В условиях пандемии 17 смен отстояли работники дома-интерната имени Ушинского на своём посту.
Когда встал вопрос о том, что нужно работать по две недели не покидая службы, люди могли отказаться, у каждого ведь семья, хозяйство... Как оставишь, бросишь всё на целых четырнадцать дней? Кто-то и не согласился. Из семьи Харитоновых не отказался ни один. А трудятся в доме-интернате трое: Евгений Васильевич — слесарем-сантехником, Галина Константиновна и их дочь Ирина Павлова — санитарками. Родители уже второй десяток лет, дочь — года три.
— Работаем в разные смены, — рассказывает Галина, — пока я на службе, Ира за нашим домом следит: и натопит, и приберётся — она у нас чистюля, и отцу что-нибудь вкусненькое приготовит. Он и сам, конечно, может, но ведь женские руки лучше, тем более она у нас кулинар-кондитер. Осенью и с огорода надо было всё собрать, заготовки сделать, ей много пришлось банок позакручивать... А у неё ещё и двое детишек: старшей — 11, а маленькому всего два годика. Живём мы с 87‑го года в Медведе. Вообще сама я из Городищ, а Женя из Волотовского района. У нас свой дом на Театральной, а у Ирочки с семьёй — квартира в пятиэтажке. Ничего, как работу бросишь? На кого детей оставишь?
Отделение, где работают Галина Константиновна и Ирина, самое тяжёлое в учреждении. В нём проживают 29 человек — мужчины старше 20 лет с тяжёлыми диагнозами. Почти никто не владеет речью, многие не могут даже умыться самостоятельно, и понятно, что от любого можно ждать чего угодно — за ними надо следить, их нужно понимать, чувствовать. Но для Харитоновых они — дети, иначе мама с дочерью этих великовозрастных малышей не называют. И очень жалеют их.
— Сейчас, в условиях самоизоляции, нет ни экскурсий, ни гостей, учёба дистанционно, поэтому как можем стараемся развлечь наших ребят, — говорит Галина Константиновна. — С теми, кто может, мы рисуем, лепим, в «ручеёк» играем. Вот снежинки вырезаем к Новому году. Конечно, ножницы доверить можно немногим, и то необходимо всегда быть рядом с ними и направлять. Стараемся, чтобы дети не чувствовали нашей тревоги, усталости — это наш долг.
Заметьте, это говорит и делает санитарка — должностная инструкция плюс. Плюс большое человеческое сердце, неравнодушное и очень доброе. И у них, по словам директора учреждения Натальи Васильевой, вся семья такая. Евгений Васильевич в эти сложные времена работает не только сантехником, но и часто несёт вахту как администратор. А Ирочка, она такая хрупкая, не могу представить, как у неё получается справиться с этими детьми-мужиками?
— В детском доме нельзя работать просто следуя своей должностной инструкции, — говорит Наталья Вениаминовна, — нужно вкладывать в своё дело частицу самого себя. В отделении с особыми взрослыми нужно быть крайне чуткими, улавливать малейшее желание, изменение в настроении воспитанника. А угроза пандемии наложила свой отпечаток: усилен эпидрежим, значит, мыть, убирать, дезинфицировать поверхности нужно намного чаще. Воспитанники чувствуют волнение, тревогу окружающих людей, ведь все мы переживаем из-за опасности подхватить коварный вирус. Поэтому задача санитарочек — быть собранными, бдительными и не давать ребятам почувствовать нашу тревогу.
Представьте себе, что на 14 дней смена заходит в учреждение и находится в нём без выхода. Люди, работающие в одном отделении, должны быть особенно чуткими и друг к другу. В коллективе дома-интерната таких — абсолютное большинство. Супруги Харитоновы и Ирина Павлова награждены знаком «Верность долгу и милосердие» за работу в условиях самоизоляции. Ира ещё не получила свой знак, но выйдет на смену с 4 декабря и получит.
Всемирный день инвалида отмечается ежегодно 3 декабря. Мы совсем немного рассказали о тех, кто ежедневно, ежечасно помогает им жить. Хотя слово «инвалид» здесь вообще не принято употреблять — такая установка.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