Перспективы системы образования района
Через несколько дней отмечают свой праздник люди благородной, важной и трудной профессии — учителя. Ведь они, обучая и воспитывая детей, по сути, формируют наше будущее. Будут поздравления, цветы, добрые слова, а потом — обычные трудовые будни. О них и шёл наш разговор с председателем комитета образования администрации района Еленой Волковой.
— Прошлый учебный год заканчивался с поправкой на covid-19, в режиме дистанционного обучения. Каковы его уроки?
— Первый и, пожалуй, самый главный — необходимо быть готовыми использовать разные формы преподавания. Ещё год назад лишь единицы педагогов изредка проводили занятия удалённо. Это был, скорее, своего рода образовательный эксперимент, нежели повседневная практика. Но случилась непредвиденная ситуация, из-за которой, хочешь не хочешь, всем пришлось кардинально меняться.
Безусловно, было сложно организационно, технически, психологически. Однако с течением времени процесс, в принципе, упорядочился, были выбраны оптимальные варианты взаимодействия педагогов и детей, обучение продолжилось.
Сейчас всё вернулось на круги своя, школы работают в обычном режиме. Но полученный опыт надо обязательно использовать, чтобы дистанционное обучение стало привычным способом — современным, удобным, результативным.
— Можно сказать, что как раз сейчас итоги дистанционного обучения подводятся Всероссийскими проверочными работами. Что показали оценки?
— Их пока нет. Но, по мнению многих учащихся, задания оказались не столь сложными, с ними можно было справиться. Наверное, это всё-таки говорит о неплохом уровне знаний, полученных в необычных условиях. Да, есть над чем работать, но в среднем, думаю, оценки будут удовлетворительными.
Хотя, безусловно, для полноценного обучения, особенно при изучении нового материала, необходим непосредственный контакт. Есть моменты, когда учитель обязательно должен быть рядом с детьми. И сейчас мы анализируем работу в конце прошлого учебного года, редактируем программы, вносим в них коррективы с учётом всех этих нюансов.
Вместе с тем свои выводы необходимо сделать и родителям. Ведь при дистанционном обучении технические проблемы, в конце концов, можно решить, разобраться с компьютером, подключиться к программам. Но если дети не умеют организовывать личное время, ленятся выполнять задания, то возможны проблемы. Следовательно, мамы и папы должны им прививать такие качества, как самостоятельность, ответственность, трудолюбие, настойчивость.
— Коронавирус отменил несколько обязательных мероприятий в школах, в частности — ЕГЭ, который сдавали только те, кто намеривался поступать в вузы. Они успешно прошли испытание?
— Аттестат о среднем общем образовании получили 75 выпускников, 10 из них вручены медали «За особые успехи в учении». Что же касается непосредственно экзаменов, то ЕГЭ по русскому языку писали 53 выпускника. Средний балл по району — 73; причём три выпускника средней школы № 1 г. Окуловка набрали по 94 балла.
ЕГЭ по профильной математике сдавали 29 выпускников. Средний балл по району — 60; а лучший результат — 92 балла — у выпускника городской школы № 3. 100 баллов по результатам ЕГЭ по информатике и ИКТ получил выпускник СШ № 1.
Обобщая, следует отметить, что результаты по профильной математике, русскому языку, английскому языку, информатике и ИКТ, обществознанию выше, чем у выпускников прошлого года. Баллы по физике, химии, истории, литературе, биологии — ниже.
— Значимым показателем качества образования является участие в предметных олимпиадах. Удалось нашим детям проявить себя?
— С сентября по февраль обучающиеся 5–11 классов принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников общеобразовательных организаций. На школьном уровне в олимпиаде по разным предметам приняли участие 676 обучающихся, 297 — получили дипломы победителей и призеров. В муниципальном этапе олимпиады продолжили участие 234 обучающихся, победителями и призерами стали 68 человек. Отборочный тур для участия в региональном этапе олимпиады прошли 17 обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций по 9 олимпиадам.
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией, обучающиеся района активно принимали участие в конкурсном движении. Они успешно выступили на региональном уровне, например, на областном фестивале иностранных языков «Дружба», в конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество», на областном детском экологическом фестивале «Зеленая планета», областном фестивале детского и юношеского творчества «Новгородские дарования», на 55 спартакиаде обучающихся Новгородской области.
В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» одной из первостепенных задач ставится развитие детско-юношеского технического творчества и увеличение числа детей, вовлеченных в программы научно-технического и инженерного творчества.
— Но ведь для этого необходимо современное оборудование...
— В рамках национального проекта «Образование» для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в школах, расположенных в сельской местности и малых городах, создаются центры «Точка роста». Во вторник, 29 сентября, такие центры открылись и у нас в районе: в средних школах п. Угловка и п. Котово. На общую сумму 2 956 676,54 рублей закуплено оборудование и мебель для кабинета информатики, технологии, ОБЖ, создана шахматная гостиная и др.
По информации регионального министерства образования, в 2020 году в данном проекте участвует 19 муниципальных районов, будут созданы центры «Точка роста» в 42 школах области.
В рамках реализации проекта «Образование» в пяти школах района — городские средние школы № 2 и № 3, средние школы п. Кулотино и п. Боровёнка, д. Боровно — внедряется целевая модель цифровой образовательной среды, на общую сумму 11 444 167,6 рублей приобретены средства вычислительной техники, программное обеспечение и презентационное оборудование. Это ноутбуки для учеников и педагогов, многофункциональные устройства, демонстрационное оборудование.
В прошлом году в данном проекте участвовала средняя школа № 1 г. Окуловка. Было выделено 2119,12 тысячи рублей.
— Однако не менее важны и условия, в которых дети занимаются. Елена Михайловна, расскажите, каковы они в школах и детских садах района?
— Капитально отремонтированы средняя школа № 1 и детский сад № 8. Финансовые вложения составили более 50 млн рублей. Это был достаточно сложный процесс, но усилия того стоили.
В 2020 году реализуются мероприятия по благоустройству зданий муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации. Так, на ремонт средней школы п. Боровёнка выделено более 1 млн рублей, в том числе 230 тыс. рублей — из областного бюджета.
Впервые целенаправленно выделяются средства на благоустройство игровых площадок образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования. В частности, детский сад № 5 г. Окуловка и МАОУ «Средняя школа п. Котово» получат на эти цели 500 000 рублей. В рамках регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», на проведение ремонтных работ школьного спортивного зала МАОУ «Средняя школа п. Кулотино» выделено 1 296 466,67 рублей.
Подводя итоги беседы, можно сказать, что работа комитета образования, педагогических коллективов направлена на решение главной задачи — обеспечение доступности качественных образовательных услуг. И на этом пути в преддверии нашего профессионального праздника желаю всем своим коллегам успехов, терпения, благодарных учеников, здоровья, понимания, добра. Спасибо всем за работу!
Подготовила
Ирина Круглова
Фото автора
В районе функционируют 16 организаций, подведомственных комитету образования:
— 8 общеобразовательных организаций с 2 филиалами;
— 7 дошкольных образовательных организаций с 4 филиалами;
— Дом молодёжи.
В общеобразовательных организациях 2624 обучающихся, в дошкольных образовательных организациях — 1261 воспитанник.
В системе образования работают: в школах — 173 педагогических работника, в детских садах — 121.