К 100-летию со дня освящения церкви во имя Казанской иконы Божией Матери
В 1851 году с постройкой Николаевской железной дороги в двух километрах от села Чудово возникла станция Чудово. Церкви в станционном поселке не было, и верующие прихожане вынуждены были ходить в Успенскую церковь села Чудово.
Лента новостей
22:18 | 06.11.2024
17:17 | 06.11.2024
14:27 | 06.11.2024
13:17 | 06.11.2024
11:12 | 06.11.2024
09:22 | 06.11.2024
РЕКЛАМА
Восставшая из руин
Станционный люд нашел выход из положения и стал справлять службы в здании вокзала, в одном из залов ожидания, для чего туда были внесены иконы. Конечно, проведение служб со скоплением большого числа народа сильно мешало пассажирам, находящимся на вокзале в ожидании поездов.</p> <p style="text-align: justify;">25 февраля 1901 года управление Николаевской железной дороги издало предписание, чтобы иконы, находящиеся в вокзале, перенесли на платформу или в часовню и прекратили проведение служб в зале ожидания. Обиженные станционные жители обратились к архимандриту Гурию с просьбой разрешить построить церковь вблизи станции. Разрешение было получено, после чего сразу организовали строительный комитет под председательством начальника участка Янушевского.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Построили <br />на деньги прихожан</strong><br />Деньги на строительство церкви собирали среди жителей станции. Сначала суммы были большие, но с течением времени они уменьшились. Проект церкви в древнем византийском стиле, пятиглавой, безвозмездно разработал сын писателя Глеба Ивановича Успенского Александр Глебович, закончивший институт гражданских инженеров в Петербурге и работавший архитектором.</p> <p style="text-align: justify;">Закладка церкви состоялась в 1904 году. Однако средств, собранных прихожанами, едва хватило на возведение стен, крыша была собрана из ветхого материала, только, чтобы не размыло стены. Строительный комитет был вынужден обратиться за помощью к чудовским богатеям и в первую очередь – к дочери чудовского «короля спичек» В. Лапшина – Ираиде Васильевне Давыдовой (Лапшиной). Та не поскупилась и пожертвовала на строительство церкви 10000 рублей, но поставила условие, что она войдет в состав строительного комитета и только на ее деньги надо вести строительство и художественную отделку церкви, а деньги прихожан оставить на непредвиденные расходы. Цель ее, конечно, была предельно ясна – представить дело таким образом, что церковь возведена на ее деньги. Члены строительного комитета и прихожане запротестовали. Распря тянулась долго, церковь оттого строилась медленно, да и строители попались нерадивые. Так, неизвестно почему, они воздвигли лишь одну главу из пяти, задуманных автором. Хотя можно предположить, что строители (по всей вероятности, не местные жители) решили «ускорить» работы и схалтурили, проявив нерадивость даже при строительстве божьего храма.</p> <p style="text-align: justify;">Пожертвовала 4000 рублей на иконостас и другие украшения церкви и санкт-петербургская дворянка Лахаим. Есть сведения, что пожертвования приходили и из Москвы.</p> <p style="text-align: justify;">Наконец, в 1912 году строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери было завершено. В воскресенье, 22 апреля 1912 года, состоялось торжественное её освящение при большом стечении народа. В этот день, в 7 часов утра, из чудовской Успенской церкви был вынесен крест, и в сопровождении тысячной толпы верующих крестный ход направился к Казанской церкви.</p> <p style="text-align: justify;">За отсутствием в это время новгородского архиепископа Арсения освящение Казанской церкви исполняли местные священники, которыми руководил священник Владимир Ермонский со станции Волхово. Хор певчих в 50 человек исполнял тропарь «Заступница усердная» и другие песнопения. Здесь собрались жители села и станции Чудово, крестьяне из окрестных деревень, представители управления Николаевской железной дороги и другие высокопоставленные лица.</p> <p style="text-align: justify;">Однако, спустя год, в мае 1913-го, газета «Волховский листок» писала: «Год тому назад освящена при станции церковь и, представьте, в такой малый срок святой храм благодаря страшному неряшеству стоит в грязи, в пыли, в паутине, с проржавевшей крышей, земляным полом, словом, куда ни взгляни, видишь самое возмутительное нерадение. Наш церковный староста не имеет свободной наличности для устранения прискорбной картины и ждет благодетелей. Прежние храмоукрасители почему-то канули в вечность, а новых нет, и вот стоит церковь в пыли и грязи».</p> <p style="text-align: justify;">Согласно описи церквей Новгорода и Новгородского уезда за 1914 г. Казанская церковь была приписана к Успенской села Чудова церкви. Следовательно, службу в ней отправлял причт Успенской церкви.