Охотничья тема как-то выпала из нашего поля зрения. Мы ещё ни разу не касались её. И, признаюсь честно, писать об этом непросто уже потому, что лично мне многие вопросы оказались не совсем понятными. Между тем немалое число жителей нашего района вовлечено в это занятие.
Сколько охотников зарегистрировано у нас и насколько, за счёт приезжих, увеличивается их число в период сезона охоты? Каким образом организован конт-роль за соблюдением правил проведения охоты, какая структура этим занимается? Чтобы разобраться во всём этом, я обратилась к государственному охотинспектору контроля и надзора по Волотовскому округу Николаю ШМАНОВУ. Помогли понять районные охотничьи отношения и сами охотники. Именно они и попросили поднять эту тему в районной газете.
А началось наше журналистское расследование со встречи с руководителем ООО «Гусиный край» Олегом ЯШИНЫМ. Как оказалось, именно здесь чаще всего возникают недоразумения между охотниками и хозяевами угодий.
Оговорюсь сразу, что Олег Яшин — не совсем хозяин, а действует от имени хозяина по доверенности. Земля «Гусиного края» находится в долгосрочной аренде у жителя Санкт-Петербурга. Официально представляет интересы данного охотничьего угодья жена Олега Яшина.
Признаюсь, меня очень смутил ответ Олега Васильевича на вопрос: «Где наши охотники могут получить разрешительный документ на охоту в «Гусином крае»?
— В Санкт-Петербурге, — не задумываясь, произнёс молодой человек.
— Где?! — наверное, во мне было больше изумления, чем удивления. — Вы хотите сказать, что наш волотовский мужчина, охотник, желая культурно провести время на природе, на своей земле, в своём родном районе, должен съездить в Санкт-Петербург за разрешением?
Не буду пересказывать весь наш диалог с Олегом. Ведь в любом деле важен результат. В данном случае мы всё же дошли до истины: путёвку или разрешение можно заказать через МФЦ — «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Волотовского муниципального района». Также получить разрешение можно в Великом Новгороде или в Городцах.
Как-то не очень поняла я из объяснений Олега Васильевича, кто может охотиться в «Гусином крае», поэтому адресовала свои вопросы Николаю Шманову, который является представителем главного федерального органа, отвечающего за количество отстрелов и сроки их проведения на территории нашего района. С ним мы и ведём разговор об охотничьих порядках в районе.
— Охотники жалуются, что не всегда можно получить разрешение на отстрел тех или других животных, птиц. Николай Семёнович, поясните, пожалуйста, нашим читателям, кто имеет право выйти на охоту в нашем районе?
— Все те, кто имеет охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, могут обратиться за получением разрешения на добычу охотресурсов. По охотничьим угодьям район делится на три части. Приблизительно одну треть территории занимает «Гусиный край», о котором мы говорили выше. Его площадь составляет 30 тысяч га.
Большую часть оставшейся территории занимают угодья общего пользования. Разрешение на охоту здесь выдаёт областной комитет, заявление туда можно оформить через МФЦ. Это общедоступные охотугодья, их площадь на сегодня почти в два раза уменьшилась и составляет чуть более 29 тысяч га.
Исполнительным директором некоммерческого предприятия ОСК (охотничий спортивный клуб) «Патриот» является Дмитрий Журавлёв из Славитина. Земля данных охотугодий, 34 тысячи га, тоже находится в долгосрочной аренде.
— Охотники хотят выходить на утку и жалуются, что не выдают путёвок на такую охоту?
— Это только в угодьях общего пользования не выдают разрешений на утку, вернее — дают по результатам учёта гнездования утки, и это получается всего 2–3 путёвки в сезон.
— И кто те счастливчики, кому они достаются?
— Кто первый успеет подать заявление.
— А почему так мало путёвок?
— Согласно пересчёту уток у нас немного. Поэтому так мало путёвок выдают. Но в «Гусином крае» и в «Патриоте» подобных проблем нет.
— Я читала ответы за несколько лет из комитета охотничьего хозяйства и рыболовства области на заявление одного из охотников. Стандартный ответ, один и тот же каждый год. Ни одна фраза не меняется, ни одна запятая не теряется. У нас что, такая стабильная ситуация с водоплавающими? Угодья «Патриота» и «Гусиного края» — рядом. Получается, что все утки к ним перелетают?!
— Нет, у них тоже уток мало.
— Николай Семёнович, до нас доходят кривотолки, что стоимость путёвки на зайца в «Гусином крае» в прошлом году составляла где-то 10–15 тысяч рублей. Разве волотовский охотник может позволить себе такую путёвку? Если он даже работает, то его зарплаты только и хватит на это разрешение. Или там всё же срабатывает принцип: «Кум, сват, брат...».
— Цену за путёвку они определяют сами. Но я считаю, что она не была такой высокой. Может, в прошлом году ситуация с АЧС не позволяла давать разрешение на охоту на зайцев, так как это могло помешать регулированию численности кабана.
