Спустя десять лет мы вновь рассказываем о семье Шебаршовых. Снова появился повод, причём весьма счастливый.
В пятницу, 4 декабря, уже поздней ночью у меня зазвонил мобильный телефон. Взяла трубку, а там... Далёкий, но знакомый голос Нины Львовны Смирновой, или Ниночки Шебаршовой в девичестве.
— Слушай, привет, ты не спишь? Сидим за столом, мамин день рождения отмечаем, 86 нашей мамочке исполнилось. Не могу не поделиться радостью: такой подарок ей сегодня преподнёс Анатолий Севостьянов из села Подгощи, просто фантастический — нашлась боевая медаль её отца, нашего дедушки Василия Петровича Костина. Анатолий сказал, что обычные люди из Батецкого района нашли медаль «За боевые заслуги» у себя на огороде, когда землю перекапывали. Видимо, люди совестливые, достойные, не смогли оставить её у себя и отвезли в штаб новгородской поисковой экспедиции «Долина». По наградным номерам нашли, кто заслужил награду, а подгощские ребята из поискового отряда «Новгородец» вместе с работниками администрации сельского поселения перелопатили множество документов и отыскали нашего дедушку, всю жизнь прожившего в деревне Муравьи.
Нина рассказала, что где-то в 90‑е годы в их деревенском доме побывали незваные гости. Деревенька небольшая, расположена от больших дорог в отдалении, двери там люди отродясь не запирали. Хозяева ушли из дома ненадолго, закрыли его «на палочку», то есть засунули веточку или сучок какой в проёмы для навесного замка. А пришли — в горнице беспорядок, кто-то побывал, что-то искал. Кто помнит, в те смутные годы много ворюг разъезжало по деревням. Одни иконы воровали, другие — боевые награды, третьи — мак с огородов, четвёртые — всё более-менее ценное, что попадётся на глаза и что отыщется в доме. Так пропала медаль Василия Петровича, которого уже и в живых не было. Он умер в феврале 1960 года. Солдатскую медаль бережно хранили, да вот не уберегли.
— Эта потеря для нас была не то чтобы смертельной, — говорит Нина Львовна, — но всё-таки большой утратой. Осталось ощущение какой-то недосказанности, неизвестности, несправедливости. Как дедова медаль оказалась в соседнем районе, история умалчивает. Но мы так рады, что она нашлась и именно в мамин день рождения. Мы очень благодарны этим людям, этим ребятам из поисковой экспедиции, работникам администрации Подгощского поселения за то, что они неравнодушно отнеслись к дорогой для нас находке и отыскали нас... Дядя Вася, мамин родной младший брат, живёт в Панковке, мы дали Анатолию его координаты...
Давайте вспомним очерк «Не было бы счастья», опубликованный в новогоднем номере нашей газеты за 2010 год. В нём была напечатана удивительная, трогательная история любви молодого хирурга Льва Александровича Шебаршова — единственного студента из всего курса мединститута, не вступившего в комсомол и (по его подозрениям) из-за этого обстоятельства направленного проходить практику в Новгородскую область, а конкретно — в Шимскую районную больницу.
Но с Новгородом Льва связывало многое: он и родился в нашем городе, и три класса окончил в школе, которая находилась раньше в Кремле. А папа его, Александр Александрович Шебаршов, перед войной был главным архитектором Новгорода. Он окончил Академию художеств, которая позже была переименована в институт имени Репина, и отлично рисовал. Именно он написал со старой фотографии портрет героя-солдата, пулемётчика Василия Костина, своего свата то есть. Этот портретик до сих пор висит в шимской квартире Шебаршовых, которую они купили в нашем посёлке, чтобы бывать на родине мамы: деревня Муравьи тут недалеко, молодая Кира на работу в больницу каждый день пешком ходила, а через Шелонь на пароме переправлялась.
Лев Александрович, с которым (благодаря другой его дочери — Цецилии Львовне) меня так счастливо десять лет назад свела судьба, немного не дожил до 90-летия, 30 ноября он отметил бы замечательный юбилей. Кстати, его папа архитектор-художник, который был болен открытой формой туберкулёза, умер в 96 лет.
