Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Ручьём художественного слова

Районный этап конкурса чтецов «Живая классика» прошёл в центральной библиотеке. В этом году взору и слуху жюри открылись новые яркие таланты, некоторые из них и представляли демянскую землю уже на областном этапе.

Сложность для ребят — учеников 5–11 классов — заключалась в том, чтобы в пятиминутном отрывке отразить не только художественный замысел автора, но и постараться увлечь слушателя, заставить его сопереживать и проникнуться текстом. В целом почти всем это удалось с успехом. И неважно, что кто-то выступил хорошо, а кто-то — отлично.

Важно иное: дети чувствуют, ощущают текст произведения, чтение для них является, как в прозе Андрея Белого, способом перенестись в другой мир, эпоху, ситуацию, в иное время и место. Само по себе это дорогого стоит. Выиграл ты или нет... Не столь важно. Выиграли все. Может быть, сейчас пяти- и шестиклашкам трудно осознать это, но их стремление читать так, чтобы окунуться в художественный мир, — вот главное достижение, о котором они будут вспоминать всю жизнь.

«Живая классика» вот уже на протяжении долгих лет оказывается одним из немногих проектов, который показывает, что само по себе чтение является ступенью в будущее, что оно способно возвышать человека, делать его творцом. Вспоминаются слова Николая Александровича Бердяева, написанные им уже за границей в эпоху перелома социальных формаций: «Через культуру лежит путь вверх и вперёд. Это путь превращения самой культуры в новое бытие, в новую жизнь, в новое небо... Личность не рождается от родителей как индивидуум, она созидается Богом и самотворится...».

Одиннадцать юных чтецов из четырёх школ района показали свои подготовку, талант, экспрессию. Книга Валентина Постникова «Весёлый двоечник» — это лоскутное одеяло, показывающее жизнь и приключения Семёна Рыжикова. Истории действительно поучительные, пропитанные интересными, нестандартными, а подчас и неожиданными умозаключениями главного героя, который, попадая в сложные ситуации, ничтоже сумняшеся ищет и, как ему кажется, находит из них оригинальный выход. В рассказе «Жених из 3 «Б» Петька — друг главного героя — ищет невесту Семёну, потому что последний решил во что бы то ни стало жениться. Ведь он уже в третьем классе! Ещё пару лет, и поезд, по мнению Петьки, безвозвратно уйдёт. Владимир Алексеев с присущей персонажам наивностью прекрасно прочитал этот рассказ, чем, безусловно, поднял настроение жюри в самом начале конкурса.

Тексты Бориса Ганаго стали уже неотъемлемой частью «Живой классики». Они интересны, пропитаны христианскими мотивами добродетели и человеческого терпения. Понятные детскому разуму ситуации вовлекают читателя в вопросы бытия. Одно из таких произведений — «Возвращение к жизни». На суд жюри своё прочтение этой западающей в душу истории представила Дарья Ганночкина. Проникновенно, сострадательно, сопереживающе. Прочитайте рассказ сами и, возможно, найдёте в нём что-то близкое вам.

Проза для детей Льва Толстого, скажем прямо, — нечастый гость конкурса. А зря. Очень трогательным и оригинальным было прочтение рассказа «Лебеди» юным чтецом Алексеем Зуевым.

Заслуженная награда Кирилла Польского

«Битва с вампирами» Марины Дружининой — замечательный рассказ с отсылкой к настоящему, к миру современных детей. Блестяще этот мир и переживания передал жюри один из победителей конкурса Кирилл Польский. Не пожалейте времени и прочитайте этот рассказ так, как это сделал Кирилл — просто, понятно, с присущей только ребёнку интуицией и, в какой-то степени, силой воли. Наверняка вы станете гораздо лучше понимать своих детей.

«Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — повесть не столько трагичная, хотя и описывающая годы блокады Ленинграда, сколько написанная в духе реализма. Но художественная ценность её именно в проникновении в мысли главной героини. Читая описание повседневной блокадной действительности, вы не найдёте здесь гротескной героизации. «Герои среди нас» — таков посыл писательницы. Отрывок из этой повести «Довесок», представленный Ангелиной Сергеевой, заставил членов жюри переосмыслить эти страшные годы: мы словно перенеслись в иную блокаду — автобиографическую, безысходную, с бытовыми вопросами и человеческим отношением, проявляющимся в обыденной жизни. Прочитайте. Поймёте.

Представительница филиала Демянской школы в д. Великий Заход Ульяна Владимирова на одном дыхании, словно это было с ней, прочитала, нет, рассказала отрывок из «Как меня учили музыке» Ирины Пивоваровой. Члены жюри признались, что ловили себя на мысли о том, что Ульяна словно сама пережила эти настоящие мучения с «музыкальной муштрой» и непониманием родителей, для которых умение ребёнка музицировать — лишь повод показаться интеллигентной семьёй высшего круга перед гостями. Сказать «Здорово!» — ничего не сказать. Передать эмоции так, как это сделала Ульяна, думаю, ни у кого не получится. Она стала вторым победителем этапа конкурса.

Лёгкое перо Михаила Зощенко также часто наблюдается в «Живой классике». На этот раз на рассказ «Воры» пал выбор Ивана Аверкина и его педагогов. Не буду рассказывать о произведении. Зощенко лучше иногда просто перечитывать.

Английская литература была представлена на конкурсе небольшим количеством произведений. Но в этом году было особенно приятно услышать святочный рассказ «Малютка Тим» из «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса. Диана Тихомирова смогла передать простоту и сердечность рождественского сюжета, присущий англо-американской культуре дух Рождества. Эта простая, но поучительная история не оставила жюри равнодушным.

Отрывок из повести «А зори здесь тихие» Бориса Васильева перенёс нас в ситуацию войны, смерти, героического выбора. София Кононенко блестяще передала чувства и размышления героев.

Ямникская школа представила на суд слушателей повесть-сказку «Крайний случай» Ильи Туричина в исполнении Альбины Газман. Поучительность, трагичность и милосердие — вот лейтмотивы, которые жюри смогло прочувствовать.

«Сердце земли» Юрия Яковлева — не просто автобиографическое произведение. Это признание в любви к матери, малой родине. Всё это удалось талантливо и блестяще донести до слушателей Марии Тимофеевой — третьей победительнице районного этапа «Живой классики».

Все участники, помимо победителей, были отмечены дипломами. Среди лауреатов: Владимир Алексеев (Демянская средняя школа), София Кононенко (Лычковская средняя школа), Диана Тихомирова (Лычковская средняя школа). Школьные кураторы были отмечены благодарностями за помощь в проведении и организации конкурса юных чтецов.

Иван БОРОДИН
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА