если же пожилому человеку из соседней деревни трудно или некогда преодолеть это расстояние, передают деньги через почтальона, и Надежда Алексеевна никому не отказывает.
Сколько километров за эти годы она прошла по деревенским улицам и дорогам — трудно сосчитать. Правда, однажды АО «Почта России», чтобы облегчить труд сельских почтальонов, закупило велосипеды. Получила такое средство передвижения и юрьевский почтальон. На велосипеде расстояния преодолевались значительно быстрее и легче, но послужил он недолго. В настоящее время «железный конь» требует ремонта, надо заменить и камеру для колеса, на что почтовые чиновники отказываются выделить средства. «Не избалованы сельские почтальоны вниманием, — сетует женщина. — Даже профессиональный праздник прошел обыденно, незаметно, словно «мимо нас».
Но такие «мелочи» в работе не должны повлиять на ее качество. И снова Надежда Алексеевна идет с корреспонденцией пешком. «В Юрьеве живут замечательные цветоводы и садоводы, — говорит она. — Иду и любуюсь цветниками. Сама с удовольствием развожу лилии. У меня — их несколько сортов, а когда все цветут, то никто из односельчан и гостей деревни не проходит мимо: остановятся, пофотографируют. А какая красивая весной улица Совхозная! На одной ее части всегда буйно цветет сирень, наполняя всю округу своим ароматом».
Ждут ее в каждом доме. Выходят за калитку встречать, чтобы пообщаться, поговорить о здоровье, поделиться новостями. Поэтому просто положить газеты и журналы в почтовый ящик получается не всегда.
«Раньше, как начну разносить почту, так с каждым «за жизнь» поговорю: кто-то предложит посидеть и передохнуть, понимая, какой неблизкий путь проделала; кто-то настойчиво приглашает на чай, что даже отказаться не удобно, — вспоминает почтальон. — Если бабушка живет одна, то она рада каждому собеседнику. Да и люди пожилые такие приветливые, добросердечные, душевные. Порой иду по берегу реки в деревню Анухино (трава раньше вся выкашивалась, и любой тропинкой можно было пройти) и вижу — дядя Коля Жуков носит воду в баню. Ноги у него больные, потому носит по полведра. Снимаю сумку почтовую, беру у него ведро и принесу столько воды, сколько надо. Всегда старалась помочь пожилым людям, никому не отказывала, если о чем-то просили. Меня воспитывали бабушка и отец, с малолетства приучили к труду, поэтому все умею.
Когда в нашем почтовом отделении продавали продукты и товары первой необходимости, вместе с корреспонденцией носила их по деревням: что ни закажут — всё принесу.
А сколько раньше доставляла писем и поздравительных открыток! Как приятно было приносить эти добрые вести! Да и односельчане покупали у меня конверты, открытки: на их реализацию ведь тоже доводится план. Теперь, если и несу письмо, то чаще всего казенное — из суда или от приставов. Не пишут теперь письма, да и посылок отправляют все реже. Но зато молодежь активно пользуется услугами компаний, которые по заказам присылают товары почтой. Придут такие покупки, извещения на них несу адресатам».
Болит душа
Надежду Алексеевну нельзя упрекнуть в равнодушии: за все переживает. И за то, что все меньше молодежи остается на селе, а пожилые умирают, значит и подписчиков не прибавляется.
Беспокоит и экологическое состояние родных мест: как грибы «растут» свалки на обочинах дорог и в лесу. «Не доезжая до деревни Анухино, есть красивое местечко, там одни сосенки растут, — рассказывает она. — Раньше здесь много земляники собирали. Теперь на этом месте свалка: несут и везут туда все, что хотят.
По дороге до деревни Федорково на обочинах тот тут, то там тоже свалки или одиночные пакеты с мусором регулярно появляются. Не понимаю таких людей, кто не умеет и не хочет беречь красоту природы, не уважает тех, кто живет рядом. Уверена, что это делают не односельчане. Зачем? Теперь у нас каждую четвертую субботу месяца регулярно забирается мусор: заключили договора на вывоз твердых бытовых отходов, выставляем пакеты к определенному времени, и специальная машина их забирает. А вот как выявить этих недобросовестных людей и призвать к ответу — тоже не знаем, но и мириться с таким положением дел не хотим. Недавно была в Поддорском районе и порадовалась за его жителей: по дороге не увидела ни одного пакета с мусором, ни одной свалки. Не знаю, как они этого добиваются, или люди там живут другие?
Не могу равнодушно пройти и мимо бездомных животных. Увидела пораненного голубя — выхаживаю. Повстречала брошенного котенка — не могу ему не помочь. Так в моем хозяйстве появились 7 котов. Теперь их не узнать: стали откормленные и холеные».
В подтверждение этих слов коты и маленькие котята безмятежно грелись на солнце: неизвестно, какая бы судьба была им уготована, если бы не Надежда Алексеевна. Они это понимают и преданы хозяйке: когда бы она ни пришла с работы — встречают на крыльце дома.
Светлана НИКОЛАЕВА
Фото автора