Любите ли вы театр? Многие, наверное, если им задать этот вопрос, вспомнят откровение Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра».
«...Театр — это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное «я» исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваша душа жаждала любви и упоения, в театре эта жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь, и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью...»
Недавно я побывала в театре «Премьера» при районном доме культуры и ещё раз убедилась в том, насколько же точно передано в монологе Татьяны Дорониной восприятие зрителя. Вот и я, получив большой заряд положительной энергии, ярких впечатлений и прикосновения к прекрасному, решила познакомиться с местным театром поближе и попросила рассказать о «Премьере» заведующую РДК, бессменного талантливого режиссёра Светлану ИСЛАМОВУ (на снимке на):
— Наш самодеятельный театр существует с 2003 года. Изначально он создавался как театр малых форм с целью постановки театрализованных концертов к Международному женскому дню. Это были самые рейтинговые концерты РДК, зрители тепло и восторженно принимали премьеровцев, ждали встречи с ними. Со временем «Премьера» стала основной «ударной силой» и в мероприятиях, посвящённых Дню Победы и Дню посёлка. В таком формате театр просуществовал 15 лет.
2019 год был объявлен Годом театра. Это событие нужно было отметить чем-то особенным, а рамки малых форм не позволяли это сделать. Да и, честно говоря, в них было уже тесно, хотелось чего-то большего. Так пришла идея поставить «полнометражный» спектакль. Мы и сами не ожидали такого интереса к нашим постановкам. Спектакль «Тётки в законе» по пьесе Александра Коровкина был экспериментом, так называемым пробным шагом: получится — хорошо, не получится — значит, пойдём по прежнему пути.
По овациям зрителей, которые мы услышали в финале, стало ясно — эксперимент удался. А когда от жителей посёлка стали поступать настойчивые просьбы повторить показ, и на повторном показе случился такой же аншлаг, когда мы увидели в зале людей, которые пришли на тот же спектакль второй раз, мы поняли, что сделали что-то такое, чего и сами пока не осознаём. Это «что-то» чётко сформулировала одна из жительниц в книге отзывов: «Спасибо за собственный театр!».
Такие овации и такие рецензии накладывают на нас и большую ответственность. Мы уже не имеем права обмануть ожидания земляков.
— Каким постановкам вы отдаёте предпочтение?
— Как я уже сказала, первым «полнометражным» спектаклем была комедия «Тётки в законе» по пьесе Александра Коровкина, а потом у нас появился любимый автор — английский драматург Рэй Куни, которому мы не изменяем вот уже третий спектакль. По его пьесам были поставлены комедии «Клинический случай» и «Слишком женатый таксист». Сегодня, также по его пьесе, пройдёт спектакль с рабочим названием «Он, она, окно, покойник».
Следует отметить тот факт, что пандемия существенно сказалась на планах многих россиян. К сожалению, были сорваны и некоторые наши планы. Весной 2020 года не вышел в свет спектакль «Гарнир по-французски». И теперь вряд ли к нему вернёмся — внутренне перегорели. Но зато поставили и показали «Слишком женатого таксиста». И пусть из-за ограничений зал был заполнен только на 25 процентов и нам пришлось показать спектакль три раза вместо двух, мы каждый раз ощущали поддержку зрителей как от целого зала.
По какому принципу выбираем пьесы? Это обязательно должна быть комедия. Драм и трагедий хватает и в жизни. Наша задача состоит в том, чтобы, присутствуя на спектакле, люди забыли на пару часов о житейских проблемах и ушли от нас с хорошим настроением. Обязательно должен быть динамичный сюжет, желательно с необычным поворотом событий. А если его нет, мы сами его организовываем. Лирическим комедиям предпочитаем сатирические, причём, как уже заметила, нередко редактируем их на свой манер.
— А как часто проходят репетиции?
— За год мы можем поставить два спектакля, так как на их подготовку уходит много сил. Правда, «Тёток» мы создали за три недели, что, по сути, нереально. Обычно мы готовим спектакль за месяц-полтора почти ежедневных репетиций. Это очень напряжённое время, когда мы практически выпадаем из обыденной жизни.
Конечно, это очень осложняет жизнь нашим актёрам. Ведь ради репетиций они жертвуют свободным временем. В эти дни они практически выпадают из семейной жизни, откладывают в сторону домашние дела и заботы. У них могут возникнуть проблемы на работе, ведь после трудового дня мы идём в РДК, репетируем по три часа... Я уж не знаю, как наши актёры после репетиций «Тёток» ходили на работу — лично я, как говорится, была никакая.
Собрать всех одновременно на репетицию — это вечная проблема. Рабочие графики, болезни, форс-мажорные обстоятельства... Они ведь живые люди. Случалось и так, что всем составом собирались только на премьере. Тут спасает чувство локтя и переживание за судьбу общего дела — «Премьера» уже завоевала авторитет зрителей, и его нельзя не оправдать.
— Что, по-вашему, вдохновляет актёров на такой вот титанический труд?
— Наше вдохновение — это, прежде всего, зрительский интерес. Мы понимаем, что востребованы, что в отношении нас есть ожидания. А ещё, конечно же, любовь к театру. Премьеровцы поистине болеют театром и без сцены себя уже не мыслят. Это опытные состоявшиеся актёры. В ходе репетиций и показа постановок они сами нередко находят нужные ходы и интересные решения. Работать с ними — одно удовольствие!
— Как вы обычно находите актёров?
— По роду своей деятельности я постоянно общаюсь с людьми и давно знаю, что каждый человек наделён какими-то способностями. Если вижу, что в глазах у человека «пляшут чёртики», я уже не потеряю его из виду. Вопрос только в том, нужно ли это самому человеку. Сцена — это ещё то испытание, не каждый отважится на неё подняться. Но, побывав там однажды, испытав взрыв адреналина и радость от хорошо сделанной работы, уже не сможешь без этого обходиться. Вот среди этих людей с чёртиками в глазах и нахожу соратников.
В нашем театре играют Анна Афанасьева, Катя Маринич, Жанна Иванова, Александр Тимофеев, Илья Никитин, Михаил Андреев, Алексей Дубецкий, Виктор Латахин, Степан Фомин. Кстати, Степан пишет замечательные стихи. Два его стихотворения вошли в книгу «Поэты года». Это костяк актёрского коллектива, хотя иногда мы привлекаем к участию в постановках и других ребят. Причём каждый уникален. Они способны даже без грима и костюма преобразиться так, что невольно начинаешь воспринимать их как персонажей: например, не как Катюшу Маринич, а как Бабу-ягу или царицу. Они играют, как дышат, они могут всё.
Без них невозможно представить «Премьеру». Они — моя гарантия, на них основывается уверенность в завтрашнем дне нашего театра.
— Что ждёт зрителей дальше?
— Новый спектакль, конечно!
Театр — это всегда атмосфера праздника, и создаётся она не только собственным настроением, пьесой, актёрской игрой, но и зрителями в зале, причём каждым в отдельности. А потому — идите в театр, смейтесь и переживайте, восхищайтесь и аплодируйте, отдыхайте, забыв обо всём на свете! Это иногда так нужно каждому из нас...
О театре кукол «Крошка» мы расскажем в ближайших номерах районной газеты.
Людмила МАКАРОВА
Фото из архива РДК