Много разных испытаний досталось этой прекрасной паре за полвека совместной жизни, но они стойко и достойно, всегда рука об руку старались пережить каждое из них.
«Люблю тебя! Голубушка моя! Отдохни, родная» – эти слова шепчет он на ушко своей второй половинке с того самого момента, когда родилась их семья. Не подумайте, что это цитата из какой-нибудь душещипательной любовной книжки. Слова эти – из вполне реальной истории жизни супружеской пары Карьялайнен, которая вполне могла бы стать сюжетом для романа и служить своеобразным маяком, указывающим верное направление в бурном море семейных отношений, многим новобрачным.
Нельзя сказать, что с пелёнок, но лет шестьдесят уже знакомы Галина и Сергей. Учились в одной школе (в параллельных классах), активно участвовали в художественной самодеятельности и ездили с концертами по району: он пел и читал стихи, она танцевала, вместе занимались спортом, дружили и мечтали.
Сергей с детства бредил морем и после окончания школы поступил в Ленинградское военное училище. Галина училась в железнодорожном техникуме. Учёба требовала больших усилий, увольнительные Сергею давали нечасто, и молодые как-то отдалились друг от друга. У каждого образовалось своё окружение. Галину захватила студенческая романтика, стройотряды, друзья и товарищи. Даже после окончания техникума их молодёжная команда человек из двенадцати в поисках приключений отправилась по распределению на Север. Но романтика быстро закончилась, когда их раскидало по разным городам, и сразу стало тоскливо, и единственной отдушиной для Гали оказалась тогда переписка с Сергеем. Оба подсознательно начали понимать, что сильно скучают друг по другу.
Хотелось писать хоть каждый день и с нетерпением ждать ответа. В одном из писем Серёжа сообщал, что у него намечается отпуск, и просил, чтобы Галя возвращалась домой, потому что он не может без неё. Она уже тоже поняла, что Сергей – это её судьба и что ни к кому из друзей и одногруппников так не тянулась сильно девичья душа, как к нему. Поэтому долго не задумываясь, она вернулась домой, благо представился случай перевестись. Через месяц, 6 ноября 1970 года, молодые расписались, сыграли свадьбу, и муж поехал доучиваться, поскольку был ещё на 4-м курсе. Через год у них родилась дочурка, а когда её папу после учёбы по распределению отправили на Север за Полярный круг, малышке исполнилось всего 11 месяцев.
В гарнизоне у Сергея начались служебные будни, и тогда только Галина сполна поняла, что значит быть женой – и не просто военного, а военного моряка-подводника. Первое время находилась в каком-то двойственном состоянии. С одной стороны, её радовала жизнь в гарнизонном городке с современными многоэтажками, великолепным Дворцом офицеров, площадями, скверами, магазинами. С другой стороны, было тяжело: муж по долгу службы больше находился на подлодке, чем дома, а Гале было одиноко в окружении непривычной природы с давящими сопками, чужих людей, с тоской по Большой земле. Правда, всё это продолжалось недолго, пока она не познакомилась с соседями, с экипажем и жёнами сослуживцев. Потом общения было предостаточно, и вечеринки совместные устраивали, и походы в сопки, которые уже не казались ей такими зловещими, а наоборот раскрылись во всей своей красе: с ягодами, грибами и несметным количеством маленьких и больших озёр. Сергей стал чаще находиться дома, жизнь налаживалась.
Но подолгу на одном месте они не задерживались, так в постоянных переездах и жили. То в Питере, когда Сергей находился на командирских классах, потом снова Север, то в Обнинске Калужской области, где он учился в академии. После получения нового звания и должности – обратно на Север. И это не считая краткосрочных назначений в учебные центры в Эстонии и Ленобласти. После возвращения в гарнизон, находившийся в двух часах езды от Североморска, приходилось начинать всё заново: обустраиваться, налаживать быт, знакомиться с соседями...
Дольше всего семья прожила в Северодвинске. Там супруги занимались бальными танцами, дети ходили в школу, в бассейн, посещали музыкальный и хореографический кружки, участвовали в соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья» – в общем, вели насыщенную активную жизнь. Галина тогда много училась: окончила курсы лифтёров, кройки и шитья, художественной отделки платья, изготовления декоративных цветов, занималась бодибилдингом, как губка, впитывала всевозможные знания и умения.
Переезд из этого молодого и красивого города Галя запомнила на всю жизнь. Тогда ей одной, в силу обстоятельств, пришлось за сутки собирать все вещи – от вилок-ложек до шкафов и диванов. Для погрузки хозяйства в контейнеры и отправки в Западную Лицу – пункт базирования Северного флота, на новое место службы мужа. Полдня Галя делала опись, потом до поздней ночи с двумя соседками паковали вещи, до самого утра ценой неимоверных усилий спускала их с пятого этажа на улицу. В квартире остались только диван, шкаф, сервант и холодильник, но помощи ждать было неоткуда, все мужчины на службе. На её счастье совсем рядом остановился автобус с солдатами, которые и помогли спустить крупные вещи. Когда контейнеры были отправлены, Галина поспешила дать мужу телеграмму, а в ответ приходит встречное послание от Сергея: «Ухожу в море на две недели, приехать не могу». Женщину охватило такое отчаяние, слёзы брызнули ручьём, смертельно усталая, она была готова в тот момент взять дочек в охапку и уехать совсем. Вернувшись в пустую квартиру, Галина сбросила с себя шубу и опустилась на пол, мгновенно отключившись, и проспала несколько часов подряд. Когда проснулась, устыдилась своих мыслей и стала думать, как ей с детьми пережить эти дни в пустой квартире. Кто-то из соседей дал раскладушку, кто-то чайник, так они и остались ждать Сергея. Когда он за ними приехал, был шокирован, как такое хрупкое создание смогло за сутки собрать все вещи, а потом ещё полмесяца жить с двумя детьми на полу, а учиться и есть на подоконнике.