P.S. Николай Шманов поспешил уточнить у Олега Яшина информацию о стоимости путёвки на зайца. Оказывается, что в этом году разрешение на отстрел зайца стоит 5 тысяч рублей. 15 тысяч стоит гостевая путёвка.
— Николай Семёнович, не секрет, что многие пахотные земли бывших совхозов зарастают лесом и кустарником, дикие животные подходят близко к деревням, иногда ходят прямо по улицам населённых пунктов. Причём еноты и лисы часто заражены бешенством, а это — прямая угроза здоровью и жизни человека. Кроме того, сельчане жалуются, что лисы таскают кур, они настолько обнаглели, что не слишком боятся людей. Стрельба в населённых пунктах запрещена. Кто может помочь сельчанам в данной ситуации?
— Проблемы с лисами есть. Года два назад лиса жила прямо в центре посёлка, гуляла по стадиону. Согласно учёту их развелось много, а вот зайцев стало мало. Спортивная и любительская охота летом на пушные виды запрещена, запрещена и стрельба в населённых пунктах. Сельчане в данной ситуации помочь могут только сами себе. Прилегающую к дому территорию необходимо содержать в надлежащем порядке: обкосить траву, убрать бурьян, старые деревья, кустарник. Любой дикий зверь боится открытой местности. А если это не поможет, то нужно сделать для кур и других птиц вольер.
Для профилактики бешенства охотопользователям два раза в год — весной и осенью — выделяется вакцина. Егеря развозят её по угодьям и выкладывают по норным участкам, по тем местам, которые наиболее часто посещают лисы и еноты. Если животное уже заражено бешенством, то при поедании вакцины оно получает дополнительную дозу и погибает, а если не заражено, то оно вакцинируется и становится безопасным.
Надо сказать, что в 2020 году в общедоступных угодьях проведено регулирование численности енотов и лис, добыто более двадцати лисиц и около сотни енотов.
— В последнее время на территории района жители населённых пунктов часто видят волков и медведей. Насколько опасны нежелательные встречи с такими хищниками?
— Любой дикий зверь, если он первым обнаружил человека, старается избежать встречи с ним и уйти незамеченным, обнаруженный врасплох также убегает и, даже будучи раненым, старается уйти. И только при назойливом преследовании и невозможности оторваться может постоять за себя.
Опасна встреча с медведицей, если она с медвежатами.
Волчица своих волчат не защищает, бросает и уходит, может перетащить их в другое логово.
О случаях нападения диких животных на человека не слышал, если только они не были спровоцированы самим человеком.
И хотя медведи появились в наших краях, первое, что нам рекомендовано делать, — это отпугивать косолапых: стрельбой вверх, другими шумовыми звуками. На отстрел медведей есть четыре разрешения: два — у Журавлёва, одного зверя там уже убили; одно разрешение — у нас, в общедоступных угодьях, и одно — в «Гусином крае».
— Согласно вашему учёту сколько медведей водится на территории района?
— В нынешнем году мы проводим контрольный учёт медведей, это делается по всей области. Результат мы озвучим только после Нового года.
— Николай Семёнович, вот я читаю о фактах добычи волков на территории Новгородской области. Согласно данной информации отстрел волка вписывают всем охотникам, кто имеет разрешение на добычу лося, кабана, медведя. Более того, постановлением правительства региона от 12 мая 2020 года утверждён порядок выплаты денежного вознаграждения за уничтожение волков на территории Новгородской области. Как вы планируете бороться с набегами серых разбойников?
— Как только выпадет снег, будем с охотниками организованно выходить, делать облавы. Но надо понимать, что выплаты получат охотники за добычу волка только в угодьях общего пользования.
— А если зима будет, как в прошлом году, без снега?
— Без снега нам их не поймать. Волк — зверь хитрый, коварный. По закону ядом их травить запрещено. Только наличие снежного покрова даёт нам возможность результативно бороться с волками. В 2018 и 2019 годах мы добыли по шесть особей, а вот зимой 20-го года снега не было и добычи тоже.
Добавим, что в 2021 году в России вступят в силу новые правила охоты. Как это затронет охотничьи хозяйства нашего региона, обсудили 9 сентября во время совещания охотпользователи и представители обществ охотников и рыболовов всех районов нашей области.
— Наша страна огромна. Когда в тундре ещё лежит снег и реки скованы льдом, на юге зеленеет трава, поют птицы. Исходя из этого субъектам РФ предоставлено право в рамках общих правил устанавливать свои сроки проведения охоты и количество добываемой дичи, — сказал председатель комитета охотничьего хозяйства и рыболовства региона Дмитрий ГРАФОВ. — Это делается, чтобы не подрывать численность диких зверей в охотугодьях и учитывать интересы охотников.
Совещание проходило бурно, предложений, пожеланий от охотпользователей поступило немало. Но это, как подчеркнул Дмитрий Графов, только предложения и рекомендации, они будут обобщены и направлены на согласование в федеральное министерство. Если там их поддержат, то после должен будет выйти указ губернатора, в котором пропишут правила охоты на территории Новгородской области.
Екатерина МАЛОВА
Фото Сергея ФЁДОРОВА