Если бы было можно, если бы наша газета имела в распоряжении чуть больше полос, мы бы с удовольствием перепечатали тот старый очерк. В нём — вся жизнь довоенных и послевоенных людей, история нашей больницы, когда в Шимске при керосиновой лампе делали срочные операции, кипятили в снеговой воде хирургические инструменты и спасали от болезней и травм десятки, сотни людей. И Лев Александрович спасал, «ремонтировал» пациентам руки и ноги... Он 47 лет лечил людей и вышел на пенсию только в семьдесят. Правда, жил с семьёй уже в Санкт-Петербурге. Работал хирургом, травматологом, психиатром-наркологом, врачом «скорой». Дочь Нина стала врачом-инфекционистом, работает в питерском Центре СПИДа, сын Александр — врач-травматолог высшей категории, трое из пяти внуков — врачи. Только Цилечка — Цецилия Львовна — педагог, преподавала иностранный язык в старой французской школе.
О них можно рассказывать бесконечно, это на самом деле удивительные, интересные, по-настоящему интеллигентные люди: высокообразованные, хорошо воспитанные. Им несвойственно самолюбование, высокомерие, эгоизм и прочая бяка. Они очень просты в общении, открыты, внимательны и добры. Как-то незаметно они стали мне родными, будто с рождения их знала.
Киру Васильевну Костину, красавицу-медсестричку родом из деревни Муравьи, молодой врач полюбил с первого взгляда, волновался за неё, бегал к речной переправе и всё спрашивал у паромщика: «А что, тут у вас в Шелони люди тонут?». Тот отвечал: «Так ить, река глыбокая, бывает и тонут». «А сегодня никто не тонул?» — с беспокойством уточнял странный молодой человек. «Не, сегодня не тонули», — отвечал старый паромщик, и влюблённый парень шёл домой. Надоело, видно, Льву Александровичу переживать за девушку, и он без всяких формальностей сделал ей предложение. До сих пор помнится и трогает душу рассказ Льва Шебаршова о том, как он сделал Кирочке предложение: «Я усадил её за стол, всё о себе рассказал и попросил стать моей женой. И попросил не отказывать мне...».
И вот прошли годы. Старый доктор ушёл из этого мира, а его любимая — с нами. И в свой очередной день рождения получила в подарок нежданную радость, которую точно заслужила. Семья, близкие и далёкие родные для Костиных-Шебаршовых значат многое.
— В учётно-послужном листе дедушки Василия, — рассказала Нина Львовна, — неверно записаны имена детей и не все указаны. Василий (2 года) правильно назван. А далее: Владимир (5 лет) — вместо Валентины, 1936 года рождения она была; моя мама Кира — 1934 года рождения, а там написано Кирилл (10 лет). Понимаю, Киру и Кирилла можно перепутать, мальчика сокращённо тоже Кирой зовут. А вот Евгению вообще не указали, она была 1930 года рождения. Ну, война шла и разруха послевоенная...
Дедушка после победы работал механизатором в совхозе «Красный Двор», много трудился на льняных полях. Умер в 1960-м, Цилечку на руках подержать успел и Гену (сына Валентины).
Вся родня похоронена в Углах, и Василий Петрович лежит в семейной могиле. Там и мамонька его — моя прабабушка, сестра Екатерина Петровна, жена Екатерина Ивановна (мама моей мамы). И уже две мамины сестры — Евгения и Валентина... Посмотри на портретик деда — одно лицо с дядей Василием, его сыном и моей мамочкой. Они очень похожи.
Умер дедушка Вася от хирургического заболевания в Шимской больнице. Его оперировали там. Маму допустили в операционную, она давала наркоз (держала маску и подавала хлороформ). На операцию вызывали из Новгорода хирурга Кафтанникова, он и оперировал. Но уже было поздно, дедушка скончался на операционном столе. Ему тогда было всего 53 года... На санях гроб везли на кладбище... Всю жизнь он прожил в деревне. Первого их дома уже не осталось, а вот домик, в который бабушка потом переехала, стоит до сих пор.
В наградном листе написано: «Отличный боец, мужественный воин, защитник Родины. Участник наступательных боёв 1944 года. Пулемётчик 240-го отдельного артиллерийско-пулемётного батальона 22 укрепрайона... В боях за Нарву в июле 1944 года был тяжело ранен. За уничтожение живой силы и техники врага, за пролитую кровь достоин представления к правительственной награде, медали «За боевые заслуги».
Вернувшуюся награду администрация и поисковики планируют вручить родным Василия Петровича Костина. Это событие в сельском поселении готовятся, по возможности, торжественно и достойно отметить. Когда это случится, мы вам обязательно расскажем.
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
Фотографии предоставлены
семьёй Шебаршовых