Почти вся их семейная жизнь проходила под знаком службы. Потом были назначения на другие подлодки. Но когда у Сергея был отпуск, они всей семьёй каждый год ездили отдыхать на море, сначала дикарями, а когда дети подросли, они объездили по путёвкам все военные санатории и дома отдыха.
Каких переживаний стоило ожидание мужа, когда он по три месяца ходил на подводной лодке в море, известно только Галине. Особенно когда затонул «Курск», который так же, как подлодка капитана Карьялайнена и другие атомные подводные суда, ушли в море с одной базы их гарнизона. Сначала тревогу вызвала местная радиоточка, которая, как в блокадном Ленинграде, издавала звук метронома. Затем раздался сильный, усугублённый окружающими базу сопками вой истребителей, а небо почернело от огромного количества мощнейших боевых самолётов, кружащих над гарнизоном. Первое, что пришло в голову: не война ли началась? Потом вдруг по радио Москва объявила о гибели подводной лодки. Дальше была настоящая паника – кто, где, какая лодка? Жуткое состояние неизвестности длилось довольно долго, пока представители штаба не пошли по домам извещать жён, чьи мужья погибли. Наступил тяжелейший период, когда Галина с детьми боялись каждого стука в дверь, пока всё не выяснилось окончательно. И это не единственная ситуация, когда жена и дети переживали за жизнь мужа и отца. Служба тяжёлая была, ответственность огромная: нужно и приказ выполнить, и судно сохранить, и чтобы команда вернулась домой целой и невредимой.
Был однажды маршрут у подлодки Карьялайнена, когда экипажу пришлось совершить переход на Камчатку под трёхметровыми льдами Северного Ледовитого океана. Их лодку тогда пытались обнаружить американские разведчики, но наши скрылись так, что их не смогли выявить даже локаторы корабля, посланного с базы назначения навстречу экипажу. Сослуживцы Сергея Матвеевича, совершавшие ранее аналогичные переходы, удостаивались звания Героя Советского Союза. А лодка капитана первого ранга Карьялайнена пришла как раз во время государственного переворота в стране в 1991-м, когда везде была огромная неразбериха. Его тогда наградили орденом Боевого Красного знамени. Хотя весь экипаж говорил, что он для них не только герой, но и адмирал, а для командира подводной лодки нет большей награды, чем такое признание его команды.
После этого перехода, как только лодка вошла на базу, а значит задание было выполнено и можно расслабиться, Сергей Матвеевич потерял сознание, потому что за всё время маршрута вообще не спал, а только дремал часа по четыре в сутки. В госпитале констатировали: микроинсульт. После этого Карьялайнен был списан на берег и назначен начальником кафедры в ВВМИУ им. Дзержинского. Сейчас его подводная лодка после капремонта и переоборудования более современной техникой имеет памятную табличку с именами её первого командира и первого экипажа. Сослуживцы раз в пять лет собираются в городе Обнинске вместе со своими боевыми подругами и детьми.
Жизнь этой семьи можно условно поделить на три периода. Первый – любовь, которая привела к появлению семьи, рождению детей, частые встречи и проводы, когда муж уходил в море, но незримо всё равно находился рядом, ведь они чувствовали друг друга на расстоянии. Второй период охватывает жизнь и работу в городе на Неве. Третий – самый тяжёлый, после гибели сына, когда супруги вообще не отходили друг от друга. Теперь они помогают двум своим дочерям и занимаются внуками. У бабушки с дедушкой две внучки и внук. Другой жизни себе не представляют. Оба всегда пытались выслушать и услышать друг друга, не рубили с плеча, пытались сглаживать все острые углы и шероховатости совместной жизни и быта. Вопроса, кто в доме хозяин, не стояло никогда, всё решали сообща. Сергей Матвеевич как человек военный до сих пор планирует каждый день и всегда интересуется планами жены на завтрашний день и помощью, какая от него нужна. На что Галина Викторовна отвечает, что нужно придумать. Она тоже до сих пор ведёт активный образ жизни, занимается профессионально садовым дизайном. Прекрасный кулинар – это тоже про неё: постоянно балует мужа разными вкусностями, а он никогда не забудет отметить, что любое приготовленное женой блюдо – самое-самое.
Ежегодно пара отмечала годовщину со дня свадьбы в тесной компании друг друга. Зажигались свечи, бокалы наполнялись вином, и муж всегда дарил жене белые шаровидные хризантемы, как в день, когда они расписались (в советские времена цветы было сложно достать, а в Вишере их вообще не продавали, и Сергей Матвеевич заказывал их из Ленинграда). В этом году на большом семейном совете решили полувековую дату со дня свадьбы ознаменовать не менее значимым событием – церковным венчанием. После чина венчания собрались родные и друзья. Поздравление директора маловишерского загса Светланы Алексеевой золотым юбилярам стало для них приятной неожиданностью. Присоединяемся ко всем добрым словам в адрес этой замечательной пары, которая – по давней семейной традиции жить по плану – отправляется в следующий пункт назначения, к бриллиантовому рубежу!
Елена СВЕТИНА
Фото автора