Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Путь длиною в 525 лет

В прошлом году село Белебёлка отметило свой юбилейный день рождения. Предлагаем вашему вниманию историческое досье, которое подготовила заведующая Белебёлковской библиотекой-филиалом Елена Сидоровна Никитина, а прекрасные фотографии представлены сообществом «Солнечная Белебёлка».

Белебёлка — село в Новгородской области, административный центр Белебёлковского сельского поселения Поддорского муниципального района. Расположено на берегах реки Полисть.

Село Белебёлка находится в 25 км от райцентра Поддорья и в 56 км от города Старая Русса.

В XV веке (с этого времени сохранились писцовые книги Новгородской земли) территория, на которой находится Белебёлка, относилась к Лосскому погосту Старорусского уезда Зарусской половины Шелонской пятины Новгородской земли.

Административным центром погоста было село Лось, располагавшееся на Полисти около нынешней деревни Сидорово. Описания Лосского погоста в писцовых книгах XV и XVI веков утеряны полностью или частично, и упоминания Белебелки в дошедших до нас частях нет, как и упоминаний какой-либо из других деревень, вошедших в состав современного села (Литвиново, Бабье, Подберезье, Шестово).

В писцовой книге 1615 года описание Лосского погоста полное, и в нём упоминается деревня Белоболкино:

Деревня Белоболкино пуста, а в ней: Двор Томилка Григорева, да зятя его Фалелеика Ондреева. Жил на пол-обжи. И Фалелеико убит от литовских людеи, а Томилко перешел в д (ере)вню Бабки на пашню. Двор Ивашка Ортемева. Жил на чети обжи. Убит от литовских людей. Да пустых же по Олексееву дозору Безобразова: Двор Куземки Ондреева. Жил на чети обжи. Двор Трофимка Трофимова. Жил на чети обжи. И всего пустых четыре двора.

Там же упоминаются деревни, которые можно отождествить с другими частями села — Бабки «на реке на Полисте», Шестниково (по 3 двора в каждой).

Таким образом, к 1615 году деревня Белоболкино либо запустела в результате гражданской войны, либо её жители дали взятку переписчикам, чтобы не платить налогов, а до запустения в ней было 4 двора. По количеству дворов Белоболкино XVII века не выделялось из основной массы деревень Лосского погоста. Для погоста и всего Старорусского уезда были характерны деревни по 2–4 двора, при этом число деревень во много раз превышало современное. В погостском центре, селе Лось, по переписи 1615 года была церковь, 1 целый двор и два сгоревших.

В 1788 году на погосте была поставлена церковь Николая.

В XVIII веке Белебелка известна как центр Белебёлковской волости Старорусского уезда Новгородской губернии (источник не указан).

В 1825 году весь Старорусский и часть Новгородского уездов были переданы под военные поселения, все жители мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет были зачислены в армию, а дети — в кантонисты. Жители Белебелки были зачислены в 4‑й карабинерный полк 3‑й гренадерской дивизии. Начальником полка с 06.12.1826 по 06.04.1830 был полковник Н. М. фон Бушен, чье имя осталось в названии одного из мелиоративных каналов в окрестностях села (Бушена канава). Гражданские органы управления (Старорусский уезд и его волости) были упразднены, вместо них были учреждены военные округа. В Белебелке расположился штаб IX округа.

В 1831 году в Старорусском уезде произошло самое крупное восстание в русской армии за весь XIX век, вошедшее в историю под названием «Холерный бунт». Поселяне взбунтовались против режима военных поселений, арестовали и убили некоторых офицеров. Жители Белебелки также восстали, арестовали офицеров и отвезли их в Старую Руссу. Восстание было жестоко подавлено, но в результате режим был смягчен — военные поселения были преобразованы в округа пахотных солдат. В 1857 году военные поселения и округа пахотных солдат были упразднены.

В 1858 году в селе было открыто приказное училище (начальная школа).

Большинство жителей Белебелки исповедовало старообрядчество. В Новгородских Епархиальных Ведомостях за апрель 1891 года напечатан отчет о поездке Старорусского епископа Владимира по епархии, в котором он рельефно описал жизнь в Белебелке:

«... две церкви в Старорусском уезде, а именно — Белебельская и Лешинская — настолько обветшали, что требуют возможно скорейшего и значительного исправления. Крайне худая деревянная крыша первой из них (Белебельской) во многих местах дает течь, от чего балки под полами сгнили и полы колеблются; самый престол стоит не твердо и не прямо, покачнулся набок и колеблется; иконостас тоже требует возобновления. Еще в более жалком состоянии находится Лешинская церковь, тоже деревянная: нижние дубовые венцы её сгнили, отчего церковь наклонилась на одну сторону, а колокольня на другую, и наклонилась так сильно, что при сильном ветре можно опасаться за её падение. Так как обе эти церкви находятся в раскольнических приходах, то трудно рассчитывать на местные средства для перестройки названных церквей.