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Здание решено изъять</strong><br />В 1931 году решением исполкома Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся православная Казанская церковь в г. Чудово была закрыта. Здание церкви перестроили с изменением внешнего вида: сняли купола, колокольню, внутри здания сделали перекрытие для второго этажа. После переоборудования на первом этаже здания был размещен кинотеатр, а второй этаж использован для размещения районной организации «ОСОАВИАХИМ» (Дом обороны), где готовились кадры для авиации. В 1935 году в Чудове был образован летный клуб. Учлеты занимались изучением материальной части в здании церкви, для чего в нее был затащен и подвешен к потолочным балкам учебный самолет У-2. Кроме того, в подвальном помещении располагался запасный пункт управления МПВО с телефонной станцией.<br />В период немецкой оккупации г. Чудово, в 1942 году, здание Дома обороны было вновь переоборудовано под церковь, и богослужения возобновились. Известны священники, проводившие в то нелегкое время службы – это протоиерей Александр Сыпин и священник Федор Пузанов. В 1945 г. в Казанской церкви в Чудове настоятеля Александра Сыпина сменил священник Василий Винусов, который умер в 1947 году, похоронен на Шуваловском кладбище в Ленинграде.</p> <p style="text-align: justify;">В конце 50-х годов в течение трех лет (скорее всего с 1957 по 1960 гг.) священником Казанской церкви был ныне известный всему православному миру – протоиерей Иоанн Миронов. В настоящее время он служит в санкт-петербургском храме «Неупиваемая чаша», расположенном на территории завода АТИ.</p> <p style="text-align: justify;">В 2011 году он отметил свое 85-летие. Получить благословение у всеми почитаемого старца приезжают православные не только из России, но и из-за рубежа.</p> <p style="text-align: justify;">6 июня 1945 года был заключен договор между Чудовским религиозным обществом и Чудовским райисполкомом об аренде здания церкви для проведения в нем церковных служб, которые продолжались до 1962 года. В этом году, 10 июля, Чудовским райисполкомом было написано на имя председателя обл-исполкома С.К. Александрова ходатайство, в котором говорилось: «...Во время оккупации г. Чудово был сильно разрушен, уничтожены все культурные и бытовые здания и, несмотря на большое строительство, население испытывает нужду в помещениях для размещения культурных учреждений. До настоящего времени в городе нет Дома культуры, райбиблиотека размещается в малоприспособленном арендованном помещении (в первом этаже жилого дома), нет в городе и Дома пионеров. Потому исполнительный комитет Чудовского районного Совета народных Депутатов трудящихся просит решить вопрос об изъятии от религиозного общества г. Чудово «Дома обороны», занимаемого в настоящее время под церковь, для размещения там районного Дома культуры. (Председатель исполкома Чудовского райсовета депутатов трудящихся В. Смирнов»).</p> <p style="text-align: justify;">В ответ на это ходатайство районных властей появилось решение Новгородского облисполкома от 17 сентября 1962 года. В нем говорилось: «Руководствуясь постановлением СНХ СССР от 1.12.44 №1643-486, постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 8 августа 1962 г., а также учитывая ходатайство Чудовского райисполкома, исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся решает: изъять у религиозного общества в г. Чудово бывшее общественное здание; разрешить Чудовскому райисполкому переоборудовать здание под народный Дом культуры; передать религиозному обществу в г. Чудово молитвенное здание — часовню на окраине города».</p> <p style="text-align: justify;">И, наконец, в завершение этой эпопеи появляется решение № 381 от 3 декабря 1962 г. Чудовского райисполкома: «...Чудовский районный исполнительный комитет решает: договор от 6 июня 1945 г. на аренду здания под церковь расторгнуть с 15 декабря 1962 г.».</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Возрождение храма</strong><br />После изъятия здания церкви ни Дом культуры, ни краеведческий музей в нем так и не появились. Сначала оно пустовало, затем его превратили в продуктовый склад, в склад мебели. Оставаясь бесхозным, здание постепенно начало разрушаться. Его облюбовали бомжи. В божьем храме устроили отхожее место. Так продолжалось вплоть до начала 80-х годов, когда с началом перестройки, политика КПСС по отношению к церкви начала смягчаться. Поспособствовала этому и заметка в газете «Известия» в сентябре 1988 г. журналиста А. Нежного «Разрушенный храм», посвященная судьбе нашей церкви. В статье журналист подверг резкой критике чудовские районные власти за варварское отношение к божьему храму. История чудовской церкви получила всесоюзную огласку, но здание по-прежнему оставалось бесхозным.</p> <p style="text-align: justify;">Вскоре по городу стали ходить активисты церковной двадцатки, а может быть, и просто верующие люди (прошу простить меня за возможную неточность), собирая деньги на восстановление церкви. Было написано также ходатайство о возвращении здания церкви верующим. Наконец, 16 сентября 1989 года последовало разрешение о передаче церкви в ведение Новгородской епархии, после чего начались реставрационные работы. Чудовский архитектор П.М. Ермаков разработал проект, где с учетом истории строительства церкви было предусмотрено восстановление всех пяти глав.</p> <p style="text-align: justify;">«В печальном состоянии находился храм, когда с большой неохотой он был возвращен городскими властями общине, – вспоминал бывший священник Казанской церкви протоиерей Михаил Орлов. – Куполов не было, крыша прогнила, настенная живопись была уничтожена сыростью, пол провален. В подвале стояла вода глубиной полтора метра. Сначала отремонтировали небольшой придел справа в честь Святителя Николая. В нем начали служить осенью 1989 г., пока шел ремонт в храме. Но в большие праздники из-за стечения народа переносили престол и совершали служение в основном помещении, в котором были возведены строительные леса. Там, во мраке, вечером и рано утром, освещенные лишь горящими свечами среди лесов стояли люди, молились Богу. Ремонт вели Иван Михайлович, небольшого роста толковый мужичок, и Васенька, здоровенный крепкий парень. Работали грамотно, на совесть. Все купола они изготовили вдвоем из нержавеющей стали. Поэтому их и не красили. Купола закрепили специальными, ими же особо сконструированными, растяжками. Позолоченные кресты на купола были пожертвованы настоятельницей Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии игуменьей Варварой, которая сама родом из Чудова. Внутри центрального барабана строители нацарапали свои имена: вдруг, говорят, люди вспомнят. Помню вас, Иван Михайлович и Вася! Пусть и другие люди вас добрым словом помянут и за вас помолятся. Да благословит Господь и всех других, потрудившихся над восстановлением храма. В те годы основными прихожанами и жертвователями были пожилые женщины, пенсионерки, на их копейки, отложенные со скудных пенсий, и начинался ремонт. Вечная им память! Всем в моей жизни и опыте священническом обязан я этим людям. Навсегда они в моем сердце. Пресвятая Богородице, спаси нас!»</p> <p style="text-align: justify;">Затем остро встал вопрос об изготовлении нового иконостаса, поскольку старый был утрачен. Несколько жителей нашего города, имеющих отношение к спорту и художественным ремеслам – Ю.И. Иванов (ныне покойный), И.И. Иванов и А.Г. Борцух изготовили из дерева раму под иконостас. Содействие в поиске художника для написания икон оказал наш краевед Ю.И. Сидоров. Тогда же в Ленинграде был найден с помощью бывшего главного художника стеклозавода «Восстание» Ю. Жульева художник В.Н. Янтарев, который согласился написать 63 иконы для нашей церкви. Настоятелем церкви тогда служил С.Г. Пилипенок (отец Станислав). В начале 90-х заказ на иконы был выполнен, и они заняли подобающие им места в иконостасе. Была отреставрирована и колокольня. Тот же</p> <p style="text-align: justify;">Ю.И. Сидоров подарил для звонницы три больших колокола.</p> <p style="text-align: justify;">Так общими усилиями и с Божьей помощью церковь обрела нормальный вид. Хочется особо отметить вклад в восстановление нашей церкви настоятеля церкви С.Г. Пилипенка (1949-1999 гг.). Ему оказывали помощь отец Михаил (уже упоминавшийся выше) и дьякон Алексий. Отец Станислав приложил немало усилий для восстановления нашей церкви. Именно при нем появилась красивая ограда вокруг неё, внутренние помещения церкви были очищены от мусора и грязи, оставленной после себя безбожниками. И, наконец, он организовал сначала проект восстановления церкви, а затем его осуществление. Конечно, одному ему было бы невозможно провести такую большую работу. Ему помогали чудовские жители и все, кто мог. Храни их Господь!</p> <p style="text-align: justify;">В 1993 году случилось еще одно немаловажное событие – в нашу церковь вернулась икона Казанской Божией Матери, утраченная, казалось бы, в годы войны. Вот как наша районная газета «Родина» описывала этот праздник:</p> <p style="text-align: justify;">«Первого и второго мая [1993 г.] в нашем городе состоялось большое празднество. Около храма иконы Казанской Божией Материи было много прихожан, звучало церковное пение. Святой лик Казанской Божией Матери, несмотря на все исторические и политические перипетии, вновь вернулся в свой храм. В далекие тридцатые годы со словами «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...», — рушились и превращались в подсобные помещения церкви. Служители подвергались гонению, иконостасы, иконы превращались в прах, продавались за бесценок, просто терялись. Такая судьба постигла и икону Казанской Божией Матери, и храм в честь ее воздвигнутый, и архимандрита Иосифа, проведшего в заключении шесть долгих лет. Но вот через шестьдесят лет Служение, Вера и Любовь свели воедино эти три судьбы. Как сказал Архимандрит Иосиф, его мысли о судьбе иконы постоянно были с ним».<em><br />(Продолжение следует)</em></p> <p style="text-align: right;"><br /><strong>Фото Светланы ЩЁГОЛЕВОЙ</strong><br /><br /><em>Данная статья написана и рекомендована к публикации с одобрения и благословения настоятеля церкви иконы Казанской Божией Матери священника Сергия.</em></p>
РЕКЛАМА
Еще статьи
«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»
Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.
Снова в строю
Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.
Долгожданное событие
На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития
РЕКЛАМА
РЕКЛАМА