В последнее воскресенье октября свой праздник, День автомобилиста, отмечают все, кто посвятил себя этой серьёзной профессии.
Одним из самых опытных и преданных своему делу водителей в нашем районе является Вячеслав Дружинин. С этим утверждением сложно поспорить: ведь за рулём Вячеслав Викторович — с 1979 года!
Его жизнь могла бы сложиться по иному сценарию, поскольку изначально Вячеслав выбрал профессию слесаря-электромонтажника. Объясняет свой выбор так: «Интерес был к этому делу, да и уже в школе разбирался в электротехнике».
Однако не меньше интересовался и другими техническими направлениями. В детстве сам собрал из запчастей велосипед, на котором потом долго ездил. Родители, видя тягу к технике, купили ему мопед, затем — мотоцикл.
— Мотоцикл был хороший, — улыбается Вячеслав Викторович, — «Восход 3М» с электронным зажиганием. Цвет редкий — тёмно-бордовый. Этим он отличался от таких же моделей, на которых ездили мои сверстники.
В 1976 году Вячеслав поехал в Крестцы, поступил в ПТУ на электромонтажника. Учился в качестве стипендиата ПМК «Новгородсельхозмаш», её возглавлял Иван Кричкевский. По окончании училища начал трудовую деятельность в этой организации. Работал электриком и одновременно учился в автотранспортном предприятии на водителя. В 1979 году получил водительское удостоверение, и руководство ПМК выделило ему автомобиль ГАЗ‑51 («летучку»), на нём Вячеслав стал возить бригаду электромонтажников по всему району.
— Мы отвечали за электрооборудование ферм, сельскохозяйственных комплексов, — вспоминает он, — в основном демонтировали старые проводку, оборудование и потом ставили вместо них новые. Считаю учителем, наставником бригадира Станислава Миракова, который отлично разбирался в своём деле, показывал коллегам достойный пример в работе. Ну и молодых специалистов учил профессии.
Пришлось посидеть за рулём Вячеславу и в армии. Служил в Казахстане водителем хозяйственного взвода сапёрного батальона. Признаётся, что объехал территорию всей этой советской республики. Дважды (невиданное везение!) направлялся на уборку зерновых на целинные земли в северном Казахстане. До сих пор помнит степные лагеря и массовую переброску техники к местам сбора урожая. Пришлось участвовать и в армейских учениях. В общем, на территории своей войсковой части редко находился.
В 1981 году уже опытный шофёр вернулся в родной город и родную ПМК. Отработал там года два-три. Затем перешёл в «Сельхозтехнику», возил на КамАЗе торф и гравий. В 1987 году сменил грузовик «Сельхозтехники» на УАЗ‑469 совхоза «Победа». Пять лет возил по различным объектам зоотехников и ветеринаров хозяйства. Приходилось трудиться и днём, и ночью, ведь поголовье было немалым, значит, и внештатные ситуации случались довольно часто. В свободное время Вячеслав Викторович не слишком баловал себя отдыхом, в конце 80‑х — начале 90‑х держал большое подсобное хозяйство: несколько бычков и около десятка поросят.
— В 1989 году победителем районного соревнования по сдаче мяса государству стал Владимир Лушков, — рассказывает он, — а в 1990 году лучший результат оказался у меня. Как победителю соревнования мне полагался приз — автомобиль. Однако время было непростое, и автомобиль ВАЗ‑2106 я получил только спустя два года.
В начале 90‑х предприятия и организации прекращали свою деятельность одно за другим, поэтому сольчанам часто приходилось искать новые источники заработка. Так и Вячеслав Дружинин успел поработать в РСУ дорожных работ, на СТО нефтебазы, а в 2006 году его пригласил к себе начальник районного управления сельского хозяйства Николай Павлов.
— Привёл меня в гараж и показал печального вида «семёрку» (ВАЗ‑2107), сказал: «Вот наша машина. Недели две тебе хватит, чтобы её восстановить?». Я отремонтировал машину за неделю. Удивительно, но целый год отработал на ней, несмотря на неважное состояние, а ведь объездили все уголки района, — продолжает он делиться воспоминаниями.
Нужно отметить, что до работы в администрации перед Вячеславом Викторовичем встал выбор: стать дальнобойщиком, ездить в командировки, зарабатывать хорошие деньги или трудиться за небольшую (в то время — шесть тысяч!) зарплату, но быть рядом с близкими. Он выбрал второй вариант и до сих пор не жалеет об этом. Хотя среди особенностей новой работы было следующее условие: водитель и его автомобиль должны быть готовы во всякое время к любой, самой сложной и дальней поездке.
Когда управлению сельского хозяйства выделили новую «Ниву-Шевроле», радовался не столько водитель, сколько работники отделов и комитетов администрации, ведь использовать её стали не только для села, но и других сфер жизнедеятельности.
Практически ежедневно Вячеславу Дружинину приходилось демонстрировать высочайший профессионализм. До сих пор мне не забыть о совместной с работниками администрации поездке в лагерь «Муромец» в начале 2000‑х. На дороге в деревне Заполье встретился настоящий котлован с водой. Водителя «Нивы» он не остановил. Когда машина преодолевала препятствие, за закрытыми окнами плескалась вода!
12 лет он отработал на «Ниве», полтора года назад администрация предоставила ему новый автомобиль — «Ладу-Ларгус».
— Скажите, кто занимается ремонтом автомобилей в администрации? — спросил я Вячеслава Викторовича во время нашей встречи.
— До недавнего времени это было обязанностью водителей, — пояснил он, — сейчас серьёзные поломки устраняются в автосервисе, но текущий контроль за состоянием машин и мелкий ремонт по-прежнему лежат на нас. Честно говоря, я предпочитаю всегда сам заниматься своим автомобилем, так спокойнее.
— Своё мастерство, умения передали по наследству?
— Можно сказать и так, ведь мой сын Александр работает в Солецком РЭС водителем. Отлично разбирается в технике, приобщился к этому ещё в детстве. Надеюсь, что «на ты» с автотехникой будут и мои внуки — Катя, Степан и Александр (последнему в декабре исполнится годик).
— Есть ли у вас свободное время и на что его тратите?
— Свободного времени нет. Точнее, мне жалко его тратить на отдых и бездействие. Предпочитаю заниматься домашними и полезными делами.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора