45 лет Валентина Михайловна Маршева посвятила образованию.
Так редко бываю в школе, особенно в последнее время. Поэтому, наверно, наша Шимская показалась мне чем-то вроде храма или музея, или терминала. Красиво, светло и всё сверкает чистотой. Не классы, а кабинеты, не коридоры, а рекреации. Наша школа была гораздо скромнее. Гораздо!
Помнятся дежурства по классам — стулья на парты вверх ногами, швабры в руки и пошёл...Современные ученики и представить себе не могут, как мы жили в школе. Жили, потому что проводили там большую часть времени, часто кого-то и после уроков оставляли — это было сущее наказание. А обеды! Суп с совхозной говядиной — бррр — есть заставляли. А вот серые толстые макароны со сливочным маслом из большой алюминиевой кастрюли, больше похожей на бачок, в котором мать кипятила бельё, — это была вкуснятина: «Мам, свари так, как в школе». На третье — компот из фруктов со школьного сада. А бывало и оладушек нажарят, пышных, отдающих содой, но вкусных. Осенние балы, театральные спектакли... Душа рвётся назад, в детство — далёкое и счастливое. Интересно, а какие у теперешних школьников ощущения там, в груди, при каждой новой встрече со школой после каникул?
Кто не помнит своих учителей? Все помнят: и отличники, и двоечники. Учителя для нас были и остаются людьми почитаемыми, родными, почти святыми. Мы, поколение, которое и само уже в возрасте много старше среднего, до сих пор по-детски трепетно к ним относимся. До сих пор бывает неловко перед ними, когда поступаешь неправильно, делаешь ошибки или просто ведёшь себя глупо или нелепо. Даже перед мамой не бывает так стыдно, как перед учителем, особенно любимым. Он ведь так старался на протяжении долгих школьных лет вложить в тебя не только прочные знания, но и лучшие человеческие качества, и ты вроде подавал надежды, а тут...
Многих наших первых учителей давно нет в живых, кому-то уже за восемьдесят, самым молодым — за семьдесят. Странное чувство овладевает, когда понимаешь: тебе шестьдесят, а учителю — семьдесят три или семьдесят пять. Теперь эти десять-пятнадцать лет кажутся не такой большой возрастной разницей между вами. Раньше она была гораздо ощутимее.
Валентина Михайловна Маршева в 1975 году пришла в Шимскую школу преподавать физику. Между прочим, самый не любимый мною предмет. Потому что трудный. Но сложность какой-то науки никак не сказывалась на отношении к тому, кто предмет преподаёт. Математики и физики запоминаются даже лучше — они строже, им положено.
И вот, уже сорок пять лет Маршева учит детей своей трудной, точной науке. Двадцать два из них, правда, она занимала должность директора школы. Тяжёлая это ноша, наверное.
Ребята в классе такие разные: серьёзные и смешливые, ленивые и старательные — напоминают нас в школьные годы. И показалось мне, что они так же, как мы, с обожанием смотрят на учительницу.
Многое изменилось в школе: появились новые технологии и дети стали «высокотехнологичными», но законы физики, тем не менее, не изменились.
По данным комитета образования, в трёх школах района сегодня трудятся 83 учителя. И только семеро из них — в возрасте до 30 лет. Даже по программе «Земский учитель» в район прибыл далеко не молодой специалист, но и ему рады... Молодёжь в сельские школы не торопится — высоки современные требования. И ведь не упрекнёшь их... Вот и работает до сих пор Валентина Михайловна, как назвала её директор школы Елена Геннадьевна Конькова, — «наша палочка-выручалочка». Скромная, милая женщина с чисто учительской внешностью и добрыми, немного усталыми глазами.
Накануне профессионального праздника, который отмечается 5 октября, хочется пожелать тем немногим молодым учителям, чтобы ученики помнили и любили их так же, как мы своих. Желаем всем-всем людям, дающим детям знания, всем 83-м учителям района хорошего здоровья, отличного настроения, благодарных учеников и долгих лет жизни! Вы нам нужны, как тепло и свет, ибо нет на земле ничего такого, что могло бы для подрастающего поколения быть важнее знаний.
Настя БЕРГ
Фото автора