...Хотя в нравственно религиозном состоянии прихожан обозренных церквей и заметно, как я сказал, некоторое улучшение, однако оно всё еще требует постоянной пастырской заботливости и усиленного труда. Хотя нет у них суеверных обычаев и тяжких преступлений, за то такие пороки, как пьянство, уличные хороводные гулянья по вечерам праздничных и воскресных дней, нескромные песни, пляски, азартные игры, сквернословие и тому подобное, составляют между ними обычное явление.

Особенно много раскольников в приходах Лешинском, Городецком, Белебельском, Должинском, Снежском и некоторых других. Раскольники этой местности остаются доселе по отношению к церкви православной с прежними предубеждениями, ложными верованиями и вековою враждою, не смягчаемою временем.

...Если и были случаи в минувшем году обращения из раскола в православие, то это случаи единичные и их весьма немного».

Согласно «Списку населенных мест Новгородской Губернии», в 1909 году на территории современной Белебелки проживали 693 человека в 112 дворах. Всего в Белебелковской волости проживали 13 тыс. человек. В Белебелке располагались церковь, часовня (в Бабьей), школа, больница, волостное правление, земская конная станция, земский врач, квартира лесничего, 4 лавки, в т. ч. пивная и винная. 21 сентября устраивалась ежегодная ярмарка.

В 1924 году в селе проживали 205 жителей.

Затем Белебёлка — районный центр Белебёлковского района, существовавшего с 1 августа 1927 года по 20 сентября 1931 года и с 11 марта 1941 года по 22 июля 1961 года. В районе было 12 сельсоветов и 68 колхозов. Район до 5 июля 1944 года был в составе Ленинградской области.

До войны в Белебёлке насчитывалось всего около 70 домов. В селе была участковая больница с аптекой и поликлиникой, клуб, школа-семилетка, магазин, столовая, правление райпо, сельский Совет, исполком райсовета, райком партии.

Во время Великой Отечественной войны в районе Белебелки — центр партизанских действий. Около Белебёлки принял присягу («Клятву партизана») пионер-герой, партизан Лёня Голиков.

Также в 1943 году оккупационные немецко-фашистские войска силами мобилизованного трудоспособного местного населения построили узкоколейную железную дорогу Дедовичи — Белебёлка — Волот, которая стала местом многочисленных диверсий со стороны партизан. В селе есть братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Белебелка, бывший райцентр, в 1941–1942 годах — один из центров сопротивления. Жирная точка на карте Партизанского края, просуществовавшего вплоть до сентября 1942‑го, когда немцы, стянув большие силы, предприняли попытку раз и навсегда покончить с партизанами и с советской властью у себя в тылу — с сельсоветами, колхозами, школами.

Перед тем, в марте того же года, полк партизан совместно с батальоном красноармейцев освободил Белебелку от врага, нанеся противнику значительный урон в живой силе и захватив большое количество боеприпасов и продовольствия. В том бою погиб политрук Василий Медведев, чье имя носит одна из улиц села.

А клубу присвоено имя Евдокии Орловой. Уроженка здешних мест, она была завклубом с 1939 по 1941 год. Партизанка, секретарь подпольного райкома комсомола.

В 1946 году была построена школа, а в 1947 году начала работать больница. В начале 50‑х построили пекарню, милицию и прокуратуру.

В 1959 году на реке Полисть в Белебёлке была построена ГЭС. К концу XX века ГЭС, а также некоторые другие предприятия села («Агросервис», торфопредприятие и дорожно-строительный участок) прекратили свою деятельность.

В 1960‑х годах построен Дом культуры, который работает и сейчас.

В 2006 году состоялось открытие центра врача общей практики.

В 2009 году освящён и построен храм Рождества Богородицы.

В разных источниках название села пишется по-разному: в писцовой книге 1615 года — Белоболкино, в «Плане генерального межевания» 1780–1790 гг. — Белеболка, в «Столистной карте» 1816 года — Бѣлеболка, в «Списке населенных мест Новгородской Губернии» 1909 года — Бѣлебелка, на военно-топографической карте 1915 года — Бѣлебѣлки (вероятно, это ошибка военных картографов, такая же как и «Коробиненъ» вместо «Карабинецъ» в названии одного из соседних сел).

Существует несколько версий происхождения названия. Наиболее достоверной выглядит версия, сформулированная В. Голубевым для исчезнувшего села Белебелка Владимирской области, в которой он связывает название села с древнерусским словом «белебень» (открытое возвышенное место; возвышенность; ничем не защищенное, голое, подверженное ветрам место; пригорок в лесу, заросший деревьями; глубокое место в реке), сохранившимся в некоторых диалектах украинского языка.

Крайне маловероятно происхождение названия от слова «белка», т. к. оно писалось через Ять («бѣлка»), а название села — через Е, Ё или О. Также название села связывают с топонимом «белебенит» (донское) — говорить вздор, «балаболить».

Возможно, название села происходит от названия специальной белой глины, которую копали в окрестностях поселения и поставляли в Петербург для побелки печей. От слова «белить».

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА