Суббота, 27 июля 2024

Редакция

Не столько оценивают, сколько ценят

участников на конкурсе профмастерства «Воспитатель года». Ценят их профессионализм, трудолюбие и преданность миру детства.

«Воспитатель года» — это и соревнование, и площадка по обмену опытом. Весной 2020‑го из-за коронавируса в многолетнем календаре образовался пропуск. Нынче конкурс возобновился. Первый очный тур в зале сада «Звёздочка» прошёл, как и положено, с масками, дистанцией между участниками, минимумом зрителей, но максимумом положительных эмоций.

Заместитель председателя комитета образования и молодёжной политики администрации района Ольга Карпова, открывая творческое состязание, пожелала, чтобы конкурс принёс его участницам радость, чтобы раскрылись все таланты, таящиеся в душах самых креативных людей на свете. Ну в какой ещё профессии можно за день побывать художником, музыкантом, Бабой Ягой, фоторепортёром, клоуном, экологом, сценаристом, а ещё добрым другом, хранителем самых важных детских секретов и немножко волшебником.

Участие в конкурсе‑2021 приняли пять педагогов дошкольного образования из четырёх городских детских садов: логопед Леся Чихачёва («Сказка»), воспитатели Юлия Филиппова («Кроха»), Ирина Григорьева и Юлия Максакова («Звёздочка»), Анна Антонова («Колокольчик»). В заочном туре конкурсантки представили визитные карточки: рассказали о себе, о своём видении профессии. На первом личном соревновании участницы продемонстрировали коллегам и жюри свои педагогические находки.

Требования к современному воспитателю очень высоки. Он должен быть мудрым наставником, умеющим отвечать на тысячу «почему» в день, владеть достижениями педагогической науки и практики, осваивать инновационные технологии. Для поколения бабушек и прабабушек нынешних дошколят эти слова звучат, наверное, слишком наукообразно. Но времена, когда детский сад был исключительно местом, где чадо накормят, погуляют, спать положат и в конце дня родителям сдадут, давно миновали. И дети XXI века мало похожи на своих сверстников середины века прошлого. Сегодня, не успев выпустить из рук соску, они уверенно тыкают пальчиками во всевозможные гаджеты.

Конкурсантки к работе готовы

Неудивительно поэтому, что темы двух выступлений были посвящены информационно-коммуникационными технологиям. Леся Чихачёва рассказала о своём опыте применения ИКТ в работе с логопедической группой, Ирина Григорьева — с детьми старшего дошкольного возраста. Оба педагога на практике пришли к выводу, что использование информационных технологий способствует повышению интереса детей к обучению и активизирует их познавательную активность. При помощи электронных средств легче и быстрей налаживаются и контакты с родителями воспитанников, особенно в новой реальности, связанной с эпидемией коронавируса.

С другой стороны, дети, легко переходящие в компьютерной игре с уровня на уровень, порой не могут связно рассказать о ней же или решить несложную логическую задачу. Чрезмерное увлечение детей гаджетами имеет и иные негативные стороны, что тревожит педагогов. Анна Антонова, например, отметила явление, прежде детям совершенно не свойственное: многие из них не умеют играть... с мячом. Темой её выступления стало развитие у воспитанников крупной моторики, потребности в движении. К тому же дети, выплеснувшие избыток энергии в физических занятиях, становятся менее капризными, лучше спят. А мелкая моторика и глазомер у самых маленьких детишек отлично развиваются с помощью песка, уверена Юлия Филиппова. Играющий ребёнок чувствует себя свободным, уверенным в своих силах, даёт волю воображению.

Современный электронный мир породил и ещё одну проблему: разобщённость людей. Наедине с ноутбуком или смартфоном многие взрослые чувствуют себя гораздо комфортней, чем в обществе себе подобных. Но рано или поздно каждому приходится как-то вступать во взаимодействие с другими людьми. Научить этому можно с помощью социоигровой технологии, считает Юлия Максакова. У детей при работе в команде развиваются познавательные, творческие способности, мышление, речь, активная позиция, самостоятельность, им легче адаптироваться к новой жизни в школе.

Заключительный этап конкурса состоялся 31 марта. В формате ток-шоу воспитатели говорили о самых разных сторонах своей профессии: о том, как в неё приходят и почему в ней остаются; о тонкостях работы с детьми и родителями; о месте дошкольного образования в современном мире и многом другом.

Решающий тур - волнение неизбежно

Председатель комитета образования и молодёжной политики администрации района Ида Ермолаева огласила общие итоги трёх предыдущих туров конкурса и передала слово модератору ток-шоу «Профессиональный разговор» Юлии Пресман (в прошлом году она представляла маловишерских воспитателей на областном конкурсе и попала в пятёрку лучших в регионе).

Предварительно никто из четырёх участниц шоу вопросов не видел и заранее подготовиться не мог. Им предстояло моментально сориентироваться и высказать своё мнение по предложенной теме. Случайных людей в этой профессии не бывает. Кто-то пришёл работать в детский сад сразу после колледжа или института, является продолжателем педагогической династии, кто-то сменил несколько профессий, прежде чем понял, что его призвание — воспитывать детей, отдавая им свою любовь и жизненный опыт. И было видно, что вместе с родителями (а иногда и вместо них) цветы жизни на маловишерской земле выращивают заботливые и думающие садовницы (так называла в своё время воспитателей основательница первого в России детского сада Аделаида Симонович).

Сегодня мы живём в начале той эпохи, где виртуальный мир для многих предпочтительней мира реального. Как привить детям любовь к живому общению друг с другом, понимание ценности реальной дружбы? Чтобы созидать эту работу, воспитатель сам должен обладать большим спектром жизненных качеств. Каких? Какой он — компетентный воспитатель? Каким образом можно восполнить свою компетенцию? Возможен ли индивидуальный подход к каждому ребёнку и как его достичь? Совпадает ли ваше представление о роли воспитателя с ожиданиями родителей и детей? Учитывая, что социальные сети являются неотъемлемой частью жизни, как бы вы оценили роль современного инструмента коммуникаций для педагога, воспитанников, родителей? Существует мнение, что сегодня родители не воспитывают детей, а финансируют их. Ваше мнение об этом высказывании?

Юлия Максакова (детсад «Звёздочка») признана «Воспитателем года–2021». Районный конкурс профессионального мастерства завершился в среду.

Когда педагог смотрит на проблемы и ошибки взаимоотношений между родителями и детьми со стороны, то ответы на все вопросы ясны, а проблемы — решаемы. А если заглянуть на минутку внутрь себя и ответить на вопрос, какие родители вы сами? Так сложилось, что в профессии педагога дошкольного образования в абсолютном большинстве — женщины. Как гармонично существовать в союзе «семья — работа»? Что нужно реформировать в образовательных стандартах дошкольного образования?

Вот такой шквал вопросов обрушился на участниц ток-шоу. Новый формат заключительного тура районного конкурса оказался настолько удачным, что к разговору то и дело подключались члены жюри (сами они — педагоги, бывшие воспитанницы детских садов, мамы и бабушки современных детсадовцев). Сразу было понятно, что темы актуальны и задевают за живое. Но состязание есть состязание, и членам жюри пришлось удалиться для подведения окончательных итогов. А унять волнение участницам и сократить время ожидания для немногих болельщиц помогли невероятно гостеприимные хозяева площадки — педагоги и воспитанники детсада «Звёздочка» (корпус на Лесной, дом 17 а). Мальчишечий танец с поварёшками, девчоночий — с куклами... Воспитатели — самые благодарные зрители, ладоней не жалели. Под занавес ребята из старшей группы исполнили песню со значением — «Мы желаем счастья вам!».

Удача в конкурсе «Воспитатель года–2021» сопутствовала Юлии Максаковой (детсад «Звёздочка»). Второе место у Леси Чихачёвой, третье — у Юлии Филипповой. На память о событии у всех участниц, включая прихворнувшую и по этой причине пропустившую заключительный тур Ирину Григорьеву, останутся наборы посуды из десяти предметов: их предоставил спонсор мероприятия — «Хасслахерлес». Юлия Максакова будет защищать честь района на областном этапе конкурса.

За конкурсом профессионального мастерства
с интересом наблюдала
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Как ты яхту назовёшь, так она и поплывёт!

И в жару, и в дождь работники культуры находят интересные занятия для детей

администрации Любытинского района

Моя ладья в волнах плывет

Любытинский музей начал проводить водные экскурсии на стилизованном славянском судне.

Долгожителя Геннадия Никонова поздравляет с 90‑летием Римма Кузнецова

Тихая пристань ветерана

Для бывшего корабела, 90‑летнего Геннадия Никонова, таким местом жизненной швартовки стал город Холм.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА