Суббота, 27 июля 2024

Редакция

О жизни, подвиге и Афгане

Тридцать два года назад, 15 февраля 1989 года, была закрыта очередная страница в истории Советской армии — завершён вывод войск из Республики Афганистан. Почти 10 лет войны — это сотни тысяч судеб советских солдат и офицеров, их родных и близких, это горе потерь и радость возвращения.

Быть на Афганской войне волею судеб довелось и нашим землякам-волотовцам. Матери со слезами на глазах провожали своих сыновей в армию. А стриженые мальчики храбрились на перронах вокзалов, хрипло пели под гитару и уходили... на войну. Вот список тех солдат, что прошли огненными дорогами Афганистана и сейчас проживают в нашем районе и областном центре: Александр Васильевич Васильев (п. Волот), Иван Алексеевич Иванов (д. Городцы), Иван Васильевич Иванов (д. Славитино), Валерий Павлович Миронов (д. Волот), Александр Николаевич Семёнов (д. Горицы), Валерий Анатольевич Силантьев (п. Волот), Андрей Александрович Анисимов (д. Славитино). Этот список неполный. Воевали в Афгане и те, кто, к сожалению, уже ушёл в мир иной.

Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива. Через её горнило прошли более 620 тысяч советских военнослужащих. Более 50 тысяч из них получили ранения и увечья. 92 человека были удостоены званий Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации. Более 15 тысяч не вернулись с полей сражений.

Тогда же, в далёкие восьмидесятые, на войну уходил и Евгений Савельев, совсем юный, вчерашний волотовский школьник. Но он сумел с достоинством и честью пройти дорогами Афганской войны... Он знает цену мужской дружбе, закалённой в огне... Он знает, как оплакивать потери... Он честен перед совестью и святой памятью.

С ним мы встретились рано утром, перед выездом на работу. Евгения Михайловича ждала командировка в областной центр, поэтому наша беседа не затянулась. Да и не любит бывший солдат много говорить, особенно о войне. Есть такая категория русских мужчин. В своей жизни они успели многое сделать, прошли через суровые испытания, закалились, но при этом остались скромными тружениками, немногословными, скупыми на лишние слова.

— Евгений Михайлович, — начала я с вопроса, — на какие годы выпало время Вашей службы в Афганистане?
— Я был призван осенью, в октябре 1986 года. Семь месяцев провёл в учебке в Фергане. Это в Узбекистане. А потом — напрямую в Афганистан. Там находился 1 год и 8 месяцев, до самого вывода наших войск.

— Пережитое невозможно забыть. А как начиналась Ваша служба, как Вы входили в чёткий армейский ритм, тяжело было? Часто вспоминаете войну? — пытаюсь разговорить своего собеседника.

Вот такой техникой управлял боец Евгений Савельев

— Вспоминаю, куда же от этого денешься? — вопросом на вопрос отвечает Евгений Михайлович и продолжает: — Тяжело ли? Да, наверное, как и всем, сначала нелегко было. Каждый из призывников по-разному входил в армейский ритм, но так и должно быть. Служил я в артиллерийском полку водителем гранатомёта. Ребята у нас в части собрались со всего Союза, дисциплина была жёсткая, с нас «три шкуры снимали», может, поэтому потерь в нашей части было мало.

Из разговора с Евгением Савельевым узнаю, что вместе с ним был призван на службу в армию ещё один парнишка из нашего района — Иван Иванов из Горок Дерглецких.

Ребята вместе были в учебке. Потом оба попали в Афганистан, только в разные части, которые располагались рядом.

— Иногда Ивану, — рассказывает Евгений Михайлович, — удавалось приходить к нам в часть. Посидим, поговорим. Сразу легче становилось, словно дома побывали. Правда, я к их части только один раз был прикомандирован, месяца два там находился, и то уже перед демобилизацией.

— Солдатская служба слагается не только из трудностей и проблем. Я думаю, что было место и радости, и светлым минутам. Были какие-то яркие моменты? Вы их помните?
— Они все были яркими, трудно выбрать отдельные случаи, — вспоминает мой герой. — Но прошло уже более тридцати лет, что-то стёрлось из памяти, в том числе и яркие эпизоды. Конечно, никогда не забудутся те минуты, когда мы уходили из Афганистана, мы же на своей технике пересекали границу. А потом на самолёте — в Витебск. В Витебске посадку не разрешили. Пять часов просидели в Кречевицах. Я говорю: «Отпустите меня домой, я дома уже!». А мне отвечают: «Нельзя. Документы ещё не готовы». Конечно, с нетерпением ждал встречи со своими родными, друзьями. Знал, что все они очень ждут меня.

— А мама, отец? Они с самого начала знали, что Вы попадёте служить в Афганистан? Волновались?
— Да, знали с самого начала. Ясно дело, что волновались. Терпеливо ждали.

Евгений Савельев (в центре) среди своих сослуживцев

— Евгений Михайлович, а вам убивать приходилось? Ведь на войне как на войне, — интересуюсь я.
— Не знаю, — уклончиво отвечает афганец. — Стреляли, без этого не обошлось.

— А было ли в той войне место подвигу?
— В той войне подвигов было много. Каждый из военнослужащих готов был его совершать. Но в нашей ситуации этого не потребовалось. Мы просто честно исполняли свой воинский долг.

Знаю, что не всё мне рассказывает Евгений Савельев. В его характеристике читаю: «Принимал участие в боевых действиях, где показал себя храбрым, мужественным воином, верным присяге и воинскому долгу». О мужестве и солдатском подвиге говорят и его награды: медаль «За боевые заслуги» и медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Их бережно хранит жена Евгения Михайловича Марина Петровна. Она помнит, как ждала волотовская молодёжь парней из армии.

— Все мы очень переживали за них. Знали, что служат ребята в Афганистане. Первым пришёл Иван. А уж потом Женя. С поезда сразу в клуб зашёл. Тогда я его и увидела в военной форме.

— А дружить стали когда? — любопытствую я.
— Да как-то сразу и началась наша дружба, — улыбается Марина.

Дружба длилась недолго, всего месяцев девять. И пошли молодые люди в загс. С тех пор идут по жизни вместе вот уже более 30 лет. В любви и согласии вырастили супруги Савельевы сына и дочку.

И снова я возвращаюсь к беседе с Евгением Михайловичем:

— На Ваш взгляд, советские войска нужно было вводить в Афганистан? Какой наказ вы хотели бы дать новому поколению ребят, будущих солдат Российской армии?
— Считаю, что присутствие наших войск в Афганистане было необходимо. И не надо было выводить оттуда советские войска. Не надо. А современная армия должна быть армией, как в Советском Союзе. Учить молодёжь надо серьёзным вещам по-военному. А то на учения едут с одноразовой посудой...

Екатерина МАЛОВА
Фото Екатерины МАЛОВОЙ и из архива семьи Савельевых

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА