Друзья мои дорогие! Не всё потеряно, пока есть в нашей стране талантливые и умные дети. Недавно я получила удивительное письмо от 14‑летней Евы Андриановой из Санкт-Петербурга. В столь юном возрасте она уже добилась в жизни многого. В частности, как талантливый музыкант. К тому же не все взрослые могут так ясно мыслить и рассуждать. Впрочем, прочтите сами это письмо.
Дорогая Надежда Харламова!
Извините, не знаю вашего отчества. Я так счастлива, что нашла через столько лет могилу моего дедушки, лейтенанта Бориса Игнатьевича Андрианова. Он погиб в апреле 1942 года возле деревни Уномерь Батецкого района, тогда Ленинградской области. Это был Калининский фронт. Мы увидели в соцсети ваш видеофильм о воинском захоронении, и вот...
Мама плачет, это её родной дядя, брат отца. Я из Питера. А вы где живёте?
Мне 14 лет. Маме моей уже больше пятидесяти. Мой дедушка Павел тоже всю жизнь искал место захоронения его старшего брата. Мамин дядя Борис окончил Краснодарское зенитно-артиллерийское училище. При его переходе на 3 курс началась война. Их сперва отправили под Новороссийск. Там, уже в условиях боёв, ему присвоили звание «лейтенант». Следом был Сталинград. Его назначили командиром огневого взвода 61‑го отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона («Катюши»). В соответствии с приказом Сталина устройство «Катюш» не могло стать известным врагу. И дядя Борис был вынужден взорвать себя и установку.
Очевидно, это случилось в апреле 1942 года. Но как именно, точно неизвестно. С ним служил его сокурсник, которому выходившие из окружения солдаты рассказали, что фашисты окружили дядю Бориса с командой. А полицаи на русском языке кричали, чтобы они сдавались. Но герои якобы взорвали себя вместе с установкой.
Там страшные бои шли.
Мама не поменяла фамилию Андрианова, то есть девичью свою фамилию оставила. И мне не стала менять, чтобы память о дяде Борисе и дедушке Игнате жила. Прадед мой, мамин дедушка Игнат, погиб на Малой Земле. Больше ничего не осталось, только память.
Вам спасибо за фильм. Вы летом поедете в Уномерь? Хоть мама и на пенсии, но мы приедем. Я буду играть для тех, кто здесь погиб. И мы тоже соберём деньги на памятник дяде Борису. Может быть, разрешат поставить где-нибудь за оградой.
Спасибо вам, что сняли фильм. Низкий поклон и благодарность за Память.
Ева АНДРИАНОВА
P. S. Я играю на скрипке и фортепиано. Вышлю вам своё видео. Как станет теплее, обязательно вместе с мамочкой приедем. Всем погибшим воинам и моему дедушке, маминому родному дяде Борису, сыграю. Пусть им спится спокойно. Они свой долг перед Родиной выполнили честно. Они отдали единственное, что у них было, — свои жизни.
Информация и фото Надежды ХАРЛАМОВОЙ,
а также из семейного архива
Евы АНДРИАНОВОЙ