В этом году прекрасному и замечательному человеку, жительнице посёлка Любытино Надежде Тимофеевне ГРИГОРЬЕВОЙ исполняется 85 лет.
Она родилась в деревне Сычёво. В маленькой деревушке жизнь шла размеренно и спокойно. Люди работали на полях, выращивали урожай.
Семья Надежды Тимофеевны была бедная, её детство выдалось голодным. Головки, дудки, кислинки считались чуть ли не лакомством. О войне осталось мало воспоминаний: когда она началась, Наде было всего-то пять лет. Помнит только, что время было страшное и тяжелое, постоянно хотелось есть. Одежды хорошей в ту пору не найти было, а что и носилось, то и одеждой назвать нельзя.
В школе проучилась недолго, всего три года. В 4-й класс не пошла – девочку отдали «в няньки» к чужим людям. В няньках проработала она в трех разных семьях: в п. Зарубино, п. Комарово и в совхозе «Воля». Присматривала за детьми, выполняла любую работу по дому. В «Воле», после того как в пожаре погибли дети семьи, в которой она была нянькой, осталась работать дальше.
Надежду Тимофеевну не сбрасывали со счетов: хоть и худущая была, брали работать вовсюда. Трудилась наравне с мужчинами – пасла лошадей. Одна лошадь кусалась, никого к себе не подпускала, а ее подпустила. Вот и работала на ней.
Потом в Ярцево перебралась. Электричества не было, делали все вручную: и коров доили, и сено заготавливали, и даже пасли по очереди. Об отдыхе можно было только мечтать.
Работала Надежда везде, куда брали. Не раскидывалась, не выбирала. В Великушах вышла замуж, родила двоих детей.
В семидесятые годы семья переехала в Любытино. Стали дом обживать. И вроде бы жизнь начала налаживаться: дети в школе, сами на работе, денег немного, но хватало. И думать не думали о плохом. А горе и здесь нашло. Муж с детьми не своей смертью умерли – погибли.
Надежда Тимофеевна с горем справилась, стала жить дальше. Снова работала почти без выходных, и так до самой пенсии. Только сейчас «белый свет» смогла увидеть. И то без дела не сидит. А дел много, особенно летом. Огород посадить и выкопать хоть и помогают то соседи, то родственники, но чаще своими силами обходится.
Пенсия небольшая – стаж записан не весь, но великая труженица не расстраивается. На необходимые нужды хватает и даже остается немного.
Родственники приезжают, проведывают, помогают, в больницу возят. С собой часто зовут, но Надежда Тимофеевна не едет. Хотела бы, да не может дом бросить, что ей отец срубил; было бы по-другому, может и уехала бы. И Любытино стало уже родным поселком, который не хочется покидать. Здесь же все своё, нажитое непосильным трудом, как же с этим можно расстаться?
Надежда Тимофеевна прошла через многое, повидала немало горя. Диву даешься, насколько сильна духом эта маленькая скромная женщина! И таких людей – с сильным внутренним стержнем, прошедших через военное лихолетье, тяжелые послевоенные годы и собственное горе, но остающихся добрыми и любящими, очень много. К таким людям я чувствую огромное уважение и восхищаюсь ими. Что бы ни вставало на их пути, они преодолевают всё и продолжают жить дальше.
Дай Бог вам, уважаемая Надежда Тимофеевна, крепкого здоровья и ещё долгих лет жизни! Спасибо за то, что вы есть.
Оксана СЕМЁНОВА
Фото автора